Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: как подготовить закупку, разместить в ЕИС, заключить договор

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: как подготовить закупку, разместить в ЕИС, заключить договор

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

2 В указанный реестр не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС ч.

Для чего нужен документ

Образец извещения о закупке по 223-ФЗ в обязательном порядке готовится заказчиками в составе закупочной документации и является неотъемлемой ее частью (ч. 8 ст. 4 223-ФЗ). Неразмещение информации влечет наступление административной ответственности и штрафных санкций (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Процесс формирования и публикации регламентируется ст. 4 223-ФЗ.

При подготовке документа заказчик должен руководствоваться обновленными положениями ч.

Когда допускается закупка

Закупка у единственного поставщика возможна по инициативе заказчика, который заключает договор с определенным поставщиком после отправленного в его адрес предложения заключить сделку либо после того, как заказчик получил предложение от поставщика заключить контракт и в дальнейшем принял его.

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 223-ФЗ от 2011 года не регламентирует прямую закупку у единственного поставщика, но разделяет все закупки на конкурентные и неконкурентные. 223-ФЗ обязывает заказчиков определять поставщиков через аукцион и конкурс, но закупки у единственного поставщика применять необязательно.

Для закупок неконкурентным способом заказчик должен прописать данный способ определения поставщика в Положении о закупке. В данном Положении определяется и регламент подготовки и реализации закупочной процедуры.

В 223-ФЗ не приведены основания для проведения закупки у единственного поставщика. Заказчик должен прописать их в разработанном им Положении о закупке. Но при выборе таких оснований нужно учитывать только те причины, когда применение конкурентных закупок становится невозможно или нецелесообразно. Именно Положение о закупке является основополагающим документом, который регулирует работу заказчика по 223-ФЗ. Связано это с тем, что 223-ФЗ не так строго регламентирует вопрос проведения закупок по сравнению с 44-ФЗ.

При выборе оснований для закупок у единственного поставщика заказчик может (но не обязан) ориентироваться на положения 44-ФЗ. Основания для проведения закупки в неконкурентной форме в рамках контрактной системы перечислены в ст. 93 44-ФЗ. В рамках 223-ФЗ заказчики могут расширять данный перечень.

Злоупотребление указанным правом на проведение неконкурентных закупок со стороны заказчика может привести к негативным последствиям. Заказчик должен отдавать приоритет конкурентным способам отбора поставщика (например, по Письмам МЭР от 2015 года №Д28и-3384, от 2015 года №Д28и-3118 и пр.). МЭР указывает, что необоснованное применение закупок у единственного поставщика приводит к ограничению конкуренции, неэффективному расходованию денежных средств и может быть обжаловано.

Обладает схема подписания контракта с единственным поставщиком определенными недостатками. Основным из них является отсутствие конкуренции. Это влечет за собой минимальное снижение цены и не отвечает принципам экономии денежных средств.

Заказчик вправе самостоятельно определять ценовой порог, до превышения которого закупку разрешается провести без конкурентной процедуры например, если НМЦК не превышает 1 млн р.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: как подготовить закупку, разместить в ЕИС, заключить договор

Всех заказчиков, проводящих закупки по закону 223-ФЗ, неизменно волнует вопрос, какие именно закупки и в каких объемах можно осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), то есть без проведения конкурентных закупочных процедур, чтобы не возникало ненужных вопросов у потенциальных поставщиков и у ФАС.
Для ответа на данный вопрос обратимся сперва непосредственно к закону 223 ФЗ, часть 2 статьи 3 которого гласит, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, а также устанавливается порядок осуществления таких закупок.
В части 3.2 той же статьи говорится, что способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.
А в статье 3.6, которой закон 223-ФЗ был дополнен с 1 июля 2018 года, указано, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.
Таким образом, из прямого прочтения закона 223-ФЗ можно сделать вывод, что вопрос регулирования закупок у единственного поставщика в 2020 году, в том числе в части применяемых способов и случаев, в которых можно не прибегать к использованию конкурентных процедур, находится исключительно в ведении заказчиков по 223 ФЗ.
Именно поэтому очень важно прописать перечень важных для вашей организации случаев закупки у единственного поставщика в вашем Положении о закупке.
На сегодняшний день пока отсутствует ответственность за нарушение собственного Положения о закупке, но, возможно, в 2020 году в КоАП будут внесены изменения, которые будут предусматривать существенные штрафные санкции за выбор неправильного способа закупки по 223-ФЗ.
За основу можно взять перечень, предусмотренный для государственных и муниципальных заказчиков законом 44-ФЗ, и дополнить его ситуациями, характерными для вашей организации, в которых использование конкурентных процедур является нецелесообразным или экономически не слишком эффективным.
Много сомнений вызывает аспект, связанный с так называемым «дроблением» закупок, то есть с разделением одной крупной закупки на несколько мелких, укладывающихся по лимиту в возможность проведения закупки у единственного поставщика, как правило, не превышающих по стоимости 100 (300) тысяч рублей.
В данном случае, как и при проведении закупок в целом, необходимо помнить о существовании Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Законом 223-ФЗ такие действия не запрещены, но прецеденты обжалования заключенных таким образом договоров уже бывали. Поэтому рекомендуется такого рода закупками не злоупотреблять.
В 2020 году закон 223-ФЗ дает возможность не составлять извещение, документацию и протоколы при закупках у единственного поставщика (ч.5 ст.4), если Положением о закупке не предусмотрено иное. Поэтому, во избежание недопонимания и двусмысленных толкований, целесообразно прописать в Положении о закупке соответствующие пункты о том, что заказчик вправе не составлять и не размещать указанные выше документы при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
ВАЖНО: Отсутствие необходимости готовить извещение и документацию не освобождает заказчиков от обязанности включать информацию о такой закупке в план, а также направлять сведения о заключении, изменении и исполнении договоров с единственным поставщиком на сумму более 100 (300) тысяч рублей в Реестр договоров (ч.2 ст.4.1 закона 223-ФЗ). Функционалом ЕИС предусмотрена данная возможность.
Информации о заключении договора размещается в Реестре договоров в ЕИС в течение 3 рабочих дней, об изменении и расторжении договора – в течение 10 (календарных) дней.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» будут рады подготовить для вас качественное, соответствующее всем нормам 2020 года Положение о закупке, в котором будут прописаны все необходимые и важные для вашей организации нюансы осуществления закупок по 223-ФЗ, в том числе перечень возможных случаев закупок у единственного поставщика.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 – 2020 г.

4 , если Положением о закупке не предусмотрено иное.

Понятие и определение закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупка товаров у единственного поставщика – это способ закупки, в рамках которого заключается договор с конкретным поставщиком (исполнителем или подрядчиком) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика устанавливается заказчиком в Положении о закупке (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). Прямая закупка без просмотра конкурирующих предложений осуществляется:

  1. Через направление предложений о заключении договора в пользу конкретного поставщика.
  2. Через принятие предложения о заключении договора от одного поставщика, исполнителя или подрядчика.

Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком.

Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации

Организация-заказчик в положении устанавливает и сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика. Законодательство не обязывает проводить заказы в каких-то конкретных временных рамках. Единственное, чего стоит придерживаться, — это план закупок, в котором определены примерные даты проведения того или иного заказа. Не стоит публиковать после заключения договорных отношений с единственным поставщиком. Если заказчик работает по 223-ФЗ, он обязан соблюдать ряд принципов, а отложенное размещение документов о заказе нарушает принцип информационной открытости.

Читайте также:  Виза в Египет - нужна ли для россиян, электронная, сколько стоит

Изменения вносятся аналогичным образом — по регламенту, установленному нормативами заказчика о закупочной деятельности по 223-ФЗ. Сроки и порядок внесения изменений разрабатывает сам заказчик. Для вступления в силу коррективов исполнитель размещает обновленное объявление в ЕИС.

Заказ у единственного поставщика это прямая неконкурентная закупка.

Протокол закупки

Протокол закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ — это документ, содержащий решение по результатам закупки. Порядок его составления и рассмотрения предусмотрен ч.13-14 ст. 3.2 223-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 908 от 10 сентября 2012 года.

Каких-то специальных требований к содержимому протокола нет. Все важные моменты указываются в собственном Положении о закупке организации.

Составленный протокол заказчик должен разместить и опубликовать в ЕИС в течение трех дней с момента подписания в соответствии с ч. 12 ст. 4 223-ФЗ.

Составленный документ по результатам должен содержать:

  • реквизиты, в том числе дату подписания;
  • количество заявок, которые были подданы на закупку, с указанием времени;
  • результаты по рассмотренным заявкам;
  • указание причин, по которым были отклонены те или иные заявки;
  • итоговое решение комиссии по закупкам о каждой рассмотренной заявке;
  • если процедура не совершилась, то указать причины этого исхода;
  • другие элементы, указанные в Положении.

Итоговый протокол также должен быть представлен после подписания. На это дается три дня. Если возникли технические неполадки, то их необходимо устранить в течение суток опубликовать документ.

В итоговом документе должны быть отражены:

  • дата подписания протокола;
  • суммарное число заявок, которые были поданы;
  • указание заявок в убывающей последовательности, в зависимости от степени выгодности;
  • результат оценки каждой заявки;
  • причины несостоявшейся процедуры;
  • прочие сведения, согласно Положению компании.

документы учредителей, подтверждающие их права;.

Собственно заключение договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ

Форма договора, сроки и порядок его подписания определяются положением о закупке. Больше информации по этой теме читатель сможет найти в статье «Как заключить договор согласно ФЗ-223 в 2019 году».

Если документацию было решено публиковать в ЕИС, а затем в нее вносились изменения, изменения тоже освещаются в ЕИС. Их необходимо разместить не позднее, чем через 3 дня со дня принятия решения о внесении изменений, предоставлении разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

место исполнения обязательства;.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: как подготовить закупку, разместить в ЕИС, заключить договор

Закупка у единственного поставщика (неконкурентная закупка) – это один из возможных способов закупки, который заказчик может предусмотреть в своем положении о закупке.

Положение о закупке регламентирует всю закупочную деятельность заказчика. В положении о закупке заказчик устанавливает способы закупки, порядок их подготовки и проведения. В целом, закупка у единственного поставщика (ЕП) это такой способ закупки, при котором не проводится конкурентный отбор (конкурентные процедуры), закупка проводится с минимальным мониторингом рынка.

Возможное (наилучшее) определение такой закупки в Положении о закупке:
«Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений».

Особенности
По 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке!

Закупка у ЕП – это неконкурентная закупка!

При этом необходимо помнить цели и принципы 223-ФЗ, в которых в числе прочих, есть принцип о развитии конкуренции и об эффективном использовании денежных средств, в соответствии с которым заказчик должен стремиться случаи закупок у единственного поставщика минимизировать. Таким образом, какое-то количество конкурентных закупок обязательно нужно проводить.

Каждый случай закупки у ЕП должен быть обоснован (не обязательно письменно).

Можно ли закупать у ЕП, если поставщик не является монополистом?
Наличие на рынке единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку указанным способом.

Определение случаев закупки у ЕП в положении

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если:

1) Малый объем закупки (до 100/500 тысяч рублей).

Возможная формулировка в положении: «Стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает сто тысяч рублей (с учетом налогов и сборов)».

Не следует писать ограничение, что 100/500 тыс. рублей – закупка одноименной продукции. С таким условием работать не удобно. Кроме того, тогда нужно дать определение, что для заказчика является одноименной продукцией.

Желательно установить такое ограничение:

100 тысяч рублей по одной закупке, но не более, чем 30% от годового объема закупок.

Если не устанавливать никаких ограничений, то 100 тысяч рублей считается за одну закупку.

Искусственно дробить закупки нельзя. Проверяющие органы в таком случае могут признать сделку фиктивной, и привлечь за нарушение принципов 223-ФЗ, а именно – принцип эффективного расходования денежных средств.

2) По результатам несостоявшейся закупки.

– Закупка у единственного участника конкурентной закупки (при условии, что участник допущен).

При этом договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона – по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях.

– Закупка у единственного поставщика, если по результатам конкурентной закупки не было подано ни одной заявки, либо все заявки участников были отклонены.

Конкурентную закупку заказчик может продлить (должно быть предусмотрено в положении).Если даже после продления нет заявок, то в положении о закупках нужно прописать несколько возможностей:

Провести процедуру повторно;
Отказаться от проведения процедуры закупки;
Провести закупку у единственного поставщика.

Предусмотреть в положении порядок согласования таких закупок (на основании протокола закупочной комиссии, по решению руководителя или другого уполномоченного лица и т.д.).

3) Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

4) Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.

5) Осуществляется закупка услуг связи.

Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий.

6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика.

7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств.

8) Заключается договор аренды недвижимого имущества.

9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

10) Заказчик, являясь исполнителем по договору, заключенному с третьим лицом, осуществляет закупку товаров, работ, услуг у лиц, согласованных с третьим лицом.

11) Закупка путем участия в конкурентной процедуре продавца.

12) Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

13) Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание).

Читайте также:  При одновременном применении УСН и ПСН надо вести раздельный учет доходов и расходов

Требуется ли обоснование прямой закупки?

Необходимость обоснования конкретной закупки у ЕП может быть установлена в положении заказчика.

Размещение сведений на ООС (общероссийский официальный сайт)

Если стоимость закупки у ЕП превышает 100 тысяч рублей(500 тысяч рублей), не содержит сведения о гос. тайне и не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ, то на официальном сайте zakupki.gov.ru необходимо опубликовать следующие сведения:

– извещение
– документация
– проект договора

Пункты, которые не нужно включать в положение в случае закупки у ЕП:

– продукция может быть получена только от одного поставщика, так как отсутствует ее равноценная замена (заказчик не может заранее знать есть ли равноценная замена или она отсутствует);
– продукция производиться по уникальной технологии либо обладает уникальными свойствами, и только один поставщик может поставить такую продукцию;
– поставщик является монополистом на рынке данной продукции для данного региона;
– поставщик является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами;
– поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

Рамочный договор
Если заказчик заключает рамочный договор после вступления в силу 223-ФЗ, то в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) – п.3 ч.9ст.4 Закона № 223-ФЗ.

И указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Приложения к договору:
Спецификация.
Технические характеристики.

Технические характеристики позволяют проводить исполнение договора именно так, как ожидает заказчик.

Изменение договора
В положении о закупке следует предусмотреть возможности изменения условий договора: цены, объема, сроков, качества продукции.

Об изменении цены, объема и срока исполнения договора необходимо поместить сведения на ООС.

Пример: Компания МУП, в 2014 году, с момента вступления для нее в действие 223-ФЗ, переходит на него. Есть договор, заключенный в 2013году, до вступления в действие 223-ФЗ.В следующем году компания планирует заключить доп. соглашение, увеличив цену и объем поставок. При этом необходимо опубликовать сведения об изменении цены и объема на ООС. Но заказчик не может заключить такое доп. соглашение к договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ.

К договорам, заключенным после вступления в силу для заказчика 223-ФЗ, есть возможность заключить дополнительное соглашение, изменяющее условия договора. И такое доп. соглашение заключить возможно, опубликовав только извещение об изменении условий договора на ООС.

Закупки в электронной форме и ЕП
Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012г. №616 г. Москва «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

В этом постановлении установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Нужно ли публиковать протокол при закупке у ЕП?
Согласно ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Таким образом, если протокол составляется, то публиковать его нужно.

Ч то должен содержать итоговый протокол?
В ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ написано: «…В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки…». Таким образом, протокол обязательно должен содержать объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг, сроки исполнения договора.
Отчеты

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1- закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

Возможная формулировка в положении Стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает сто тысяч рублей с учетом налогов и сборов.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ (прямая закупка)

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика. Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет.

При проведении закупки у единственного поставщика существует обязанность размещать информацию в ЕИС?

Для закупки с начальной максимальной ценой свыше 100 000 р. необходимо размещать извещение о закупке, независимо от способа закупки, т.е. для единственного поставщика на текущий момент никаких исключений нет. Таким образом, размещают извещение, документацию, проект договора.

Но она может быть субъектом 223-ФЗ, если она является дочкой или внучкой субъекта естественной монополии, организации, занимающейся видами деятельности, относящимися к деятельности естественных монополий или организации, занимающейся регулируемыми видами деятельности т.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
  • Что указывать в закупочной документации
  • Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
  • Как осуществить закупку у единственного поставщика

Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов. При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке. Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.

При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.

Треть закупок по 223-ФЗ осуществляются у единственного поставщика. Как провести прямую закупку правильно

По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

Читайте также:  Капитальный ремонт кровли многоквартирного дома в 2020 году — технический регламент

Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.

Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них – размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

Какая информация размещается на сайте госзакупок:

  • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
  • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
  • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
  • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

  • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
  • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
  • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
  • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако – так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

ТОП нарушений в сфере госзакупок:

  1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
  2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
  3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
  4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

Как стать единственным?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

  • годовая выручка больше 500 млн руб.;
  • величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций);
  • автономные учреждения, объем закупок которых в предыдущем году превысил 250 млн руб.

Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности. Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ. Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги», который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты. Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Банковская гарантия на исполнение контракта

заключенного с единственным поставщиком

Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

ru и zakupki.

Добавить комментарий