Компенсации, положенные за вредные условия труда по результатам специальной оценки

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Выдача молока или других равноценных продуктов.

Вопрос:

Общество с ограниченной ответственностью Рубин.

Если результаты спецоценки признали условия труда допустимыми: инструкция для бухгалтера и кадровика

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условия труда» (далее – Закон о спецоценке) большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако у многих возникают вопросы. В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во «вредных» списках (занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию), спрашивают: как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми? Нужно ли отменять гарантии и компенсации, установленные работникам с вредными условиями труда, если по результатам аттестации условия труда у них уже не вредные? Как это сделать? Ответим на названные и некоторые другие вопросы.

В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во вредных списках занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию , спрашивают как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми.

Какие гарантии полагаются работающим во вредных условиях?

Согласно ст. 14 Закона о спецоценке условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С оптимальными и допустимыми все ясно – никаких гарантий и компенсаций при таких условиях не полагается. А вот если на рабочих местах условия труда отнесены к 3‑му или 4‑му классу вредности, работодатель обязан предоставлять гарантии и компенсации. Для наглядности покажем их в таблице.

Гарантии и компенсации

Классы/подклассы условий труда

Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю, ст. 92 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 календарных дней, ст. 117 ТК РФ)

Повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада), ст. 147 ТК РФ)

Давайте рассмотрим, какие же гарантии полагаются работникам в той или иной ситуации.

117 и 147 ТК РФ не полагаются.

Компенсации, положенные за вредные условия труда по результатам специальной оценки

Условия трудовой деятельности могут быть тяжелыми или вредными в различной степени

Различные виды трудовой деятельности отличаются друг от друга по условиям, в которых работникам приходится трудиться. У офисных работников вредное воздействие оказывает излучение от монитора компьютера, а шахтер работает в опасных и вредных условиях подземных выработок. В соответствии с степенью тяжести или вредности условий труда трудящимся положены различные льготы и компенсации, что зафиксировано в действующем законодательстве и выявляется по результатам специальной оценки.

Тогда параметры принимаются как безопасные.

Компенсация по результатам СОУТ

Установление компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда

“Справочник специалиста по охране труда”, №4, 2014

Переход к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О специальной оценке условий труда» которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие законы. Данные законодательные акты окончательно отменяют старую «списочную» модель установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита¬ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и вводят новые методы защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и класса условий труда.

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ является комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор) и оценке их воздействия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами согласно Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не выявлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оценка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержалась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил рекомендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соответствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или отсутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ позволяет снижать его в случае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну степень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

Читайте также:  Отказ от гражданства Казахстана: как подать заявление на выход из гражданства РК

Следует обратить внимание на ст. 5 Закона № 426-ФЗ, в которой перечислены права и обязанности работника в связи с осуществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложениями, высказывать свое мнение работодателю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.

Работник обязан ознакомиться (под подпись) с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ. Однако подпись не означает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обоснования и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ результаты СОУТ имеют широкую сферу применения. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных рисков;

В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работодателю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований государственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральными законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представителями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда

Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды

Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя
(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание
(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда

Как известно, необходимость разработки Закона № 426-ФЗ возникла после дополнения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязанность работодателя уплачивать в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по результатам СОУТ, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополнительные страховые тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).

Таблица 2. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР
в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда

Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные

Вредные

Допустимые

Оптималь-ные

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опасные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополнительных отчислений.

Другие компенсации работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам условий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улучшение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

До тех пор пока на рабочем месте не проведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работников, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Новый порядок их установления на основе результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в размере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;
  • в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

В отношении прав работника на досрочную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льготы, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установлены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию досрочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вредных и (или) опасных условиях труда, возлагается на работодателей, имеющих соответствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с уплатой работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421 -ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенсионный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на долгосрочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены дополнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Расходы внутри организации.

Компенсации, положенные за вредные условия труда по результатам специальной оценки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПОСЛЕ СПЕЦОЦЕНКИ: КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить.

Ключевые проблемы

Игорь ЧЕБОТНЯГИН

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Например, работать обычные 40 часов в неделю а не 36 часов , использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда если работнику положен более длительный отпуск.

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

По результатам специальной оценки условий труда работникам определяются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Гарантии и компенсации работникам, непосредственно занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором и локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Повышение оплаты труда.

Как рассчитать компенсацию за вредные условия труда

Порядок расчета доплаты за вредные условия труда рассмотрим на примере:

Работник Петрова Т.В. работает поваром в столовой металлургического предприятия с окладом в 40 000 руб. По результатам спецоценки было определено, что должность повара на данном предприятии относится к работе с вредными условиями труда. Конкретным фактором, который оказывает негативное воздействие, является работа в помещении с высокой температурой (у горячей плиты).

Минимальный размер доплаты за вредные условия труда должен составлять: 40 000 х 4% = 1 600 руб.

Однако по решению руководителя этот показатель был увеличен до 5% от оклада. Поэтому сумма доплаты, которую получит повар, составит:

Д = 40 000 х 5% = 2 000 руб.

Итоговая сумма расчета доплат за вредность составит 42 000 руб. (40 000 + 2 000).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.

Выдача средств защиты

Одной из важных обязанностей работодателя, не предприятии которого имеются рабочие места, характеризующиеся вредными условиями, — это минимизация негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников. Такой подход позволяет максимально продлить период их трудоспособности, обеспечить сотрудникам нормальное самочувствие и долголетие, избежать развития профессиональных заболеваний.

Действенным способом достижения поставленной цели становится использование защитных средств для индивидуального применения (СИЗ). При этом для обеспечения их наилучшей действенности нужно учитывать:

  • характер технологических процессов, в которых участвует работник;
  • параметры микроклимата в рабочей зоне;
  • уровень загрязненности воздуха;
  • наличие опасных излучений;
  • уровни шума и вибрации;
  • другие факторы.

С учетом этих параметров подбираются типы и количество СИЗ, подлежащих выдаче. При расчете номенклатуры таких средств работодателю нужно принимать во внимание положения Минтруда от 09.12.2014 N 997н, который утверждает типовые нормы предоставления защитных приспособлений для представителей разных профессий и специальностей. Также нужно изучить содержание приказа Минздрава от 01.06.2009 N 290н, который утверждает Межотраслевые правила выдачи СИЗ.

В зависимости от характера вредоносных факторов, воздействию которых подвергается сотрудник, для него может быть предусмотрена выдача следующих типов защитных средств:

  • защитная одежда;
  • специальная обувь;
  • смывающие вещества, предназначенные для ликвидации загрязнений с кожных поверхностей;
  • обезвреживающие и обеззараживающие средства;
  • специальные изделия для защиты органов чувств, например слуха и зрения.

Все виды СИЗ, предоставляемые работникам, должны пройти контроль и сертификацию в соответствии с установленным порядком. Сейчас требования к таким продуктам в России установлены техническим регламентом Евразийского таможенного союза ТР ТС 019/2011. Работодатель также должен обеспечить их своевременную стирку, сушку или чистку либо замену. Все эти операции, включая предоставление защитных средств, производятся за счет организации. Вовлекать работников в финансирование закупки и других операций с СИЗ запрещено.

Назначение компенсаций за вредные условия труда обеспечит высокую лояльность работников, которые вынуждены выполнять свои обязанности в сложных условиях, а также долгосрочный характер их сотрудничества с организацией и высокую эффективность ее работы.

Как определяется «вредность»

В производственный процесс, с точки зрения законодательства, включено две стороны: работник и работодатель. Определение вредности обстановки на предприятии влияет на содержание трудового договора между ними. То есть, если условия вредят здоровью, то это должно быть прописано в соглашении при устройстве на работу.

Работодатель обязан следить за исполнением закона, а значит, его обязанность проследить за правильностью составления договора.

Но он должен сослаться на документ, установивший класс рабочего места. По указанному закону, вредность производства или отдельного рабочего места определяется специальной комиссией.

Алгоритм действий работодателя таков:

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Рекомендуется прописать в локальных нормативных актах для сотрудников с вредными условиями труда: размеры повышенной оплаты труда, сокращенное время, порядок выдачи молока и лечебно-профилактического питания, продолжительность отпуска во избежания трудовых споров с данной категорией сотрудников.

При этом все компенсации и гарантии в обязательном порядке должны прописаны в трудовом договоре с работником, занимающим рабочее место с вредными условиями труда (ч. 2 ст. 57 ТК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 4, 5 ст. 14 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Определение вредности обстановки на предприятии влияет на содержание трудового договора между ними.

Внимание: Опять СОУТ, Опять Льготы и Компенсации!

Приветствую, уважаемые друзья! Наверняка кто-нибудь из вас замечал такую закономерность: задаёшься вопросом, а ответ на него приходит как бы сам, как бы случайно. Так и в нашем случае с пресловутой специальной оценкой условий труда и её исходящими: льготами и компенсациями.

3 по результатам аттестации на 36 часовую рабочую неделю.

Сколько доплачивают

Действующее законодательство закрепляет принцип, что если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными и опасными, сотрудники таких предприятий вправе получать денежные компенсации и доплаты.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

  • в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
  • работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
  • экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.

Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).

Доп. отпуск возможен только после того, как результаты СОУТ подтвердят, что производство относится ко 2, 3 или 4 классу опасности. Такой отпуск предоставляется ежегодно и не подлежит переносу и замене на денежную компенсацию, за исключением случаев, когда:

  • это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором;
  • работник дал письменное согласие и подписал соответствующее допсоглашение к трудовому договору;
  • длительность отпуска превышает 7 дней.

Молоко за вредность.

Класс условий труда 3.1, 3.2 и 3.3 по СОУТ

3 класс вредности распространен, так как в нем учтены факторы, которые присутствуют в большинстве фирм. Это факты:

  • работы при высоких температурах;
  • проведение газосварочных работ;
  • запыленность;
  • вибрация.

3 класс разбит на подклассы, учитывающие негативное действие. Подробно о классе условий труда 3.1, 3.2, 3.3 пойдет речь в этом материале. Для компенсации негативных последствий предусмотрены льготы. Класс опасности определяют по итогам проведенной спец. оценки. «Что такое СОУТ» описано в материале «СОУТ». Описание процедуры «СОУТ» в статье «Проведение СОУТ».

работы при высоких температурах;.

Добавить комментарий