Начисление коммунальных платежей: порядок, правила, особенности. Как проверить правильность начисления?

Начисление коммунальных платежей: порядок, правила, особенности. Как проверить правильность начисления?

Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей”). Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1 – 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статья 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги. Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва, Вадковский пер., д.18, стр.5и7) от 14.11.2012г, за № 01/12810-12-32 определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц (управляющих организаций), установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 – 6 статьи 20 ЖК РФ). На основании части 4 статьи 20 ЖК РФ, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, и к каковым в настоящее время относятся:

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”,Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами”, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Все перечисленные нормативные правовые акты изданы на основании и во исполнение ЖК РФ, что с учетом положений частей 2 и 4 статьи 5 ЖК РФ объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 ЖК РФ); управления многоквартирными домами (пункт 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ); предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Читайте также:  Как реагировать на угрозы и оскорбления по телефону от представителя неизвестной мне компании?

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Также следует иметь в виду, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, в 2012 – 2014 годах в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, которыми среди прочего были утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 – 2014 годах. В любом случае оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.

По вопросам, связанным с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, дополнительно поясняем следующее. Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений статьи 157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (далее – Закон 210-ФЗ).

При этом пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусматривает, что федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, каковым является Федеральная служба по тарифам (http://www.fstrf.ru).

Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” применяются положения части 3 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ, согласно которым “региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе”.

Одновременно сообщаем, что по согласованию с Федеральной службой по тарифам утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Правилами рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платёжный документ, не содержащий расчёт размера платы по каждому виду услуг. Тем самым, потребителю дано право рассчитать и внести расчётные суммы (на основании полученных от исполнителей сведений) в платёжный документ или обратиться в Главное контрольное управление города Москвы (Главконтроль) по адресу: улица Новый Арбат, дом 36/9, Москва, 121099 для проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги исполнителем.

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как.

Кто устанавливает тарифы?

Согласно нашему законодательству, за тарифные планы отвечают непосредственно субъекты Российской Федерации. А именно, тарифы закрепляются в актах органов местного самоуправления. Что именно там прописывается?

  • Размер взноса в фонд капитального ремонта.
  • Непосредственно сами тарифы за коммунальные платежи (вода, газ, электричество).
  • Если квартира находится в социальном найме, в акте прописывается размер оплаты за найм.
  • Если владельцы квартир не выбрали способ управления домом, в акте прописывается размер оплаты за текущий ремонт и содержание жилого помещения.
Читайте также:  Правила составления бизнес-плана для получения помощи от Центра занятости

Кроме того, свою лепту в установление суммы оплаты за жилье вносит управляющая компания. Этот вопрос решается на общем собрании жителей с руководством управляющей компании.

Если у жильцов возникает необходимость пользоваться дополнительными услугами, не предусмотренными законодательством (например, видеокамеры, консьерж и так далее), этот вопрос необходимо поднять на собрании и обсудить размер оплаты за дополнительные услуги.

Если владельцы квартир не выбрали способ управления домом, в акте прописывается размер оплаты за текущий ремонт и содержание жилого помещения.

Как осуществляется расчет?

Оплата расходуемых ресурсов (горячей и холодной воды, электричества, газа) осуществляется согласно показаниям индивидуальных счетчиков.

В случае, если квартира не оборудована приборами учета, то применяется норматив, установленный региональными властями.

Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» гласит следующее.

Если имеется техническая возможность оборудования квартиры счетчиками, но собственники этого не сделали, к нормативу применяются повышающие коэффициенты вплоть до момента оборудования квартиры приборами учета.

Норматив может рассчитываться:

  1. на 1 м2 площади (отопление);
  2. по числу зарегистрированных/проживающих в квартире граждан (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ).

Для определения точного размера платы нужно умножить тариф:

  • на показания счетчиков (при их наличии);
  • на норматив и общую площадь жилья (отопление);
  • на норматив и количество проживающих (газ, вода, канализация).

Если в МКД установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), то для расчета применяется следующая формула:

Показатель ОДПУ умножается на тариф и площадь квартиры, поделенную на общую площадь жилых помещений МКД.

действующие для некоторых категорий жильцов льготы, установленные органами власти.

Законодательное регулирование

Формирование тарифов и правила расчета платежей за услуги ЖКХ устанавливается федеральным законодательством.

Основополагающим законодательным актом является Жилищный кодекс РФ, а точнее раздел VII «Плата за жилое помещение и услуги» и, в частности, статьи 156, 157 и 158.

Конкретное толкование положений ЖК РФ уточнено постановлением федерального правительства №354, кратко именуемым «Правила предоставления коммунальных услуг», в котором устанавливается порядок начисления, перерасчета и изменения тарифов.

Правовые акты субъектов РФ, касающиеся оплаты жильцами коммунальных услуг, должны основываться на федеральном законодательстве.

Конкретное толкование положений ЖК РФ уточнено постановлением федерального правительства 354 , кратко именуемым Правила предоставления коммунальных услуг , в котором устанавливается порядок начисления, перерасчета и изменения тарифов.

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

С 1 января 2020 года единая минимальная ставка составляет 18,86 рубля за один квадратный метр.

Влияет ли количество прописанных жильцов на сумму платежа?

Плата за потребление коммунальных услуг, таких как газ и отопление, суммируются исходя из размера квадратной площади квартиры. Консумация за холодную и горячую воду, водный сток и электричество зависит от количества зарегистрированных жильцов, если в квартире установлены счетчики. В других случаях, норматив потребления ЖКХ устанавливается жилищно-коммунальным фондом. Организация, ответственная за содержание дома, делит общую сумму начислений на количество жильцов и квартир. Однако, подобные расчеты оказываются не всегда выгодными.

Начисление жилищно-коммунальных платежей в РФ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами.

Кто устанавливает тарифы?

Точный размер тарифов за услуги ЖКХ находится в ведении региональных властей.

Согласно ст. 157 ЖК РФ, в отдельных случаях полномочия по установлению размеров тарифов могут передаваться на муниципальный уровень.

Однако региональные и муниципальные акты, касающиеся размеров тарифов ЖКХ, ограничены федеральным законодательством, которое вводит:

  1. минимальный и максимальный размер тарифов, устанавливаемых региональными властями,
  2. периоды и порядок повышения тарифов.

Размер некоторых тарифов может устанавливаться собранием жильцов, правлением ТСЖ или кооператива.

К данной категории относится оплата услуг консьержа, охраны, видеонаблюдения и т. п.

Узнать точный размер действующих тарифов можно из квитанции, так как поставщик коммунальных услуг должен указывать размеры в платежных документах.

Читайте также:  За увольнение предпенсионных работников введут уголовное наказание

Также узнать о размере тарифов можно в сети Интернет:

  • на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы,
  • либо на сайте правительства конкретного субъекта РФ.

Также узнать о размере тарифов можно в сети Интернет.

Какие факторы влияют

Если никто не прописан.

Расчет размера платежей за ЖКХ

Определение стоимости услуг ЖКХ осуществляется по специальным формулам, применяемым с учетом выше представленных видов платежей. Следует подробно рассмотреть процесс установления размера коммунальных платежей на примере конкретных видов услуг.

Количество потребление фактического значения не имеет.

Как проверить правильность начисления коммунальных платежей

Если вам кажется, что начисление платы за услуги ЖКХ произведено неверно, проверьте в квитанции:

  • Информацию о количестве проживающих граждан.
  • Указанную площадь.
  • Изменения в нормах расхода и тарифах, их обоснованность и законность.
  • Корректность данных показаний счетчиков при их наличии.
  • Появление новых строк оплаты.
  • Наличие суммы на оплату за не оказанные ЖКУ.

СОВЕТ! Рассчитать квартплату можно самостоятельно, используя формулы для расчета или воспользовавшись калькулятором ЖКХ.

Порядок начисления квартплаты подробно описан в приложении №2 ПП No 354 от 6 мая 2011 года.

Получить консультацию по расчетам и начислениям за ЖКУ можно по телефонам горячей линии в регионе.

Что входит в квитанцию на оплату услуг ЖКХ

В нашей стране собственник чаще всего получает несколько квитанций по оплате коммунальных услуг. Их количество зависит от того, какие из компаний-поставщиков заключают договор непосредственно с собственником, а какие делают это через управляющую компанию. Получать одну квитанцию гораздо удобнее, но некоторые поставщики не доверяют управляющим компаниям. В таблице приведены виды коммунальных услуг, за которые в той или иной мере платят все собственники.

Услуга

Порядок начисления

Получатель платежа

Счетчик или норматив

Счетчик или норматив

Счетчик или норматив

Площадь или счетчик

Домофон, радио, городской телефон

Снижение зарплаты;.

Организация, контролирующая правильность начисления коммунальных платежей

Основной организацией, которая контролирует полный спектр всех жилищных правоотношений является жилищная инспекция.

Она имеет право:

  1. Проверить правильность начисления коммунальных платежей.
  2. Наказать виновных лиц за неправильное начисление.
  3. Подать в суд ходатайство о ликвидации управляющей организации и др.

Разумеется, что и сама управляющая компания (далее сокращенно можем называть ее — УК) должна четко и правильно осуществлять свою деятельность по начислению платежей для жителей многоквартирного дома. В случае необоснованного завышения тарифов, управляющая компания может быть подвергнута штрафным санкциям.

Еще одним органом контроля можно признать ФАС – федеральная антимонопольная служба. Она занимается регулированием рынка товаров и услуг и недопущением установления какой либо УК на рынке.

Разумеется, что не все УК добросовестно подходят к исполнению своих обязанностей.

Правильность начисления квартплаты

Главная > Пошаговые инструкции > Как проверить правильность начисления квартплаты

В 2012 году Россия перешла на новые правила предоставления коммунальных услуг. С июня наличие в домах индивидуальных счетчиков вовсе не отменяет необходимости оплачивать общедомовой перерасход ресурсов. Квитанции по квартплате включают два пункта – плату за индивидуальное потребление воды и электричества и плата за так называемые общедомовые нужды (ОДН). В категорию ОДН входят, например, технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, работа насосов, лифтов, освещение подъездов и др.

Как проверить
правильность начисления платы за коммунальные услуги?

Как проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги.

Как проверить деятельность управляющей компании?…

Собственники помещений многоквартирного дома, обслуживание которого осуществляет управляющая организация, имеют право получать информацию о применяемых такой ор.

Сводная таблица изменений Постановления Правительства РФ от 06.

Что делать, если есть ошибка в квитанции?

Расчетом положенной суммы к оплате занимаются представители управляющей компании. Обычно действие осуществляют профессионалы. Однако даже в этом случае может быть допущена ошибка.

Если произошло неправильное начисление оплаты за коммунальные услуги, гражданин должен обратиться в организацию, допустившую оплошность и попросить выполнить перерасчет. Действие осуществляется на основании заявления.

Документ рассмотрят в течение 10 суток. На практике требования заявителя не всегда удовлетворяются. Если человек получил отказ, он должен настаивать на своем, ссылаясь на нормы ст.10 ЖК РФ.

Повторный отказ в осуществлении действия может стать поводом для обращения в вышестоящие инстанции с жалобой.

Действие осуществляется на основании заявления.

Добавить комментарий