Опубликован перечень случаев проведения обязательного аудита за 2020 год

Форма бухгалтерской отчетности для компаний, подпадающих под требования обязательного аудита

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 30 Положения № 34н и п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отдельные формы приложений к ним (в том числе – отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств) утверждены п. 1 и п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса указанных форм организация определяет самостоятельно (п. 3 Приказа N 66н). Кроме того, организацией самостоятельно оформляются иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках и определяются содержания необходимых пояснений (п. 3 Приказа № 66н). Как следует из п. 85 Положения № 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 Положения № 34н. При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.

С 28 ноября 2018 года вступили в силу поправки в Закон № 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 01 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2019 год – уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде будут утверждаться ФНС.

Важно! Формат и порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за 2019 год утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ 7/1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Право формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме организациям — субъектам малого предпринимательства предоставлено и п. 6 Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». На приведенную выше норму обращает внимание и Минфин России при обобщении вопросов, связанных с упрощенной системой бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, обобщены в Информации Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как указано в п. 17 Информации, субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

наложение административных штрафов от 30 тыс.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет рис.

Предоставление сведений об обязательном аудите

После проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его результаты вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Если данные составляют коммерческую тайну, то организация может не вносить их в госреестр. Также, начиная с 2020 г., федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

, федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской финансовой отчетности ГИР БО согласно федеральному закону от 28.

Куда необходимо представить обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за прошедший 2019 год?

Сведения о выполненном обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности следует вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения необходимо вносить самостоятельно. Кроме того в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Обращаем внимание, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 01.01.2020г. упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;.

Когда нужен обязательный аудит ООО – 2020 г.

Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.

Читайте также:  Что может грозить за нарушение условий надзора после освобождения из лагеря?

Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.

Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.

Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:

объем их годовой выручки – не более 400 млн. руб.;

либо сумма активов по балансу на конец года – не более 60 млн. руб.

При этом учитываются показатели за год, предшествующий отчетному. Сумма активов также определяется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. Следовательно, определяя, не превышен ли лимит, и нужно ли проводить аудит отчетности за 2019 год, в качестве критерия принимаются показатели 2018 года.

Выручка за 2018 г.

Есть что терять

Последствия за непредставление аудиторского заключения или нарушение дедлайнов — действующие до внесения изменений в КоАП старые штрафы.

1. Не предоставили аудиторское заключение в налоговые органы до 31 декабря года, следующего за отчетным? Придется заплатить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3 000 до 5 000 руб. — для организации;
  • от 300 до 500 руб. — для должностного лица.

2. Вы должностное лицо организации, которая не предоставляла аудиторские заключения? Заплатите от 5000 до 10 000 руб. (прим. 1 к ст. 15.11 КоАП РФ).

3. Не разместили аудиторское заключение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности? Попрощаетесь с 5000 — 10 000 руб. (должностное лицо). Если с размещением задержались — с 5000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Как только подписали аудиторское заключение, передавайте сведения о нем в Единый федеральный реестр. Статья 7.1 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статья 5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дают вам на это три дня.

4. Аудиторское заключение хранится не менее пяти лет. Если, скажем, в ходе выездной налоговой проверки обнаружится его отсутствие за какой-то год, заплатите от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП).

5. Неопубликованное аудиторское заключение грозит потерями до 1 000 000 руб. акционерным обществам, их должностным лицам — 30 000 — 50 000 руб. или дисквалификацией на 1-2 года.

Неопубликованное аудиторское заключение грозит потерями до 1 000 000 руб.

Когда нужен обязательный аудит, и кто должен его проходить

Требование к проведению обязательного аудита отдельных видов организаций закреплены законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. В ст. 5 указанного закона перечислены случаи, когда нужно проводить обязательный аудит и критерии организаций, которые ему подлежат.

Так, согласно п.1 ст.5 закона № 307-ФЗ аудит необходим в случаях, если:

организация имеет форму АО (акционерного общества);

если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

если превышены критерии по объему выручки или сумме активов;

в иных случаях, если эта обязанность установлена другими федеральными законами.

Также аудит обязателен, если организация является:

банком, бюро кредитных историй;

фондом, в т.ч. НПФ;

страховой компанией, обществом взаимного страхования ;

управляющей компанией инвестиционного фонда;

профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Приказом Минфина № 61н от 19.04.2019 г. были изменены формы бухгалтерской отчетности. И новостью для бухгалтеров стало требование об обязательной отметке в форме бухгалтерского баланса – подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае, когда аудит необходим, в состав годовой отчетности необходимо включить и аудиторское заключение по итогам отчетного года. Ранее заключение предоставлялось в Росстат , теперь же направлять его нужно в ИФНС. Напомним, что ранее, до отчетности за 2019 г. в ИФНС заключение подавать не требовалось.

Начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение подается в ИФНС в электронном виде по каналам ТКС. В порядке исключения подавать заключение на бумаге в 2020 году могут субъекты малого бизнеса. Утвержден порядок подачи документа приказами ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и № ММВ-7-1/570.

После введения требования о подаче заключения в ИФНС Минфин разработал методические рекомендации для аудиторов в помощь при проведении аудита за 2019 г. (приложение к письму Минфина № 07-04-09/102563 от 27.12.2019).

Для предоставления заключения сроки остаются прежними. В 2020 г. оно подается:

вместе с годовой отчетностью (если оно составлено до 31.03.2020 г.);

или не позднее 10 рабочих дней с даты составления заключения (но не позднее 31.12.2020 г.).

управляющей компанией инвестиционного фонда;.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов.

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Появляются существенные новые возможности оптимизации использования законных финансовых и налоговых резервов новые правила применения ПБУ 18 02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль.

Новости

Обязательный аудит фондов предлагается проводить только в случае, если годовой объём их дохода превышает три миллиона рублей. Такой законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

«Проведение аудиторской проверки для небольшой некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме „фонд“, требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем для указанных организаций», — говорится в пояснительной записке.

Документ предусматривает, что обязательный аудит будут проводить в случае, если сумма стоимости имущества и объёма денежных средств, поступивших в фонд, превышает три миллиона рублей. При этом исключением будут фонды, являющиеся специализированными организациями управления целевым капиталом.

Кроме того, изменения не коснутся негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Данный перечень структурирован в зависимости от организационно-правовой формы организации, осуществления определённых видов деятельности, наличия определённых финансовых показателей (выручка за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн руб.), составления консолидированной отчётности.

Также в перечень включены конкретные организации, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. В их числе: Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», «Роскосмос».

Благотворительные фонды, чей оборот не превышает 3 млн рублей, могут быть освобождены от обязательного финансового аудита, пишет «Парламентская газета».

Комитет Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности 10 декабря с рядом замечаний поддержал к первому чтению соответствующий правительственный законопроект.

Читайте также:  Прожиточный минимум и МРОТ в Белгородской области с 1 января 2020 года: размер и последние изменения

По словам члена комитета Мухарбека Барахоева, проект закона совершенствует механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

«В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме „фонд“, в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса, — пояснил сенатор. — Но следует отметить, что проведение аудиторской проверки для небольшого благотворительного фонда требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем».

Барахоев отметил, что законопроект устанавливает, что обязательный аудит может фондом не проводиться, если годовой оборот организации составил менее 3 млн рублей.

В Госдуму поступил законопроект № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса.

Однако дело это затратное и является значительным финансовым бременем для указанных организаций.

В связи с этим существует необходимость установления нижней границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Законопроектом предлагается устранить имеющуюся правовую коллизию и закрепить требования к проведению обязательного аудита фондов нижней границы финансовых показателей в размере 3 млн. рублей.

Имеется в виду сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд.

Порог обязательного аудита должен быть увеличен.

Какие планируются изменения, читайте в блоге ИПБ России.

Мы создали раздел «Блоги компаний» для того, чтобы вы могли общаться напрямую с компаниями, которые работают для бухгалтеров.

И если вы не подпишетесь, то в вашу ленту не будут попадать важные статьи для бухгалтеров. Потому что наша редакция обсуждает с блогерами каждый пост, чтобы они были только самыми полезными для вас.

Подписаться можно в этом списке :

Минфин обновил Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

В Перечень включен 71 случай обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. По сравнению с 2016 годом список включает три новых случая обязательного аудита:

  • организация, которая является туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей (пункт 51);
  • организация является фондом, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 52);
  • публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (пункт 69).

В Госдуму сегодня внесен законопроект № 273179-7 о наделении ЦБ полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки до800 млн. рублей, активов бухгалтерского баланса – до 400 млн. рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году.

Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги организациям, подпадающим под категорию «общественно значимая организация» (это определение описано в законе).

Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр, ведение которого будет осуществляться Банком России. К руководителю аудита в этом случае предъявляются определенные требования в части опыта работы, повышения квалификации и деловой репутации.

В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

ЦБ подготовил предложения для доработки законопроекта об аудиторской деятельности в рамках передачи ему полномочий по надзору за значительной частью этого рынка, сейчас подконтрольной Минфину и Федеральному казначейству.

В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита, напоминает РБК. Поручение передать часть полномочий Мифина и казначейства к Центробанку было дано 29 марта на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. ЦБ РФ рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года.

В настоящий момент согласно закону «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат акционерные общества, фирмы, торгующиеся на бирже, все финансовые организации, подконтрольные ЦБ (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и пр.), компании с годовой выручкой от 400 млн руб. или активами от 60 млн руб., гос- и квазигосструктуры. Минфину останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита.

Каким планирует взаимодействовать регулятор с новыми подопечными, рассказало агентство РБК, корреспонденты которого побывали на пресс-конференции директора департамента корпоративных отношений ЦБ Елены Курицыной.

Для начала ЦБ предлагает сузить круг компаний, подлежащих обязательному аудиту. По словам Курицыной, речь идет об исключении из закона пункта об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов вне зависимости от их статуса. «Мы так и не выявили, кто является потребителем такого аудита, если компания не является общественно значимой: публичной, торгующейся, финансовой или государственной. К сожалению, отсутствие мотивированного заказчика приводит к формированию на рынке аудита в кавычках, который осуществляется за небольшую плату и является не проведением нормальных аудиторских услуг, а продажей подписи под аудиторским заключением», — пояснила она предложенное нововведение.

Также ЦБ собирается ужесточить требования ко входу на аудиторский рынок. Сейчас работать на нем можно при включении аудиторской компании в реестр одной из действующих на рынке саморегулируемых организаций. «Сейчас аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр СРО, если она предоставит информацию, что у нее есть три аудитора с аттестатами, которые работают по трудовому договору. Но эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. Это приводит к тому, что аудиторы числятся в 15–20 компаниях, что позволяет всем им получить свой статус», — пояснила Курицына. ЦБ же предлагает зафиксировать, что аудитор со своим аттестатом может работать только в одной аудиторской организации и только там он может подписывать аудиторское заключение.

Еще одно ужесточение затронет аудиторов, которые планируют заверять отчетность банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. Вместо трех аудиторов с аттестатами ЦБ потребует у аудиторской компании иметь 12 таких специалистов, рассказала представитель ЦБ.

Допускать аудиторов к подтверждению отчетности общественно-значимых компаний ЦБ намерен не сразу, как сейчас, а последовательно, в два этапа. ​«Сначала аудиторская организация попадает в реестр одной из СРО, потом, набрав необходимый опыт, она имеет право обратиться в Банк России, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимой организации (через включение в отдельный реестр, который, как предполагается, будет вести сам ЦБ. — РБК)», — говорит Курицына. По ее словам, сейчас ЦБ предлагает аудиторским компаниям подать заявки на​ добровольное тестирование по прохождению в реестр ЦБ.

Еще одним пунктом будут идти квалификационные и репутационные требования к организациям, которые допустят в реестр ЦБ. Такие организации должны иметь опыт работы с компаниями, поднадзорными ЦБ, не менее трех лет и не иметь в течение этого периода случаев, когда подписанная ими отчетность была признана Банком России недостоверной. «Естественно, не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным, несоблюдения кодекса профессиональной этики или требований независимости аудиторов за последние три года», — пояснила Елена Курицына. Руководителям таких организаций необходим будет опыт работы не менее пяти лет с поднадзорными ЦБ компаниями, говорит она. — Также им предстоит постоянно проходить повышение квалификации».

Кроме того, ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. По словам Курицыной, лицо, которое подписывает аудиторское заключение, не сможет работать с одной компанией более семи лет. После этого срока оно должно сделать перерыв на два года.

ЦБ также думает об изменении модели саморегулирования на финансовом рынке, потому что «она не отвечает вызовам, которые стоят перед саморегулированием». Сейчас СРО должна объединять не менее 2 тыс. аудиторских организаций и не менее 10 тыс. аудиторов-физлиц. «Эти цифры загоняют СРО в регуляторную ловушку — там понимают, что некоторые организации не соблюдают стандарты, но, чтобы выжить, берегут каждого члена», — поясняет проблему Курицына.

Читайте также:  Заказать ИНН в налоговой онлайн через интернет и заполнить бланк в 2020 году - Госуслуги

ЦБ считает, что количественные требования для СРО должны быть относительными, например привязанными не к числу аудиторов — членов СРО, а к доле услуг, которые члены СРО совместно оказывают на рынке. Также ЦБ думает о создании отдельной саморегулируемой организации, которая будет включать в себя компании из будущего реестра Банка России.

Однако дело это затратное и является значительным финансовым бременем для указанных организаций.

Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2020 году

В 2020 году ваша компания обязана провести аудит финансовой отчётности, если:

    объём выручки от продаж за 2019 год составляет более 400 млн рублей, или сумма активов баланса компании превышает 60 млн рублей; компания является акционерным обществом, вне зависимости от показателей её деятельности; ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; компания является кредитной или страховой организацией; компания представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность; компания является застройщиком, который привлекает денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; компания является микрофинансовой организацией; в иных случаях, предусмотренных законом.

Дополнительно следует обратить внимание, что компаниям, проводящим обязательный аудит бухгалтерской отчётности, нужно отразить информацию о проведенном аудите на сайте www.fedresurs.ru в течение 3-х рабочих дней с даты аудиторского заключения. При необходимости, мы также можем помочь в данном вопросе.

Кстати, с 1 января 2020 года компаниям больше не нужно подавать аудиторское заключение в органы статистики – только в электронном виде в налоговую.

Начиная с отчётности за 2019 г., всем компаниям следует заполнять новые формы бухгалтерской отчётности. Требуется указать, подлежит ли отчётность компании обязательному аудиту. При этом компании, подлежащие обязательному аудиту, также дополнительно приводят наименование, ИНН, ОГРН (ОГРНИП) аудиторской организации, которая будет проводить аудит бухгалтерской отчётности.

Начиная с отчётности за 2019 г.

Какие организации подлежат обязательному аудиту за 2019 год?

В список включены 73 предусмотренных законодательством случая обязательного аудита бухгалтерской отчётности за 2019 год. Он идентичен прошлогоднему Перечню.

Об общих критериях, которые обязывают компании проводить аудит, рассказала Елена Венгерова, аудитор «АМЛ Групп»:

«Обязательный аудит следует проводить, если вы являетесь:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую отчётность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчётному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий). При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины;
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчётному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий)».

Лилия Адамова, руководитель департамента аудита «АМЛ Групп»:

«Обратите внимание! Когда вы проверяете свой баланс, например, за 2019 год и видите, что критерии зашкаливают, то вам нужно делать обязательный аудит. Но аудит вы должны будете сделать уже за 2020 год. Даже если у вас тогда будут уже обороты намного меньше, следующая бухгалтерская отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке.

Соответственно, сейчас под обязательный аудит попадают компании, у которых объём выручки от реализации без НДС или сумма активов баланса превысила установленные границы в 2018 году».

В таблице Перечня случаи обязательного аудита разделены на группы:

  • по организационно-правовой форме организаций;
  • по виду деятельности организации;
  • конкретные организации;
  • организации, имеющие определенные финансовые показатели;
  • организации, составляющие консолидированную отчётность.

Для каждого из 73 случаев указаны соответствующие установленные законы, виды отчётности, которые подлежат обязательному аудиту, а также субъекты аудиторской деятельности, наделённые правом проведения данной проверки.

Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер.

Когда сдавать аудиторское заключение за 2019 год?

Аудиторское заключение можно сдать вместе с бухгалтерской отчётностью за 2019 год:

  • для ООО до 30 апреля;
  • для АО до 30 июня;
  • или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.

В таблице Перечня случаи обязательного аудита разделены на группы.

Какие организации подлежат обязательному аудиту за 2019 год?

В список включены 73 предусмотренных законодательством случая обязательного аудита бухгалтерской отчётности за 2019 год. Он идентичен прошлогоднему Перечню.

Об общих критериях, которые обязывают компании проводить аудит, рассказала Елена Венгерова, аудитор «АМЛ Групп»:

«Обязательный аудит следует проводить, если вы являетесь:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую отчётность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчётному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий). При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины;
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчётному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий)».

Лилия Адамова, руководитель департамента аудита «АМЛ Групп»:

«Обратите внимание! Когда вы проверяете свой баланс, например, за 2019 год и видите, что критерии зашкаливают, то вам нужно делать обязательный аудит. Но аудит вы должны будете сделать уже за 2020 год. Даже если у вас тогда будут уже обороты намного меньше, следующая бухгалтерская отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке.

Соответственно, сейчас под обязательный аудит попадают компании, у которых объём выручки от реализации без НДС или сумма активов баланса превысила установленные границы в 2018 году».

В таблице Перечня случаи обязательного аудита разделены на группы:

  • по организационно-правовой форме организаций;
  • по виду деятельности организации;
  • конкретные организации;
  • организации, имеющие определенные финансовые показатели;
  • организации, составляющие консолидированную отчётность.

Для каждого из 73 случаев указаны соответствующие установленные законы, виды отчётности, которые подлежат обязательному аудиту, а также субъекты аудиторской деятельности, наделённые правом проведения данной проверки.

Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер.

Когда сдавать аудиторское заключение за 2019 год?

Аудиторское заключение можно сдать вместе с бухгалтерской отчётностью за 2019 год:

  • для ООО до 30 апреля;
  • для АО до 30 июня;
  • или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.

по виду деятельности организации;.

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Наконец, системный комплексный обязательный аудит возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Добавить комментарий