Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования

С изменениями и дополнениями от:

4 октября 2012 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).

2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфра­струк­ту­ры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водо­е­мов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

2 ЗК РФ допус ка ет ся резер ви ро ва ние земель, нахо дя щих ся в феде раль ной или муни ци паль ной соб ствен но сти, кото рая не была предо став ле на физи че ским и юри ди че ским лицам, сро ком до 20 лет.

Как ограничиваются резервом права собственников?

Ст. 40 Земельного Кодекса защищает права собственников земли на пользование и распоряжение ею. Однако резервированием государство может ограничить право собственности.

Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:

  1. Оформление в частную собственность земли.
  2. Строительство новых объектов.
  3. Реконструкция уже построенных объектов.

Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.

Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.

Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.

О правилах застройки и использования земель

В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:

  • градостроительные регламенты;
  • территориальные зоны;
  • порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.

Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:

  • жилые,
  • производственные,
  • общественно-деловые и так далее.

Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.

Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

1 Земельного Кодекса РФ.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Основания для резервирования.

Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

  • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
  • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
  • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
  • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
  • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Право собственности, таким образом, обеспечивает реализацию преимущественно частных интересов при использовании земли.

Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд

“Арсенал предпринимателя”, 2011, N 8

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается. Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу. С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г. Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков . Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;.

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 (ред. от 04.10.2012) “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июля 2008 г. N 561

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

2 – 3. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1008.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).

от 22 июля 2008 г. N 561

О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).

2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

3. Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

а) документация по планировке территории;

б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

5. Решение о резервировании земель должно содержать:

Читайте также:  Передача автомобиля при продаже: риски, инструкция передачи авто и нюансы

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

8. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.

9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

11. В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках их частях , права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Порядок резервирования земель

Порядок и процедура бронирования земли регламентированы постановлением Правительства РФ № 561, освещающим вопросы резервирования наделов в муниципальных и государственных интересах. На основании указанного документа, решение о переходе территории в резерв принимает орган исполнительной власти федерального, регионального либо местного уровня в зависимости от местонахождения интересующего объекта недвижимости.

Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.

Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:

  • документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
  • документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
  • заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.

После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:

  1. Цели резервирования земельных площадей.
  2. Сроки резерва участков.
  3. Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
  4. Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
  5. Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
  6. Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.

В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию. В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет. При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.

Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

СТ 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

N 74-Г11-21 было признано обоснованным решение Верховного суда Республики Саха Якутия , которым признано недействующим распоряжение Правительства Республики Саха Якутия от 15 сентября 2010 г.

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд: вопросы регистрации

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой способ перераспределения земельных ресурсов, форму реализации государственно-властных полномочий в сфере земельных отношений.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен статьями 56, 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно положению для резервирования земель необходимо:

принятие уполномоченным органом РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель;

наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании. Данное решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

органом государственной власти, принявшим решение о резервировании сформированная землеустроительная документация, копии решения о резервировании земель и схемы земельного участка в порядке информационного взаимодействия направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”,

наличие государственной регистрации прав в отношении земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти или органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации.

Важным шагом в урегулировании вопросов резервирования земель является установление в ЗК РФ максимального срока резервирования земель, составляющего семь лет, а в отношении резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов – двадцать лет.

Читайте также:  Неквалифицированная электронная подпись для физических лиц - что это такое

Резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации). В соответствии с положениями этого закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством ограничения такого права, а также единственным доказательством его существования.

Несоблюдение этого порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, отсутствие государственной регистрации ограничении прав на соответствующий участок, влечет недействительность резервирования участка для государственных или муниципальных нужд.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается по следующим основаниям: в связи с истечением указанного в решении срока резервирования земель; предоставлением в установленном порядке зарезервированного земельного участка для целей, установленных решением о резервировании земель; отменой решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; изъятием в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решением суда, вступившим в законную силу.

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

В соответствии со статьями 16, 17, абзацем 8 пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации, государственная регистрация ограничения права собственности в связи с резервированием земель проводится по заявлению уполномоченного лица с приложением в качестве документа-основания копии акта (решения о резервировании земель), изданного органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта, а также приложением иных необходимых для проведения государственной регистрации документов.

Разъясняла заместитель начальника отдела регистрации прав

Управления Росреестра по Волгоградской области

Несоблюдение этого порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, отсутствие государственной регистрации ограничении прав на соответствующий участок, влечет недействительность резервирования участка для государственных или муниципальных нужд.

Статья 70.1 ЗК РФ. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Здесь важным моментом является то, что резервирование земель устанавливается в зонах планируемого размещения объектов, что заранее известно пользователям этих участков и предупреждает их от излишних затрат в процессе использования земли.

Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд

Минина Елена Леонидовна – заместитель заведующего отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой способ перераспределения земельных ресурсов, форму реализации государственно-властных полномочий в сфере земельных отношений, поэтому совершенствование правового регулирование данного института в конечном счете направлено на поиск оптимального сочетания публичных и частных интересов в землепользовании.

Чаще всего резервирование земельного участка осуществляется в целях его последующего изъятия, и тогда эти две процедуры представляют собой как бы две стадии одного процесса перехода земельного участка к использованию иным лицом и в иных целях по сравнению с теми, для которых он был предоставлен. Однако если изъятие земель для государственных и муниципальных нужд – институт земельного законодательства, существовавший в советский период, воспринятый ЗК РСФСР 1991 г., затем ГК РФ (нормы которого регламентируют порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника) и, наконец, закрепленный действующим ЗК РФ, со времени принятия которого сложилась правоприменительная практика и появились научные разработки по вопросам изъятия земель, то резервирование земель – понятие в законодательстве достаточно новое.

Федеральное законодательство о резервировании земельных участков до последнего времени практически отсутствовало, за исключением отдельных упоминаний о резервировании в ЗК РФ и некоторых других федеральных законах. При этом на протяжении ряда последних лет велась разработка проекта федерального закона, направленного на регулирование вопросов резервирования земель; в результате было принято решение не принимать специальный федеральный закон, а внести ряд изменений в некоторые законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

С этой целью Правительством РФ был внесен в Государственную Думу ФС РФ и в октябре 2006 г. принят ею в первом чтении проект Федерального закона N 321847-4, в соответствии с которым предполагалось дополнить ЗК РФ специальной главой “Резервирование земельных участков”, в которой содержались бы статьи, определяющие задачи резервирования земельных участков, органы, осуществляющие резервирование земельных участков, порядок принятия решений о резервировании земельных участков, сроки резервирования земельных участков, ограничения прав на земельные участки в связи с их резервированием, основания прекращения действия решения о резервировании земельного участка.

Однако Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 69-ФЗ) в ЗК РФ включены только две полновесные статьи (не считая уточнений и дополнений, внесенных в иные статьи), посвященные резервированию земельных участков: ст. 56.1 “Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд” и ст. 70.1 “Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд”. В соответствии с последней из названных статей порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, уровень законодательного регулирования вопросов, связанных с резервированием земель, оказался ниже, чем, например, регулирование порядка перевода земель из одной категории в другую, который достаточно подробно определяется специальным федеральным законом. Логика законодателя представляется в данном случае не совсем ясной. Кстати, предложения о принятии федерального закона, который регулировал бы порядок изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, также неоднократно высказывались. И если порядок резервирования предполагается урегулировать постановлением Правительства РФ, то в отношении изъятия земельных участков принятие на федеральном уровне аналогичного нормативного правового акта даже не планируется. Определенные процедурные моменты, касающиеся порядка и срока принятия решения о резервировании или об изъятии земельного участка, перечня прилагаемых к ходатайству о резервировании земельного участка документов, и подобные могут быть решены на уровне постановления Правительства РФ, но ряд вопросов, как нам представляется, должен решаться только на законодательном уровне. В частности, применительно к резервированию земель это должны быть понятие; объект, цели и сроки резервирования; ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при резервировании земельных участков и условия возмещения убытков, понесенных вследствие резервирования.

В связи с этим следует заметить, что в одном из последних законопроектов резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд определялось как введение ограничений на использование и (или) распоряжение зарезервированными земельными участками в целях создания необходимых условий реализации документов территориального планирования, в частности для развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и создания особо охраняемых природных территорий. Предполагалось также установить, что резервирование земельных участков, находящихся в частной собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, безвозмездном срочном пользовании, является ограничением прав на землю и должно допускаться исключительно в связи с запланированным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 56.1, п. 1, ЗК РФ, внесенной Федеральным законом N 69-ФЗ формулировкой права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков МОГУТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНЫ (выделено мной. – Е.М.) в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Подразумевается, во-первых, что резервирование само по себе не является ограничением прав на землю, а во-вторых, что резервирование не всегда непосредственно связано с последующим изъятием земельного участка.

Действительно, изъятие земель следует признать одним из основных, но не обязательных в любом случае оснований резервирования. Так, публичный собственник может принять решение о резервировании земельного участка, находящегося в его собственности и не предоставленного гражданам или юридическим лицам (например, земли запаса, земли лесного фонда). В этом случае решение о резервировании должно означать ограничение принятия решений о распоряжении и управлении земельным участком в целях обеспечения его дальнейшего использования, т.е. ограничение права публичной собственности устанавливается самим собственником. Правовое значение такого ограничения заключается прежде всего в создании основ планирования использования земельных ресурсов. При этом резервирование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно являться информацией для заинтересованных лиц (инвесторов, предприятий, желающих приватизировать участок), прогнозирующих возможности использования земель в регионе.

Читайте также:  Как получить бесплатные рецепты и обеспечение льготными лекарствами

Этот вывод подтверждается ст. 70.1, п. 1, ЗК РФ, внесенной Федеральным законом N 69-ФЗ и закрепляющей случаи резервирования земель:

  1. резервирование земель, предоставленных гражданам и юридическим лицам и, следовательно, подлежащих в последующем изъятию, т.е. случаи, совпадающие с установленными ст. 49 ЗК РФ исключительными случаями изъятия земельных участков;
  2. резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, т.е. случаи, которые наряду с перечисленными в ст. 49 ЗК РФ случаями могут быть связаны также с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Относительно ограничения права собственности и иных прав на земельные участки при резервировании закономерным является вопрос об объеме этих ограничений. В ходе дискуссий по данной проблеме высказывались мнения и о необходимости установления почти полного запрета на осуществление пользования и распоряжения земельным участком с момента принятия решения о резервировании, однако было признано, что ограничение прав при таком подходе несоразмерно целям резервирования. Возобладала позиция, согласно которой ограничения должны обеспечить прежде всего уменьшение затрат на освоение земельного участка для нового использования (снос объектов недвижимости, рекультивация и т.п.), а также предупредить неоправданное и намеренное увеличение владельцем рыночной стоимости земельного участка после принятия решения о его резервировании и изъятии (выкупе). Так, стоимость земельного участка существенно возрастает при возведении на нем строений и сооружений, осуществлении иных улучшений. Это обстоятельство следует учитывать при расчете выкупной стоимости земельного участка или при определении возмещаемых пользователю земельного участка убытков. Поэтому в абз. второй п. 8 ст. 31 ЗК РФ внесено Федеральным законом N 69-ФЗ указание на то, что в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. Таким образом, введены ограничения, аналогичные тем, что прежде были установлены названной статьей в отношении земельных участков, о которых правообладатели получили уведомление о возможном их изъятии. При этом, однако, пропадает смысл предусмотренного новой ст. 56.1 ЗК РФ закрепления федеральными законами ограничений прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении строительства на зарезервированном земельном участке и проведения на нем мелиоративных работ. Необходимость в установлении таких ограничений состоит в пресечении попыток осуществления действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при последующем изъятии земельного участка, поэтому отнесение риска затрат на самих лиц, использующих земельный участок, эту проблему решает и смысла устанавливать запрет на производство каких-либо улучшений зарезервированного земельного участка нет. Трудно представить, какие еще ограничения прав при резервировании земель могут быть установлены федеральными законами. Кроме того, возникает вопрос, насколько на такие ограничения распространяются общие правила ст. 56 ЗК РФ о порядке установления ограничений прав на землю, с учетом выделения норм об ограничении прав на землю при резервировании в новую статью ЗК РФ. В частности, требуются ли принятие акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация ограничения прав на землю. Представляется, что по смыслу новых правовых установлений о резервировании земель ответ на данные вопросы должен быть отрицательным, и ограничения прав на землю при ее резервировании устанавливаются непосредственно федеральными законами, что не требует принятия дополнительных решений и распространяется на все случаи резервирования земель. Ограничение прав на землю при резервировании не может быть обжаловано – обжалуется в таком случае решение о резервировании земельного участка.

Следует заметить, что установленные ЗК РФ ограничения прав на зарезервированные земельные участки совпадают с имеющимися и в ЗК РФ, и в ГК РФ ограничениями прав в отношении земельных участков, о которых принято решение об изъятии для государственных и муниципальных нужд. Нормы ст. 56.1 ЗК РФ могли бы с полным основанием быть распространены и на отношения по поводу изъятия земельных участков, поскольку они в определенной мере перекрывают вопросы ограничения прав на землю в связи с изъятием земельных участков: в подавляющем большинстве случаев резервирование осуществляется в целях последующего изъятия земельных участков, и ограничения прав на землю в связи с резервированием нуждаются в более детальном урегулировании, так как действуют в течение гораздо более длительного срока. Законодательством не установлено, что изъят может быть только земельный участок, который был предварительно зарезервирован, поэтому нормы об ограничении прав на землю при вынесении решения об изъятии земельного участка должны сохраняться.

Кроме того, Федеральным законом N 69-ФЗ введены нормы, которые также можно рассматривать как своего рода ограничения и которые касаются того, что в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд:

  1. запрещена приватизация находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков;
  2. договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель;
  3. срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.

Из приведенных выше норм видно, насколько существенное значение имеет установление срока резервирования земель. Между тем до принятия Федерального закона N 69-ФЗ предлагалось ограничиться в ЗК РФ указанием на прекращение резервирования земельного участка его изъятием и (или) предоставлением для планируемых нужд. Однако установление резервирования земель без определения конкретного срока существенно ограничивает права владельца земельного участка, который лишается возможности планировать использование земли на ближайшую перспективу и может нести неоправданные убытки, тем более что планируемые сроки изъятия земель в действительности соблюдаются далеко не всегда.

Важным шагом в урегулировании вопросов резервирования земель является установление в ЗК РФ максимального срока резервирования земель, составляющего семь лет, а в отношении резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов – двадцать лет. Специальное указание на максимальный срок резервирования земель косвенно свидетельствует о необходимости определения срока резервирования в каждом конкретном случае принятия решения о резервировании земельного участка. Непосредственно такая норма, видимо, должна содержаться в положении о порядке резервирования, утверждаемом Правительством РФ.

В нормативном порядке также следует определить, возможно ли и в каком порядке осуществить досрочное прекращение действия резервирования, если стало ясно, что необходимость в нем отпала и земельный участок не будет изыматься и использоваться под предполагавшиеся ранее нужды.

Основным вопросом в связи с резервированием земельных участков, который пока законодательно не решен, является вопрос о возмещении убытков обладателям прав на зарезервированные земельные участки. Прежде всего необходимо определить, должны ли вообще выплачиваться владельцу земельного участка убытки, связанные с резервированием земель. Если да, то в каком порядке и как определяется их размер.

Если исходить из того, что в большинстве случаев резервирование земель осуществляется в целях дальнейшего изъятия земельного участка, то, видимо, целесообразно включать убытки, связанные с резервированием, в выкупную цену земельного участка или в общую сумму возмещения, выплачиваемого иным, кроме собственников, обладателям прав на земельный участок. При этом остается неясным, как быть в случаях, если зарезервированный земельный участок не изымается или не выкупается по окончании срока резервирования. Представляется, что в этих случаях убытки, если они возникли в связи с резервированием земельного участка, в том числе упущенная выгода, должны возмещаться в сроки, которые устанавливаются гражданским законодательством, однако специальное на то указание должно содержаться в ЗК РФ.

Несомненно, было бы правильным распространить на отношения по резервированию земель Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц” (далее – Правила). Правила не охватывают случаи возмещения убытков, причиненных самим фактом резервирования земель, если не было вынесено решение об ограничениях прав землеобладателей (см. об этом выше). Само по себе решение о резервировании того или иного земельного участка согласно Правилам не является основанием для возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, поскольку основаниями для такого возмещения в соответствии с п. 2 и 3 Правил могут быть соглашение о временном занятии земельного участка между собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

В настоящее время для любого землеобладателя, который понес убытки в связи с резервированием используемого им земельного участка, существует возможность взыскания их в судебном порядке, исходя из общих начал гражданского законодательства, однако при отсутствии четких указаний в федеральном законе можно предполагать возможность определенного разнобоя судебных толкований.

N 69-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд далее – Федеральный закон N 69-ФЗ в ЗК РФ включены только две полновесные статьи не считая уточнений и дополнений, внесенных в иные статьи , посвященные резервированию земельных участков ст.

Добавить комментарий