Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

Конвенция о правах инвалидов

Во всем мире люди стараются заботиться о людях, ограниченных в своих возможностях в силу возраста или здоровья. Это касается пожилых людей, детей и инвалидов. Именно поэтому в 2006 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, в которой были прописаны основные положения, которые обеспечивали бы приемлемый уровень жизни для людей. В этом постановлении есть несколько основных принципов:

  1. Запрещено дискриминировать людей с ограниченными возможностями: они имеют право получать услуги, работу и другие блага цивилизации наравне со здоровыми людьми.
  2. Полная интеграция в общество, которая включает принятие индивида в группу и установление межличностных связей внутри группы.
  3. Уважение человеческого достоинства, возможность реализовать себя как личность и обеспечение максимальной самостоятельности.
  4. Доступность социальных объектов, которые бы позволяли всем людям с ограниченными возможностями пользоваться теми же благами, что находятся в доступе остальных членов общества.
  5. Недопущение гендерной дискриминации или дискриминации по возрастному признаку.
  6. Равенство возможностей.
  7. Уважение человеческого многообразия и индивидуальных особенностей.

В 2008-м Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов. Таким образом, государство взяло на себя ответственность для обеспечения всех принципов Конвенции. Наиболее активное участие государство принимает в обеспечении доступной среды, которая призвана позволить инвалидов правом на блага и услуги, доступные широким слоям населения. Об утверждении государственной программы “Доступная среда” подробнее можно прочитать на интернет-портале “Жить вместе”.

Наиболее активное участие государство принимает в обеспечении доступной среды, которая призвана позволить инвалидов правом на блага и услуги, доступные широким слоям населения.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Организация совместных мероприятий органами соц.

Финансирование гос.программы

Применение федеральной программы «Доступная среда» осуществлялось для регулирования всех сфер деятельности, чтобы предоставить их равную доступность и правовое регулирование для всех членов общества.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Количество предполагаемых отчислений на финансирование «Доступной среды» до две тысячи двадцатого года, составляет четыреста двадцать четыре миллиарда рублей.

Расход средств предполагается на достижение целей, указанных в госпрограмме.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

В стране увеличилось количество центров реабилитации.

Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

Федеральный закон 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный – Департамент по делам инвалидов

Врио Директора – Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс – +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)

;

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

подпрограмма 1 “Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”;

подпрограмма 2 “Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов”;

подпрограмма 3 “Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы”

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 “Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов”;

показатель 2 “Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов”;

показатель 3 “Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации”;

показатель 4 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)”;

показатель 5 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)”;

показатель 6 “Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации”

Этапы и сроки реализации Программы

2011 – 2025 годы, в том числе:

I этап – 2011 – 2012 годы;

II этап – 2013 – 2015 годы;

III этап – 2016 – 2018 годы;

IV этап – 2019 – 2020 годы;

V этап – 2021 – 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

Читайте также:  Вкладыш на трудовую книжку и написание заявления на его получение

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год – 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год – 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год – 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год – 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год – 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

на 2020 год – 28826799,3 тыс.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;.

Подпрограммы «Доступной среды»

Государственная программа, предназначенная для адаптации ограниченных лиц, а также для улучшения их жизнедеятельности состоит из следующих подпрограмм:

  1. Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.
  2. Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.
  3. Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.

Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан.

Финансирование программы

Финансированием занимаются федеральные власти. Все необходимые средства выделяются из государственного бюджета. На региональные программы также средства выделяют из него.

Исключением являются собственные региональные программы, которые часть средств получают от государства, а часть со своего бюджета. Отдельные регионы также используют ряд мер, которые привлекают спонсоров и независимых инвесторов.

Кроме увеличения доступности разрабатываются условия для профподготовки, которая нужна для трудоустройства.

Предназначение программы

Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.

Задачами государственной программы являются:

  • разработка новейших технологий для инвалидов;
  • оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
  • обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
  • повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
  • как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
  • создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
  • внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года.

Как происходит формирование программы?

Во многих городах перекрестки массово оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.

В учет берутся районы городов, где наблюдается наибольшее проживание людей с ограниченным зрением, либо где они больше всего появляются.

Например, есть предприятия, которые предоставляют рабочие места для таких людей, реабилитационные центры, помогающим им адаптироваться. Как правило, пути к таким предприятиям и учреждениям оборудуются такими светофорами.

А звуковое оповещение дает знать им и о приближении поездов, и о названии остановок.

Помимо транспорта и улиц города были сделаны и некоторые шаги, делающие жилье доступным для инвалидов. Трудно назвать это массовых успехом, но вот в Москве в некоторых районах были построены несколько десятков квартир, адаптированных для инвалидов на колясках.

Эти квартиры снабжены индивидуальными подъемниками, они обустроены широкими дверными проемами, а туалеты с ванной комнатой позволяет инвалиду самостоятельно пользоваться этими благами цивилизации.

А вот в Улан-Уде пошли еще дальше и решили спроектировать специальный жилой комплекс для такой категории инвалидов. В данном комплексе предусмотрены помимо жилых зданий, производственные учреждения, спортивные комплексы, магазины. Все это адаптировано под нужды инвалидов. Но это не более, чем единичные случаи. Подавляющее большинство инвалидов могут только мечтать о таких условиях.

существующим уже три года на 6470 рублей, такова пенсия по инвалидности 2й группы.

Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“ДОСТУПНАЯ СРЕДА” НА 2011 – 2020 ГОДЫ

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” (с изменениями и дополнениями)

Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Читайте также:  153 статья Трудового Кодекса РФ - Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»

Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех “ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого”

Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан

ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.

ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры

ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).

ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.

Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация:

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение “дети с ОВЗ” подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

с нарушением слуха;

с дисфункцией речи;

с патологией опорно-двигательного аппарата;

с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ

Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

Реализация индивидуальной программы или маршрута

Проведение промежуточной диагностики и анализ

Информация для родителей

О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

Об основных образовательных программах

О дополнительных коррекционно-развивающих программах

О содержании психолого-педагогической коррекции

О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

– беседа с родителями

– изучение медицинской карты ребенка

– обследование физического развития

– обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи

составляет индивидуальные планы развития

проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)

консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его.

При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом. » тому, кто не может видеть или слышать.

Консультация для педагогов “Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС”

Консультация для педагогов “Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ”

Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Читайте также:  Документы для получения свидетельства о рождении в 2020 году

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Консультация для педагогов Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ.

Поручни

Поручни должны быть оборудованы в санузле, о чем ранее уже говорилось, а также на входе и по максимуму внутри помещения для обеспечения безопасности и поддержания равновесия. Жилые дома оборудованы такими поручнями только с одной стороны. Наиболее важными условиями являются:

  1. Высота не менее 90 см, желательно даже больше, но не больше чем на 5 см. Около пандусов поручни должны быть 70 см в высоту с обеих сторон.
  2. По внутренней стороне лестницы должны идти беспрерывно.
  3. Важно, чтобы поручни по длине выходили за лестницу на 30 см внизу и вверху. Это делается для того, чтобы человек мог остановиться и передохнуть.

Ребра начальной низшей и заключительной высшей ступеней должны быть окрашены в яркий цвет, чтобы инвалиды видели, в каком направлении двигаться.

Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

Мероприятия по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению.

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения первичная медико-санитарная помощь взрослому и детскому населению, в том числе инвалидам, детям-инвалидам, маломобильным гражданам оказывается в полном объеме, предусмотренном Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, проводятся диспансерные мероприятия, в том числе комплексные медицинские осмотры на дому с участием врачей специалистов и использованием имеющихся диагностических возможностей. В медицинских организациях созданы отделения медицинской помощи на дому, одним из направлений которых является оказание медицинской помощи, в том числе нетранспортабельным больным или имеющим нарушения двигательных функций. Все нуждающиеся (маломобильные и одинокие) обеспечены адресной помощью. По показаниям, с учетом имеющихся заболеваний, наличия индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), им проводятся необходимые реабилитационные мероприятия.

Повышается доля зданий медицинских организаций, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (73,7 % на 01.01.2020 г.), в 2019 году прирост составил 4,8 %.

В каждом административном округе Москвы выделены медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению (далее – медицинские организации), оснащенные диагностическим рентгенологическим оборудованием с наличием поворотных трубок, столов-трансформеров с механизмом подъем аи опускания поверхности, позволяющим проводить обследования маломобильным категориям граждан. Для обеспечения доступности стоматологической помощи инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности в соответствии с постановлением правительства Москвы от 17.02.2009 № 115-ПП «О годе равных возможностей в городе Москве на период до 2020 года» организована работа стоматологических кабинетов в доступных местах (в основном на 1-х этажах зданий), стоматологи-терапевты и ортопеды проводят лечение и протезирование на дому инвалидам, имеющим трудности с самостоятельным передвижением.

В медицинских организациях совместно с общественными организациями инвалидов города Москвы в соответствии с «Положением о проведении обследования объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в части создания безбарьерной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности и других маломобильных групп населения» обеспечиваются меры по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями:

  • доступ инвалидов к месту предоставления услуги в дистанционном режиме, а также по месту жительства;
  • выделение стоянок для автотранспортных средств инвалидов;
  • мощение тротуарной тактильной плиткой с конусообразными рифами для незрячих пациентов;
  • наличие в медицинской организации сменных кресел-колясок и достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок для их передвижения;
  • окраска первых и последних ступеней лестничных маршей в желтый цвет;
  • наличие тростедержателей;
  • работа лифтов, адаптированных для инвалидов (табло световые, звуковые и/или с рельефно-точечным шрифтом Брайля);
  • надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация – шрифтом Брайля и/или на контрастном фоне;
  • оборудование зданий поручнями и пандусами, доступными входными группами и санитарно-гигиеническими помещениями;
  • оборудование объектов вертикальной подъемной платформой (аппарель).

В рамках проведения капитального ремонта зданий медицинских организаций предусмотрено формирование доступной безбарьерной среды на этапе разработки проектно-сметной документации.

На официальных сайтах и информационных стендах медицинских организаций размещена информация, направленная на информирование инвалидного сообщества и толерантного отношения к инвалидам.

На основании приказа Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» осуществляется медицинская реабилитация, включающая 3 этапа. Третий этап осуществляется в отделениях медицинской реабилитации поликлиник, выездными бригадами на дому, санаторных организациях.

По состоянию на 01.01.2020 в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в городе Москве услуги по медицинской реабилитации на 3 этапе предоставляются в 59 медицинских организациях. В 26 медицинских организациях функционируют отделения медицинской реабилитации (далее – ОМР), в 20 – физиотерапевтические отделения (далее – ФТО), в 14 – отдельные кабинеты, не входящие в состав ОМР и ФТО, все услуги предоставляются за счет средств ОМС.

В перечисленных отделениях работают:

  • 188 кабинетов физиотерапии;
  • 102 зала лечебной физкультуры (с учетом механотерапии);
  • 7 кабинетов мануальной терапии;
  • 145 кабинетов массажа;
  • 15 кабинетов рефлексотерапии.

В 46 медицинских организациях имеется возможность получения услуг по медицинской реабилитации в сочетании: физиотрапия, лечебная физкультура, массаж.

По состоянию на 01.01.2020 в медицинских организациях наблюдаются 926992 инвалида, из них реабилитационные услуги в 2019 году получили 832560 человек (89,9%). Профилактические курсы лечения в условиях дневного стационара в 59 медицинских организациях за 2019 год получили 34022 человека с инвалидностью.

С целью реализации мероприятий ИПРА в 2019 году в медицинские организации обратилось 599284 человека, проведены реабилитационные и/или абилитационные мероприятия по реализации ИПРА 586549 инвалидам (97, 9%).

Мероприятия по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» государственных бюджетных профессиональных образовательных организациях Департамента.

В настоящее время в государственных бюджетных профессиональных образовательных организациях Департамента (далее – образовательные организации Департамента) обучается 143 студента из числа инвалидов (I, II, III групп, инвалиды детства, ребенок инвалид) по специальностям «Медицинский массаж для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению», «Стоматология ортопедическая» с ограниченными возможностями здоровья по слуху, «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика», «Лечебное дело».

Студентам, обучающимся в образовательных организациях Департамента, бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, а так же доступ к электронным библиотекам (информация об электронно-библиотечной системе размещена на официальных сайтах образовательных организациях Департамента в разделе «Электронная библиотека»).

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Департамента здравоохранении города Москвы «Медицинский колледж № 5» проводится обучение по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая для лиц с ограниченными возможностями по слуху. Обучение студентов с нарушением слуха осуществляется в малых группах в присутствии сурдопереводчика, с использованием адаптивных учебных пособий и электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6» (далее – ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»), расположенное по адресу: Москва, ул. Таймырская, д.4, адаптировано для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Отделение Медицинский массаж располагает оборудованным кабинетом медицинского массажа, предоставляет обучающимся услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, а также тьютора, сопровождающего процесс индивидуализации обучающихся.

В ГБПОУ ДЗМ МК № 6 для беспрепятственного передвижения и доступа слабовидящих студентов:

  • 1) произведена укладка рельефной (тактильной) плитки на тротуаре;
  • 2) крайние лестничные ступени окрашены желтой контрастной краской;
  • 3) установлены перила (поручни) из нержавеющей стали на крыльце;
  • 4) оборудованы пандусы.
  • 5) установлены визуальные средства информации для ориентации передвижения слабовидящих:
    • на дверях наклеены знаки безопасности для слабовидящих «Желтый круг»;
    • тактильные средства информации с цифрами и буквами по Брайлю;
  • 6) оборудованы аудитории специальными муляжами и мебелью, приобретены универсальные плееры-диктофоны.

Информирование абитуриентов из числа лиц с инвалидностью по вопросам получения среднего профессионального (медицинского) образования осуществляется на Днях открытых дверей и на официальных сайтах образовательных организаций Департамента в разделе «Абитуриент».

В образовательных организациях Департамента для студентов из числа инвалидов созданы благоприятные условия для психологического комфорта, развития личности студента и его обучения. Для успешной адаптации студентов из числа инвалидов к освоению медицинской профессии проводится социально – психологическая работа в комплексе педагогов: социального педагога, педагога-психолога, заведующего отделением и куратора учебной группы.

По показаниям, с учетом имеющихся заболеваний, наличия индивидуальной программы реабилитации и абилитации ИПРА , им проводятся необходимые реабилитационные мероприятия.

С какой целью организовывалась программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020

На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.

Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:

  • увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
  • повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
  • создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.

Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.

С какой целью организовывалась программа Доступная среда для инвалидов 2016-2020.

Добавить комментарий