Основания и порядок проведения служебного расследования, его правовые последствия

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Также основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, акт о выявлении товарной недостачи, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

После этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Как вести служебное расследование

Решение о служебном расследовании принимает директор

Процедура начинается с выявления факта проступка любым сотрудником организации. Однако днем обнаружения проступка будет считаться день, когда в известность будет поставлен руководитель (должностное лицо).

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» (2004) должностным лицом признается тот, «которому по работе (службе) подчинен работник».

Факт нарушения и его обстоятельства фиксируются в служебной записке на имя руководителя (если организация крупная —то непосредственного, если небольшая — директора). Директор же принимает решение о служебном расследовании. Этапами расследования являются:

  1. Формирование комиссии, уполномоченной директором, путем издания приказа. В состав такой комиссии не включают непосредственного начальника сотрудника, в отношении которого проводят рассмотрение, а также руководителя, выносящего итоговое решение.
  2. Рекомендуемое число членов комиссии – не менее трех.
  3. Собственно, работа комиссии, состоящая из выяснения конкретного человека, совершившего нарушение, его сути, размера ущерба, причин, повлекших проступок, привлечению к ответственности виновных лиц, выработку профилактических мер, предотвращающих подобное впредь.
  4. Если известно лицо, совершившее проступок, у него берется объяснительная (согласно ст. 247 ТК РФ), если виновного необходимо определить, такие объяснительные запрашиваются у предполагаемых лиц.
  5. Сбор комиссией других документов (докладных записок очевидцев, актов инвентаризации (при необходимости), заключений аудиторов и т.д.). Если проступок простой (например, уход с рабочего места), вполне достаточно бывает объяснительной.
  6. Составление итогового акта о проведении расследования, состоящего из описания факта нарушения, времени, обстоятельств совершения проступка, резолютивной части (с указанием виновного, а также сопутствующих факторов). Акт подписывается членами комиссии, заверяется подписью руководителя организации.

Важно помнить, что Трудовой кодекс наделяет обе стороны расследования правами:

  • Работодатель вправе запрашивать объяснительные, работник вправе отказаться от их написания. В этом случае, согласно ч.1 ст. 193 и ч.2 ст. 247 ТК РФ это фиксируется в акте об отказе представить пояснения. Такой акт подписывают лица, не состоящие в комиссии по расследованию, во избежание конфликта интересов. Кроме того, следует знать, что на дачу объяснений Трудовой кодекс РФ (ст. 193) предоставляет два дня.
  • Пояснения составляются в произвольной форме, и сотрудники вправе указать смягчающие (по их мнению) обстоятельства, или не признавать вину и пояснить, почему.
  • Составленный акт также дается на ознакомление сотруднику, наряду с другими материалами проверки. Право на отказ от подписи сохраняется и в этом случае.

Для облегчения работы комиссии и упорядочения процесса рассмотрения дисциплинарных проступков, в организации целесообразно иметь локальный акт о служебных расследованиях (положение, регламент или др.).

Приказ о наказании объявляется сотруднику под роспись не позднее 3 дней с даты издания.

Понятие служебного расследования

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы. Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

Дисциплинарный проступок.

При причинении материального ущерба

Материальный ущерб предприятию может быть нанесен по причине халатности либо злому умыслу. Со стороны работника убыток предприятию причиняется следующим образом:

  • изготовление продукции или оказание услуг несоответствующего качества;
  • присвоение имущества, принадлежащего предприятию;
  • несоблюдение правил безопасности;
  • порча оборудования или инвентаря.

В данной ситуации в первую очередь необходимо определить сумму ущерба. В случае хищения это можно сделать путем составления инвентаризационного акта. Поломка или порча оборудования потребует дополнительной экспертизы. Та же необходимость возникает при нанесении ущерба через несоблюдение правил техники безопасности. Например, сотрудник ушел с работы и забыл выключить отопительный прибор, в результате начался пожар. Размер убытка сможет выявить только экспертная комиссия.

Очень важно понять мотивацию действий. Так как важно понимать является ли проступок обыкновенной безответственностью или носит злонамеренный характер.

При причинении материального ущерба.

Регламентирующие документы

В законодательстве отсутствует четкое понятие служебного расследования, но оно все равно применяется владельцами компаний. Например, по ст. 247 ТК работодатель обязан проводить проверку, если наносится ущерб имуществу организации. В результате важно определить размер вреда и причины возникновения ситуации. В конце расследования устанавливаются виновные лица, которые привлекаются к ответственности, причем она может быть представлена даже увольнением.

Важно знать.

Порядок проведения

Основные этапы, которые предшествуют старту следствия, а также стадии его организации:

  1. Установление факта случившегося правонарушения – это вправе совершить любой персонал компании. Момент, в который гражданин сообщил о выявленном правонарушении, признается днем обнаружения данного проступка.
  2. Это правонарушение разъясняется в докладной записке, написанной на имя прямого начальства или директора предприятия.
  3. После процесса принятия и изучения записки управляющий или руководитель компании решает начать расследование, или же о передаче данной записки вышестоящему должностному лицу.
Читайте также:  Дифференцированный и аннуитетный платежи по ипотеке: какой выбрать – Правовая информация о недвижимости – Квадратный метр

Далее вступают в действие этапы, связанные непосредственно с процессом следствия:

  1. В приказном порядке формируется комиссия, которая не содержит в своем составе прямого начальника подозреваемого сотрудника. Кроме того, не подлежит включению в список участников комиссии и тот начальник, который примет итоговое решение по результату проверочной работы.
  2. Далее комиссия запускает процесс расследования, в котором выясняются такие обстоятельства как содержание правонарушения, субъекты, участвующие в обозначенном деле, мотивации совершения проступка и величина понесенных убытков в виде материального ущерба. В процессе расследования, виновный гражданин пишет объяснительную, а в случае, если определенный круг лиц не выявлен, то объяснительные составляются всеми работниками, имеющих доступ к объекту и факту правонарушения.
  3. В конце расследования оформляется итоговый акт, в котором подробно описывается ход проверочных работ и вердикт по ней. Целью собрания также может стать и установление мер, предотвращающих совершение подобных проступков в последующем. Документ удостоверяется подписями присутствующих на собрании и печатью компании.

Оформление результатов.

Кто осуществляет проверку

Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения. Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации. Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.

Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.

Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.

Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения.

Сроки расследования и меры ответственности

По законодательству, в частности статье 192 ТК РФ, на процесс отведен 1 месяц. Срок отсчитывается с момента издания соответствующего приказа. Но здесь есть исключение с увеличением длительности процедуры при нахождении сотрудника на больничном или в отпуске.

Применение наказания возможно в течение 6 месяцев после оформления результатов процесса. При этом дисциплинарный вариант наказания имеет только одну форму.

Сам приказ с вынесенным наказанием должен быть предоставлен работнику для подписи в течение трех суток с момента оформления.

По статье 248 ТК РФ при материальном типе ущерба удержание средств возможно не более 1 среднемесячного заработка. При несогласии виновника или ущербе, превышающем заработную плату, необходимо обращаться в судебную инстанцию. Требуется учесть, что несоблюдение трудовых норм, включая размеры взыскания или сроки, приведет к судебной отмене самого наказания.

На основе заключения руководитель уже выносит решение в отношении виновника с указанием номера заключения, но тип взыскания должен применяться только один.

Основания и порядок проведения служебного расследования, его правовые последствия

1. Служебное расследование – деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о проступке сотрудника в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.

2. Служебное расследование проводится в целях выявления причин и условий, способствовавших его совершению, установления виновных и обеспечения принципа неотвратимости наказания либо исключения необоснованного привлечения сотрудника к ответственности.

3. Основаниями для проведения служебного расследования могут являться:

1) рапорты, заявления, жалобы и письма;

2) факты правонарушений и происшествий;

3) результаты ревизий;

4) результаты проверки учебной, оперативной и служебной деятельности подразделений;

5) сообщения органов дознания, следствия и суда;

6) сообщения должностных лиц, организаций и средств массовой информации;

7) материалы дел, поступившие от соответствующих государственных органов для решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных антикоррупционным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

4. Служебное расследование назначается приказом уполномоченного руководителя и проводится уполномоченным должностным лицом в срок не более пятнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен лицом, назначившим проведение служебного расследования, на срок не более десяти календарных дней.

Проведение служебных расследований без наличия приказа не допускается.

5. При совершении сотрудником проступка с него в обязательном порядке истребуется письменное объяснение. Если в объяснении сотрудник согласен с фактом совершения им проступка, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проведение дополнительных проверочных мероприятий, либо проверка с выездом на место, то уполномоченный руководитель имеет право наложить дисциплинарное взыскание, за исключением взысканий в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в специальном звании на одну ступень и увольнения по отрицательным мотивам, без проведения служебного расследования.

Дисциплинарные взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень ниже и увольнения по отрицательным мотивам налагаются по результатам проведенного служебного расследования с учетом предложений дисциплинарной комиссии.

В случаях, если сотрудник в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, уполномоченным руководителем в срок не позднее трех суток со дня обнаружения проступка должно быть назначено служебное расследование в порядке, определенном настоящим Законом.

6. Для проведения служебного расследования руководителем назначается уполномоченное должностное лицо, по занимаемой должности равное или выше должности сотрудника, совершившего проступок.

Читайте также:  Работница, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, уходит в декретный отпуск.

В случае необходимости, для получения заключений, пояснений и консультаций по вопросам, требующим специальных знаний, к проведению служебного расследования могут привлекаться в качестве специалистов сотрудники соответствующего направления оперативно-служебной деятельности, о чем указывается в приказе.

В необходимых случаях на время проведения служебного расследования руководитель может освободить уполномоченное должностное лицо от исполнения его функциональных обязанностей, о чем указывается в приказе.

7. В проведении служебного расследования не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в его результатах. В этом случае он обязан обратиться к лицу, принявшему решение о проведении служебного расследования, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении этого расследования. При несоблюдении указанного требования результаты служебного расследования считаются недействительными.

8. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот проступок, в отношении которого установлена его вина.

9. Виновным в совершении проступка признается сотрудник, совершивший противоправные действия (проявивший бездействие) умышленно или по неосторожности.

10. Проступок признается совершенным умышленно, если сотрудник, его совершивший, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал или сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично.

11. Проступок признается совершенным по неосторожности, если сотрудник, его совершивший, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

12. Служебное расследование может быть приостановлено приказом руководителя в случаях:

1) самовольного оставления сотрудником места службы;

2) пребывания сотрудника в отпуске, служебной командировке;

3) заболевания сотрудника, подтвержденного в установленном законом порядке;

4) проведения медицинской экспертизы, требующей продолжительного времени;

5) в других случаях, препятствующих служебному расследованию.

13. Служебное расследование возобновляется приказом руководителя, если отпали основания для его приостановления.

14. В ходе служебного расследования устанавливаются:

1) содержание и характер проступка, время, место, способ и другие обстоятельства его совершения;

2) наличие и характер последствий проступка;

3) размер причиненного вреда;

4) лицо, совершившее проступок;

5) обстоятельства, исключающие, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника;

6) причины и условия, способствовавшие совершению проступка;

7) данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего проступок;

8) вина сотрудника в совершении проступка, наличие умысла или неосторожности и мотивы совершения проступка;

9) другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения о привлечении сотрудника к ответственности.

15. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

1) раскаяние сотрудника, совершившего проступок;

2) добровольное сообщение сотрудника о совершении им проступка его руководителям;

3) предотвращение сотрудником, совершившим проступок, вредных последствий проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение проступка при сложившихся тяжелых личных или семейных обстоятельствах;

5) совершение проступка в результате принуждения;

6) совершение проступка при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или команды.

Руководитель, применяющий к сотруднику взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

16. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного действия (бездействия) несмотря на требование руководителя прекратить его;

2) повторное совершение такого же проступка, если за первый проступок к сотруднику уже применялось взыскание и оно в установленном порядке не снято;

3) совершение проступка группой;

4) вовлечение подчиненного в совершение проступка;

5) совершение проступка по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды;

6) совершение проступка из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другой проступок или облегчить его совершение;

7) совершение проступка путем воздействия на должностное лицо или его близких в связи с выполнением им возложенных на него обязанностей;

8) совершение проступка на дежурстве, службе в суточном наряде, при выполнении специальной задачи, а также при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;

9) совершение проступка в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов).

Другие обстоятельства, не упомянутые в настоящем Законе, не могут быть признаны отягчающими дисциплинарную ответственность.

17. В ходе служебного расследования уполномоченное должностное лицо, которому поручено его проведение, имеет право:

1) получать письменное объяснение сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также от других лиц;

2) собирать материалы, подтверждающие виновность сотрудника в совершении проступка;

3) знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебного расследования;

4) получать заключения, пояснения и консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

5) выезжать на место, где был совершен проступок.

18. Сотрудники обязаны оказывать содействие уполномоченному должностному лицу, назначенному для проведения служебного расследования, и несут персональную ответственность за достоверность предоставленных сведений.

19. Сведения о совершении сотрудником проступка, подтверждающие либо опровергающие факт его совершения, могут быть в любой форме.

20. Если в ходе служебного расследования выяснится, что проступок сотрудника содержит признаки состава преступления, руководитель немедленно докладывает вышестоящему руководителю.

21. Уполномоченное должностное лицо докладывает результаты служебного расследования в письменном виде руководителю, назначившему расследование.

После доклада уполномоченное должностное лицо обязано довести материалы служебного расследования до сотрудника, в отношении которого оно проводилось, под роспись с обязательным отражением его согласия или несогласия с выводами и предложениями служебного расследования.

22. Сотрудник, в отношении которого проводится служебное расследование, вправе:

1) давать письменное объяснение по существу проводимого служебного расследования;

2) заявлять ходатайства, представлять доказательства и иные документы;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебное расследование, руководителю специального государственного органа или уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебного расследования;

Читайте также:  Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге?

4) знакомиться по окончании служебного расследования с заключением и другими материалами, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

23. Материалы служебного расследования в отношении сотрудников, подлежащих по основаниям настоящего Закона увольнению по отрицательным мотивам, наложению дисциплинарного взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень, а также лиц, не согласных с выводами и предложениями служебного расследования, подлежат рассмотрению на дисциплинарной комиссии.

24. При отказе сотрудника, в отношении которого ведется служебное расследование, от дачи письменного объяснения составляется соответствующий акт. Его отказ не приостанавливает проведение служебного расследования. В этом случае сотрудник заслушивается на дисциплинарной комиссии.

В проведении служебного расследования не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в его результатах.

Порядок проведения служебного расследования в организации

При взыскании ущерба с работника, помимо инвентаризации, проводится служебное расследование. Без него нельзя привлечь сотрудника к дисциплинарному наказанию и взыскать причиненный им ущерб. Рассмотрим подробнее порядок проведения служебного расследования в организации в 2019 году.

Основное ее назначение сбор и исследование материалов дисциплинарного проступка, совершенного сотрудником.

Проведение служебного расследования

После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4).

Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

У работника запрашивается письменное объяснение.

Документооборот и порядок

При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника. В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб. Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.

В документе указывается назначенный руководитель, поимённо перечисляются члены комиссии и период проведения.

Юридические последствия проведения служебного расследования

По результатам служебного расследования, в случае получения достаточных данных о наличии вины в действиях лица, в отношении которого проводилось служебное расследование, первый руководитель органа, учреждения, предприятия принимает решение о привлечении виновного к дисциплинарной или материальной ответственности. Решении о наказании закрепляется соответствующим приказом.

В случае, если в ходе служебного расследования были установлены факты готовящихся, либо совершенных преступлений, лицо, проводившее СР обязано немедленно сообщить об этом в соответствующие государственные органы и начальнику, отдавшему распоряжение о проведении СР. При наличии в действиях лица, в отношении которого проводится СР состава преступления, материалы СР передаются по принадлежности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае решение о привлечении к дисциплинарной ответственности не принимается до разрешения материалов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса, о чем указывается в заключении по результатам проведения СР.

Материалы служебного расследования могут быть представлены в суде в ходе рассмотрения трудового спора.

В случае, если в ходе служебного расследования были установлены факты готовящихся, либо совершенных преступлений, лицо, проводившее СР обязано немедленно сообщить об этом в соответствующие государственные органы и начальнику, отдавшему распоряжение о проведении СР.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование.

Итоги расследования

Акт об итогах расследования обязательно должен состоять из нескольких разделов:

  • Введение – указывается на сам факт правонарушения, его основания и дата совершения, срок выполнения проверки, состав комиссии;
  • Описательная часть – подробно приводятся доказательства;
  • Заключение – указываются виновные лица, наличие у них прежних неснятых взысканий, совершение проступка.

Кроме этого в акте должен существовать перечень используемых материалов, копии которых обязательно прилагаются.

Подписывается документ всеми членами комиссии. Далее ему присваивается регистрационный номер. Документ должен удостоверить руководитель своей подписью, а также ставиться печать предприятия.

Важно: для документации заводиться отдельная папка, в которую они подшиваются, сверху прилагается опись бумаг.

Важно для документации заводиться отдельная папка, в которую они подшиваются, сверху прилагается опись бумаг.

Добавить комментарий