Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.

Принципы контрактной системы

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

  • открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  • обеспечение конкуренции для участников закупок;
  • профессионализм государственных заказчиков;
  • стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  • обеспечение единого подхода и принципов;
  • эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.

Поставщик и заказчик это далеко не все участники такого процесса.

Сейчас содержит
  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.

Планы закупок и планы-графики закупок

План закупок – это документ, который регулирует все закупки, осуществляемые государственным или муниципальным заказчиком. На основании плана закупок происходит составление специального плана-графика. Кроме того, именно на основании плана закупок происходит распределение бюджетных средств, которые будут направлены на оплату по контракту для удовлетворения государственных нужд.

После публикации плана закупок составляется план-график, в котором отражается цикличность заключения тех или иных контрактов, количество необходимых торгов в тех или иных видах, а также распределение таких закупок в течение всего финансового года.

Всю информацию о плане закупок и плане-графике можно получить при обращении к ЕИС, где хранятся не только документы планирования на текущий финансовый год, но и на предыдущие годы в виде архивов.

Реестр контрактов.

История редакций и изменений

Закон изменялся несколько раз. Государственная Дума постоянно принимает меры того чтобы сделать государственные закупки как можно более прозрачными. Самое первое изменение было от 02. 07. 2013 года в редакции законе № 188-ФЗ. Но наиболее значимые изменения были внесены в 2016 году и Законом № 519-ФЗ от 27. 12. 2018 года.

Читайте также:  Отсрочка от армии по беременности жены и рождению ребенка в 2020 году

Закон № 44 ФЗ «О госзакупках» в последний редакции 2019 вступил в силу с 01.01.2019 года.

Кроме того, нужно будет подтвердить добросовестность исполнителя;.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
“О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

, 27 февраля, 1, 4, 24 апреля, 8 июня 2020 г.

ФЗ для чайников: принцип работы и терминология

Госзакупки для чайников выражаются в нескольких тезисах, хорошо характеризующих цели и задачи ФЗ:

  • открытая и прозрачная работа;
  • здоровая конкуренция;
  • профессиональные навыки заказчика;
  • рост инноваций;
  • единство в принципах и подходах;
  • ответственность за результат.

Для чайников, начинающих госзакупки, процедура невозможна без знания терминологии и чёткого понимания её значения. К счастью для чайников, таких понятий ФЗ 44 содержит мало:

  1. Больницы, школы, университеты и другие госучреждения, которым нужно что-то купить — заказчики, приобретатели или донаторы.
  2. Предлагает свои товары и услуги от лица организации или ИП — поставщик или подрядчик.
  3. Собирает все сведения о закупках, а также публикует перечни всех госконтрактов, недобросовестных продавцов и прочие данные — ЕИС, иначе Единой информационной системы, вебсайт которой располагается по адресу zakupki.gov.ru .
  4. Этот параграф объяснит чайникам механизм процедуры. Цену, которую заказчик готов заплатить за товар/услугу, определяют, как стартовую максстоимость контракта. Эта цифра не абстрактная, а всегда должна сопровождаться обоснованием. Чайникам может показаться странным, но поставщики могут изменить её только в меньшую сторону.
  5. Ресурс, где участник размещают свои закупки или заявки, и где проводят веб-аукционы, называется ЭТП. Участнику чайнику эта аббревиатура, скорее всего известная как электронная площадка. Сделки всегда закрываются на специальной ЭТП, с защищёнными коммуникациями.
  6. Поставщик подаёт своё бизнес-предложение в формате заявки для участия. В неё включаются данные о предмете закупки, стоимости, данные о юрлице или физлице.
Читайте также:  Как восстановить сертификат на материнский капитал: при утере, порядок действий, условия восстановления, можно ли и как исправить ситуацию

Все сведения о приобретениях, заказчиках/подрядчиках аккумулируются в ЕИС, ознакомиться с данными можно бесплатно. ЕИС — приоритетный источник данных для госзакупок. Для заверения веб-документов, участники используют специальную квалифицированную подпись, госучреждения получают её бесплатно, а вот поставщики покупают её в спецудостоверяющем центре, с государственной аккредитации. Как правило, чайник, это возможный новичок-подрядчик. Ему необходимо уточнить сроки выдачи ЭЦП, чтобы планировать участие в первом аукционе.

Приобретения проводятся согласно ФЗ 44 донаторами, которые тратят деньги из бюджета, а расход собственных средств организации осуществляется согласно 223 ФЗ.

В качестве первоисточника, чайникам достаточно обращаться к 44 ФЗ.

Что регулируют

Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.

Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».

223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.

Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?

Другие способы, указанные в Положении.

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Постановление Правительства РФ от 26.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

22 марта 2013 года

27 марта 2013 года

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

3. Программа курса: «Специалист» – 12 часов (2400 рублей):

Особенности осуществления отдельных этапов закупок

  • Техническое задание. Правила описания объекта закупки.
  • Изменение порядка закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительств.
  • Специфика и порядок проведения электронных процедур.
  • Оценка заявок и окончательных предложений участников.
  • Содержание извещения и документации открытого конкурса и аукциона в электронной в форме.
  • Последствия признания электроннойпроцедуры несостоявшейся.
  • Особенности участия СМП и СОНО в закупках.
  • Национальный режим в 2020 – запреты, ограничения и преимущества при закупках мебели, изделий легкой промышленности, машин и оборудования, радиоэлектроники, лекарственных средств, медицинских изделий, продуктов и др. Порядок подтверждения соответствия продукции.
Читайте также:  Что такое межевой план земельного участка и для чего он нужен?

Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок

  • Общественное обсуждение закупок.
  • Контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок гражданами и общественными объединениями, и объединениями юридических лиц.
  • Обжалование действий (бездействий) участников контрактной системы.
  • Способы и порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченных органов, членов комиссий.
  • Порядок подачи жалобы. Изменения в сроке подачи жалоб.
  • Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП).
  • Нарушения в сфере закупок.
  • Состав и виды административных правонарушений.
  • Типичные нарушения заказчиками.
  • Обзор основных положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Способы и порядок обжалования действий бездействия заказчика, уполномоченных органов, членов комиссий.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Мониторинг, контроль и обжалование закупок

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Добавить комментарий