Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Участие в госзакупках СМП и СОНКО по статье 30 44-ФЗ

Подавляющее большинство участников государственных закупок по 44-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства СМП.

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

У процесса трансформации существовавшей ранее в Российской Федерации системы государственных закупок, кроме цели повышения прозрачности всей этой системы, имеется и другая существенная цель – открытие данной системы для участников бизнеса, которые имеют статус субъектов малого предпринимательства, а также для организаций, которые обладают статусом социально ориентированных некоммерческих организаций. Это необходимо для того, чтобы повысить, с юридической точки зрения, возможности некрупных участников рынка, которые не имеют достаточных возможностей для полноценного конкурирования с крупными участниками рынка в разных его секторах.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

У процесса трансформации существовавшей ранее в Российской Федерации системы государственных закупок, кроме цели повышения прозрачности всей этой системы, имеется и другая существенная цель открытие данной системы для участников бизнеса, которые имеют статус субъектов малого предпринимательства, а также для организаций, которые обладают статусом социально ориентированных некоммерческих организаций.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ.

Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения

Все вопросы, которые связаны с особенностями участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, прописаны в ст. 30 44-ФЗ. Положений данной статьи должны придерживаться все муниципальные и государственные заказчики, которые занимаются закупками в рамках 44-ФЗ.

Ст. 30 44-ФЗ обязывает всех заказчиков проводить закупку товаров и услуг у субъектов малого бизнеса или социально ориентированных НКО. Доля закупок у организаций подобного профиля должна составлять не менее 15% от объема поставок по 44-ФЗ за текущий год. 15% – это нижняя граница объема госзакупок у представителей малого бизнеса, тогда как верхняя планка не установлена и не регламентирована законодательно.

Установлены такие лимиты для того, чтобы открыть доступ к госзаказам для представителей малого бизнеса. Ведь в области госзаказа им бывает непросто конкурировать с крупными корпорациями, обладающими мощными административными и финансовыми ресурсами.

В 44-ФЗ не конкретизируется понятие субъекта малого предпринимательства. Но в ФЗ-209 от 2007 года к таким можно отнести компании с численностью до 100 человек, с доходами до 800 млн р. за прошлый год; в уставном капитале данных организаций не допускается участие государственных и муниципальных заказчиков свыше 25%, а доля других юрлиц и иностранных компаний не должна быть более 49%.

Под некоммерческими организациями социальной направленности, согласно ФЗ-7 от 1996 года, понимаются такие, которые не предполагают получение прибыли. Они могут быть созданы в целях социальной поддержки граждан, культурной, благотворительной, просветительской и иной деятельности. Такие цели должны быть подтверждены учредительными и уставными документами.

Заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса при цене контракта (НМЦК) не более 25 млн р. через такие закупочные процедуры, как:

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • электронные аукционы;
  • двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений.

Если информация об организации входит в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, то участник может приложить выписку из него. Для социально ориентированных НКО обычно требуется указать направление их деятельности в декларативном формате.

В указанные обязательные 15% от объема закупок должны включаться закупки для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, услуги кредитования, закупки у единственного поставщика, госзаказ, связанный с использованием атомной энергии, заказы через закрытые способы определения поставщиков.

Заказчик при определении поставщика наделен правом указать в извещении требование, согласно которому, поставщик, который не входит в число СМП или НКО, может привлекать к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа подобных организаций.

При осуществлении заказов для субъектов малого бизнеса и НКО предусмотрены такие преимущества:

  1. Обеспечение заявок от участников такого рода не может превышать 2% от НМЦК.
  2. Срок оплаты по госконтракту после подписания акта приема-передачи не может превышать 15 рабочих дней.

Обязанности победителя привлекать к исполнению контракта представителей малого бизнеса должны быть указаны в виде определенного процента от величины госзаказа в извещении. Конкретный процент устанавливается в зависимости от цены контракта и составляет не менее 5%.

С того момента, как 44-ФЗ был опубликован, в него неоднократно вносились изменения. Так, в ст. 30 появилась ч. 1.1, регулирующая закупки у субъектов малого бизнеса, которые не входят в общий объем годовых закупок.

В ч. 1.2 ст. 30 был регламентирован порядок включения поставок товаров и услуг из части 1.1 в общий объем, полученный от субъектов малого бизнеса. В ч. 4.1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ. В ч. 8 были прописаны дополнительные условия, которые позволяют проводить закупки среди представителей малого бизнеса.

1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ.

Re: Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Донской » 11 фев 2020, 18:33

Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет , следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП.

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

закупку провели на общих основаниях,.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Читайте также:  Жалоба в органы опеки и попечительства на приют - бланк 2020

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП.

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства

    On 17.12.2016 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронный аукцион

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением. Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться. Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их. По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие что это.

Прокуратура нашла нарушение в плане-графике, нет закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО

Добрый день! Пришло Представление с прокуратуры о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В нашем плане-графике все закупки размещены по ч.1 ст. 93 ( у единственного поставщика) № 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок, на сколько я понимаю, позволяет нам это делать. А вот, что пишет прокуратура (ч.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ. Установлено, что гимназия №1 г. Сочи указанные требования законодательства в полном объеме не исполняются. Так, план-график на 2019 год, утвержденный директором не предусматривает осуществление закупок у СМП и СОНО. Ну и далее о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, о привлечении к ответственности и о рассмотрении этого представления с участием представителя прокуратуры района. Что мне грозит, как контрактному управляющему? И как грамотно отвечать представителю прокуратуры. Людмила Ивановна.

Ответы юристов ( 3 )

  • 7,5 рейтинг
  • 1038 отзывов

Добрый день, Людмила.

В нашем плане-графике все закупки размещены по ч.1 ст. 93 ( у единственного поставщика) № 44-ФЗ.

Исходя из этого, а также учитывая, что в силу ч. 1 ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

т.е. обязанность осуществлять закупки у СМП и СОНО возникает, если закупки осуществляются по конкурсным процедурам.

Поскольку вы закупаете у единственного поставщика, то такой обязанности нет.

Что мне грозит, как контрактному управляющему

Исходя из содержания представления, Вас как должностное лицо работодатель обязан привлечь к дисциплинарной ответственности (к примеру, замечание, ст. 192 ТК РФ).

И как грамотно отвечать представителю прокуратуры

Как я уже отвечала выше, обязанность осуществлять закупки у СМП и СОНО возникает, если закупки осуществляются по конкурсным процедурам. Поэтому преставление не основано на положениях 44-ФЗ.

Добрый день, Екатерина! но если состава нарушения нет, за что выносить «замечание»?

Вам необходимо направить возражение на представление, в котором обосновать свою позицию.

Я имела ввиду, что представление прокуратуры предполагает именно возможность дисциплинарного взыскания. Однако учитывая, что представление не соответствует закону, то для применения взыскания нет оснований.

  • 1705 ответов
  • 513 отзывов

В случае, если вы все проводите через ч.1 ст. 93 у вас нет обязанности осуществлять закупки в у СМП. Данный вывод следует из положений ч.1 указанной статьи 30 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1. Заказчикиобязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи

В соответствии с ч.1.1. ст. 30

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 – 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

Согласно ч.1.2. ст. 30

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Таким образом, обязанности Заказчика проводить закупки у СМП в Вашем случае законом не установлено.

Данный вывод подтвержден множеством разъяснений. Из первых, что попались мне письмо Минэкономразвития от 30 июля 2015 N Д28и-2269

Таким образом, в случае если необходимый объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, рассчитанный с учетом положений части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, составляет ноль рублей, то заказчик не обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций посредством проведения конкурентных процедур.

30 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 СГОЗ.

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов.

Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Читайте также:  Какие сделки можно совершать с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним

КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

КТО ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) – некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнац. сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ СМП И СОНО:

ВариантУсловия проведения закупки
«Спецзакупки»Проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО
СМП и СОНО – субподрядчикиПобедитель закупки – поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся СМП или СОНО, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО:

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, проводят закупки у СМП / СОНО только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНО:

Не менее 15% в год от следующей суммы:

СГОЗ – (закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства) – (закупки услуг по предоставлению кредитов) – (закупки у единственного поставщика, кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93) – (закупки работ в области использования атомной энергии) – (закрытые способы закупок).

За неисполнение годового объема предусмотрена административная ответственность по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

Может ли объем закупок у СМП / СОНО составить 0%? Да, может, если, например, заказчик в течение года все закупки осуществлял только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ «СПЕЦЗАКУПОК» СРЕДИ СМП И СОНО:

– исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ

– без учета правопреемства

– контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек

– 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП И СОНО В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ / СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

В контракте – с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.

– 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.

Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:

  • наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
  • место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
  • ИНН соисполнителя (субподрядчика)
  • дата заключения и номер контракта (при наличии)
  • предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Срок – в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о заключении указанных договоров.

ОТЧЕТ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:

Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.

За неразмещение годового отчета предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ПО ЗАКУПКАМ У СМП И СОНО

Как Вы знаете, в ЕИС можно делать отчет по СМП автоматически. Но суммы у большинства госзаказчиков не сходятся, поскольку:

– в ЕИС для отчета используются планы оплат, а не фактические оплаты,

– СГОЗ считается не верно,

– не понятно, как считаются некоторые строки отчета, нет возможности скорректировать.

Поэтому рекомендуем проверить суммы в специальной программе:

2. Введите ИНН организации, чтобы данные по закупкам подгрузились из ЕИС.

3. Проверьте суммы контрактов с СМП.

4. Обратите внимание на другие функции, ведь доступ к демоверсии открыт на 3 дня!

16 мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;.

Льготы для малого бизнеса по Закону № 223-ФЗ

Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Законе № 44-ФЗ, то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352)). Так, заказчик обязан разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых ведутся только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика (в стоимостном выражении).

Способы, которыми проводятся такого рода закупки, определяет сам заказчик в своем положении о закупках. Однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. До вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС России как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона “О защите конкуренции” (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), но теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

Право на допуск к такой закупке потенциальный поставщик подтверждает исключительно декларацией (п. 11 Положения, утв. Постановлением № 1352). Ведь единого исчерпывающего государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не существует. Форма декларации утверждается заказчиком и включается в положение о закупке. При этом заказчику запрещено (п. 13 Положения, утв. Постановлением № 1352) требовать от поставщика какие бы то ни было документы кроме декларации для подтверждения его статуса субъекта малого или среднего предпринимательства.

Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10 процентов годового объема закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18 процентов от годового объема своих закупок. Очевидно, что оставшиеся 8 процентов будут “добираться” за счет побед малого бизнеса в обычных закупках, за счет прямых закупок и за счет привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

Своеобразной поблажкой заказчику является то обстоятельство, что при расчете общего объема закупок – то есть тех самых 100 процентов, от которых потом нужно будет исчислить 18 процентов и 10 процентов соответственно – заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Таким образом, в тех сферах, в которых привлечение малого бизнеса может быть экономически и производственно неоправданно, заказчик получает право фактически размещать у субъектов малого и среднего предпринимательства не 18 процентов, а куда меньшую долю от реального общего объема закупок (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Заказчик обязан включать четвертой строкой (первые три строки, согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, – сведения о количестве и об общей стоимости всех заключенных за месяц договоров; сведения о договорах, заключенных по результатам прямой закупки; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну) в ежемесячный отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

С 1 января 2016 года заказчик будет обязан размещать в единой информационной системе не позднее 1 февраля сведения об объеме закупок, произведенных в течение всего предыдущего года у малого бизнеса. То есть к 1 февраля 2016 года нужно опубликовать эти сведения, касающиеся 2015 года. А значит, аккумулировать их необходимо уже сегодня. Если эти сведения не будут опубликованы, либо окажутся недостоверными, либо доля закупок у малого бизнеса составит менее 18 процентов, то субъект Закона № 223-ФЗ автоматически становится субъектом Закона № 44-ФЗ. Как следствие, он обязан будет проводить все без исключения закупки с 1 февраля и до окончания злополучного года по правилам контрактной системы.

Форма этого ежегодного отчета установлена Постановлением № 1352. По своему содержанию он не многим сложнее того ежемесячного отчета о закупках, который заказчики публикуют уже сегодня, с той лишь разницей, что касаться он будет лишь малого бизнеса.

Отметим, что обязанность поддерживать малый бизнес касается лишь крупных заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей. А с 1 января 2016 года – тех, чей годовой объем выручки превышает 1 млрд. рублей.

Как следствие, он обязан будет проводить все без исключения закупки с 1 февраля и до окончания злополучного года по правилам контрактной системы.

Ответ недели: как принять участие в закупке только для СМП

Компания участвует в госзакупке, где одним из условий участия — надо быть субъектом малого предпринимательства, находиться в реестре СМП. Но компания опоздала с отчетом о среднесписочной численности и поэтому в реестр СМП не попала, хотя всем параметрам соответствует. Может ли это послужить отказом в участии закупки и как доказать что ты являешься субъектом малого предпринимательства.

Читайте также:  Выездная регистрация брака: стоимость в Москве, Московской области, СПб.

Сообщаю Вам следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Отсутствие участника закупки в реестре СМП не может являться основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если заявка на участие в закупке содержит декларацию о том, что участник закупки является субъектом малого предпринимательства.

Между тем, бывают случаи, когда участников отклоняют из-за того, что их нет в реестре. Хоть это и неправомерно, велика вероятность того, что участнику придется отстаивать свое право на участие в закупке в УФАС России.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Как принять участие в закупке только для СМП или СОНКО

Чтобы принять участие в специальной закупке среди СМП и СОНКО, представьте в заявке декларацию о своей принадлежности к таким субъектам (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Она подается в электронном виде через функционал электронной площадки (п. 7 ч. 6 ст. 54.4, п. 7 ч. 5 ст. 66, пп. «в» п. 4 ч. 9 ст. 82.3, п. 8 ч. 9 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ).

При рассмотрении заявок комиссия заказчика может проверить ваш статус СМП в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/).

Убедитесь, что ваша организация есть в этом реестре. Бывают случаи, когда участников отклоняют из-за того, что их нет в реестре. Хоть это и неправомерно, велика вероятность того, что вам придется отстаивать свое право на участие в закупке в УФАС России (Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2016 N ОГ-Д28-12717, Решения ФАС России от 25.06.2018 по делу N 2-57-7804/77-18, Омского УФАС России от 17.08.2017 N 03-10.1/216-2017).

В остальном принимать участие в таких закупках вы должны по общим правилам.

При этом Комиссия отмечает, что, в свою очередь, действуя разумно и добросовестно в рамках гражданско-правовых отношений, Общество могло предвидеть последствия отсутствия сведений о нем в реестре субъектов малого предпринимательства соответственно:

— могло добровольно и дополнительно предоставить во второй части своей заявки на участие в аукционе документальные доказательства своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства — именно те, которые были представлены на заседании Комиссии Омского УФАС России;

— либо могло в судебном порядке обжаловать бездействие налогового органа о невнесении соответствующей записи об Обществе в реестр.

Таким образом, бездействие и самонадеянность самого Общества повлекло для него неблагоприятные последствия, связанные с признанием второй части заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия считает жалобу обоснованной.

При этом, Комиссией Управления установлено, что для подтверждения отнесения ООО «ЧА» к субъектам малого предпринимательства в составе заявки представлена соответствующая декларация с указанием среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год — 76 человек. Кроме того, отсутствие информации об организации в реестре не является фактом того, что участник закупки не является субъектом малого или среднего предпринимательства.

В силу ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение конкурсной комиссии Заказчика в части признания заявки ООО «ЧА» соответствующей требованиям документации является правомерным.

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 31 октября 2019 года

  1. По вопросу о правомерности признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке в соответствии с Законом о контрактной системе при отсутствии информации о таком участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр СМП).

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.

Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) сведения, содержащиеся в едином реестре СМП, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети Интернет на официальном сайте ФНС России.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в реестр СМП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Таким образом, участник закупки может соответствовать условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, но в силу сроков включения в реестр СМП, установленных Законом N 209-ФЗ, отсутствовать в указанном реестре.

На основании изложенного при проведении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствие участника закупки в реестре СМП не может являться основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если заявка на участие в закупке содержит декларацию о том, что участник закупки является субъектом малого предпринимательства.

Свою принадлежность к СМП или СОНКО участники закупок декларируют — просто заявляют об этом. Необходимость предоставления иных документов, подтверждающих статус участника как СМП или СОНКО, законодательством о контрактной системе не предусмотрена .

Часть 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 N Д28и-375.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Четвертных Светлана Юрьевна

Но компания опоздала с отчетом о среднесписочной численности и поэтому в реестр СМП не попала, хотя всем параметрам соответствует.

Изменения в законодательстве о закупках по 44-ФЗ в условиях пандемии COVID-19

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по изменению законодательства о закупках.

В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, органы государственной власти принимают меры по изменению Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Далее – «Закон №44-ФЗ»).

19 марта 2020 года Министерство финансов опубликовало письмо N 24-06-06 21324 Об осуществлении закупок у единственного поставщика подрядчика, исполнителя при введении режима повышенной готовности , в котором Минфин России также.

Добавить комментарий