Объективные признаки преступления в виде регистрации незаконных сделок с землей

Объективные признаки преступления в виде регистрации незаконных сделок с землей

Объект преступления– установленный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение государственного земельного кадастра и определение размеров платежей за землю.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством, и подлежат гос.регистрации в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав нп недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии с ГК признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка считается зарегистрированной со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр. Земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и разрешенного использования, подлежат гос.кадастровому учету.

Объективная сторона преступлениявыражается в действиях:

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

Искажение сведений государственного кадастра недвижимости;

Умышленное занижение размеров платежей за землю.

Сделка с землей является незаконной, если она совершена в нарушение гражданского и земельного законодательства. Н-р, регистрация договора купли-продажи зем.участка, изъятого из оборота.

Под искажением сведений государственного кадастра недвижимости понимается внесение в основные документы Государственного земельного кадастра сведений в нарушение порядка его ведения. Например, изменены границы земельного участка, его целевое назначение или правовой статус.

Занижение размеров платежей за землю выражается в совершении действий, направленных на их уменьшение в нарушение действующего законодательства. Н-р, при расчете земельного налога необоснованно используются налоговые льготы.

Состав преступления формальный. Деяние является оконченным в момент совершения любого действия, указанного в диспозиции статьи.

Субъективная сторонапреступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательными признаками субъективной стороны являются и мотивы – корыстная или личная заинтересованность.

Субъектпреступления специальный – должностное лицо, использующее свое служебное положение. Как правило, это служащие государственных или муниципальных органов, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, ведение гос.земельного кадастра, рассчитывающие размеры платежей за землю.

93. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. (Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг – статья изменена).

Объектпреступления – установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков и ценных бумаг.

Предмет преступления – банковские билеты Центрального банка РФ, металлическая монета, государственные ценные банки, другие ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте.

Рубль является официальной денежной единицей (валютой) в России. Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Примерный перечень ценных бумаг дан в ст. 143 ГК. Это: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, акции, приватизационные ценные бумаги. В ст. 186 УК речь идет не только о государственных ценных бумагах, но и о других, т.е. обеспеченных не только государством, но и любыми негосударственными организациями, а также частными лицами. Иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте выступают предметом преступления в связи с тем, что, присоединившись к международной Конвенции 1929 г. «О борьбе с подделкой денежных знаков» и ратифицировав ее 16 мая 1931 г., СССР и Россия тем самым взяли на себя обязательство преследовать по закону и подделку иностранной валюты.

Объективная сторонапреступления выражается деянием в форме действия, заключающегося в изготовлении, хранении или перевозке с целью сбыта, а равно в сбыте предмета преступного посягательства. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

Изготовление поддельных денег или ценных бумаг связано с их подделкой. Подделка денег или ценных бумаг может быть частичной (дописывание, подчистка, вытравливание, переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов) либо полной (изготовление поддельной (фальшивой) банкноты, ценной бумаги и так далее, существенной сходных с подлинной банкнотой, ценной бумагой и т.д.).

Состав преступления формальный. Преступление окончено в момент изготовления, хранения или перевозки с целью сбыта хотя бы одного денежного знака (ценной бумаги) либо в момент его (ее) сбыта.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При изготовлении лицо обязательно должно преследовать цель сбыта поддельных денег или ценных бумаг, отсутствие указанной цели исключает уголовную ответственность за это деяние.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующий признак – крупный размер изготовления, хранения или перевозки в целях сбыта либо сбыта предметов преступного посягательства (ч.2 ст.186 УК). Крупный размер исчисляется согласно примечанию к ст.169 УК – если нарицательная стоимость поддельно изготовленного (сбытого) предмета посягательства превысили 1 500 000 рублей.

Особо квалифицирующий признак – совершение деяния организованной группой (ч.3 ст.186 УК).

Как правило, это служащие государственных или муниципальных органов, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, ведение гос.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 170

1. Непосредственный объект данного преступления – отношения, связанные с государственной регистрацией сделок с землей.
2. Объективная сторона характеризуется совершением следующих действий: а) регистрация незаконных сделок с землей, б) искажение учетных данных государственного земельного кадастра, в) занижение размеров платежей на землю.
3. Регистрация незаконных сделок с землей. Сделки с землей, в результате которых возникает право собственности на землю (ст. 9 Конституции Российской Федерации), право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 274 ГК), являются разновидностью сделок, регулируемых нормами гражданского законодательства о договорах купли-продажи (ст. 454 ГК), ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены (ст. 567 – 571 ГК), дарения (ст. 572 – 581 ГК), пожертвования (ст. 582 ГК), аренды (ст. 606 – 609 ГК), безвозмездного пользования (ст. 689 ГК), доверительного управления имуществом (ст. 1012 – 1013 ГК), имущественного страхования (ст. 929 – 930 ГК), залога и ипотеки (ст. 334 – 355 ГК), а также нормами земельного законодательства (в первую очередь, Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 131 и 551 ГК РФ сделки с землей, как и любые сделки с недвижимостью, в результате которых происходит переход права собственности на недвижимость или изменение других вещных прав на недвижимость, подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре учреждениями юстиции. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделки либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Порядок регистрации сделок, связанных с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования (в том числе временно) и договором на аренду земельных участков, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. При осуществлении регистрации работники учреждений юстиции обязаны проверить законность регистрируемой сделки с землей.
Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Статья 170 УК РФ имеет в виду незаконную сделку. Незаконной сделка с землей является в том случае, когда она совершена в нарушение общих положений гражданского законодательства либо специальных норм земельного законодательства. В соответствии с нормами гражданского законодательства недействительными являются ничтожные и оспоримые сделки. Ничтожными признаются следующие сделки: не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ); совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК); мнимые сделки, т.е. совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, и притворные, совершенные с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК); сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК); несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. 172 ГК); сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК); совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК), гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК); совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК). Ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом. В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу признания их таковыми судом (ст. 166 ГК). Оспоримой является сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК).
Как уже отмечалось, незаконными также являются сделки с землей, нарушающие нормативные акты земельного права и Земельный кодекс Российской Федерации.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель в Российской Федерации, сведения о наличии земель, распределении их по категориям, угодьям, собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам об экономической оценке (стоимости) земли. Под искажением учетных данных Государственного земельного кадастра следует понимать включение в него ложных сведений (из числа указанных выше) либо внесение в него исправлений, не отвечающих действительности.
Занижение размеров платежей за землю представляет собой уменьшение платежей за землю, их несоответствие ставкам, утвержденным законодательством или иными нормативными актами (в первую очередь, это ежегодный земельный налог, взимаемый с собственников земли, землевладельцев и землепользователей, а также нормативная цена земли, установленная для покупки и для получения банковского кредита под залог земельного участка).
4. С объективной стороны состав рассматриваемого преступления формальный, и преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех деяний, указанных в диспозиции ст. 170 УК РФ.
5. Субъект преступления – должностное лицо (о понятии должностного лица см. примечание 1 к ст. 285). Им может быть должностное лицо учреждения юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или должностное лицо предприятия, учреждения или организации, на котором лежит обязанность представления в налоговые органы расчета налога за земельные участки, должностное лицо государственной налоговой службы, осуществляющее начисление земельного налога на граждан.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомую незаконность регистрируемых сделок с землей и желает совершения таких действий. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица.

689 ГК , доверительного управления имуществом ст.

Объективная сторона

К объективной стороне относят 3 операции:

  1. Внесение недостоверной информации в ЕГРП.
  2. Снижение суммы денежной уплаты налогов и других, относящихся к земле, платежей.
  3. Государственная регистрация изначально противоправных действий с участком.

Правонарушение будет считаться выявленным, когда все 3 действия будут исполнены. К тому же определить состав преступления можно на любом этапе, при этом не зависит, наступил ли ущерб собственнику или государству, или нет.

Государственная регистрация земли служащим, изначально знавшим о наличии нелегальных действий с землёй, считается преступлением. Для такой сделки нет разрешающих нормативных документов и актов.

Государственный кадастр выделяет несколько видов операций, которые проводят с земельным участком:

  • приобретение прав на землю (наследование, бессрочное владение участком);
  • получение обывательских прав на участок (договор аренды, рента, купля-продажа).

Росреестр проводит операции, касающиеся прекращения прав на землю и любых отношений с ней. Все действия должны осуществляться согласно КоАП, иметь прозрачность и легальность.

В обязанности государственного служащего, занимающегося оформлением сделок с землёй, входит:

  1. Приём документов.
  2. Проверка достоверности полученных данных.
  3. Оценка всех правомерных действий, которые ранее совершались с участком.
  4. Проведение правовой экспертизы, дающей право на совершение определённого действия по отношению к рассматриваемому земельному наделу.
  5. Поиск причины отказав проведении регистрации.
  6. Отправка запросов в другие государственные инстанции и учреждения для подтверждения подлинности всех представленных сведений.
  7. Выдача свидетельства о регистрации, внесение необходимой достоверной информации в реестр.

К тому же специалист обязательно должен проверить подлинность представленного плана межевания земельного участка, наличие задолженности по платежам.

меркантильную желание получить денежную прибыль от лица, совершающего государственную регистрацию участка ;.

Незаконные сделки с землей: уголовно-правовая оценка

Определенные проблемы может вызвать юридическая оценка сокрытия объекта недвижимости на земельном участке: виновный изменяет данные кадастра, уничтожая сведения о таком объекте, или не вносит сведения при обязанности это сделать. Логично предположить, что действия должны охватываться составом искажения сведений государственного кадастра недвижимости (ст. 170 УК РФ). Однако термин «искажение сведений государственного кадастра недвижимости» предполагает изменение уже фактически наличных данных. Искажение в форме бездействия невозможно. Поэтому невнесение новой информации в кадастр, по сути, не предусмотрено уголовным законом. Выхода здесь, как представляется, два: первый – квалифицировать невнесение необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости по общей норме как злоупотребление должностными полномочиями; второй – заменить в ст. 170 УК РФ слово «искажение» другим, имеющим более широкое значение, например, фальсификация. Последний путь более предпочтителен, поскольку не ведет к искусственному разделению квалификации однородных деяний: включение заведомо ложных сведений в кадастр (ст. 170 УК) и невключение таковых (ст. 285 УК). Соответственно следует в ст. 170 УК РФ предусмотреть вместо искажения фальсификацию сведений государственного кадастра недвижимости.

Четвертая схема преступных нарушений рассматриваемых сделок выражается в незаконном изменении правового режима земельного участка. В процессе незаконного завладения земельным участком либо скрывается факт его нахождения в какой-либо зоне, наличие ограничений оборотоспособности, либо незаконно устраняются подобного рода препятствия для совершения сделки (например, осуществляется перевод в другую категорию, изменяется режим использования, вносятся изменения в градостроительные регламенты). Одним словом, совершаются действия, нарушающие требования ст. 27 Земельного кодекса РФ. Чаще всего данное деяние как разновидность должностного злоупотребления совершается при попытке скрыть правовой режим участка кадастровыми инженерами, работниками органов кадастрового учета и органов архитектуры. Незаконно изменить правовой режим участка могут также должностные лица органов местного самоуправления, обладающие соответствующими полномочиями в указанной области. Данными действиями причиняется ущерб государству и гражданам, проживающим на определенной территории, в связи с нарушением режима территории.

Пятая схема совершения рассматриваемого преступления заключается в нарушении правил проведения торгов по продаже земельного участка или продаже права аренды либо непроведение их вообще, когда это необходимо. Участки предоставляются либо в обход торгов (с имитацией таковых), либо искажается процедура торгов (отсутствуют публикации в прессе, не допускаются к аукциону иные участники и т.д.). Начальная (стартовая) цена и выкупная цена при этом, как правило, занижается. Исходя из сущности нарушения, их могут совершить сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления (подведомственных структур), проводящих торги и предоставляющих земельные участки, а также оценщики, проводящие оценку.

Шестая схема в виде незаконного изъятия земель для государственных нужд основывается в том числе на несовершенстве законодательства, регулирующего эту процедуру, поэтому вызвана не только криминологическими, но и правовыми проблемами. Так, гражданское законодательство позволяет изымать земельные участки для государственных нужд (строительство инфраструктурных и военных объектов, доступ к залежам полезных ископаемых и т.д.). Выкуп в данном случае свидетельствует о гражданско-правовой природе изъятия земли. Однако существенной особенностью рассматриваемой меры, отличающей ее, скажем, от договора купли-продажи, является неизбежность выкупа. Соглашение с владельцем выкупаемой недвижимости возможно, но и отсутствие такового не является препятствием для изъятия. Причем условия выкупа в таком случае устанавливаются инициатором, т.е. государством.

Читайте также:  Пенсионный фонд Омск, Кировский - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

В рамках этой схемы может совершаться ряд коррупционных действий, выражающихся в принятии необоснованного решения о включении земельных участков в перечень изымаемых; в формировании маневренного фонда для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками изъятых из неравноценного жилья, например, в ветхом жилищном фонде, подлежащем ремонту или сносу; в ненадлежащем формировании перечней земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации или муниципального образования, в целях размещения объектов или развития территорий, прилегающих к этим объектам; в ненадлежащем исчислении убытков, подлежащих возмещению в случае изъятия земель и находящихся на них построек, и т.п.

Во втором параграфе рассматриваются проблемы квалификации незаконных сделок с землей, совершенных путем обмана или злоупотребления доверием. Данная разновидность незаконных действий с землей не имеет такого разнообразия, как совершаемых путем злоупотребления по службе. Их отличием выступает способ совершения, он же представляет и основную сложность для квалификации. Применительно к незаконным сделкам с земельными участками, совершенным мошенническим путем, это означает, что у виновного в результате обмана или злоупотребления доверием появляется документ, позволяющий обратить предмет сделки в свою пользу или пользу третьих лиц. Подобного рода документом может быть договор дарения, завещание, доверенность на реализацию и т.д.

В своем конкретном проявлении мошеннический обман разнообразен по форме и содержанию. Ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам (например, о категории земель) и событиям, качеству, стоимости участка земли, личности виновного, его полномочиям, намерениям. Следует заметить, что последнее обстоятельство наиболее часто встречается в судебной практике и предполагает обман потерпевшего относительно действительных намерений виннового. При этом способ совершения отдельного преступления практически всегда определяется особенностями сделки с землей и заключается в придании ей видимости законности. Как правило, он выражается в подделке документов. Обман может быть соединен с заведомо ложными обещаниями. Заведомо ложные обещания могут восприниматься потерпевшим как истинные намерения только исходя из сложившихся отношений с виновным, другого представить просто достаточно сложно. Потерпевший доверяет мошеннику, а последний пользуется этим, обманывает его. В связи с этим ложные обещания – ни что иное как конкретное проявление злоупотребления доверием.

Злоупотребление доверием достаточно часто встречается в судебной практике по делам о мошенничестве с земельными участками. Мошенниками используются схемы, которые внешне придают сделке законный характер. Например, мошенник заключает с престарелыми одинокими людьми фиктивные договоры ренты (ст. 583 ГК РФ) или пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ).

Следует заметить, что способ данного преступления своеобразен в силу его правовой мимикрии. В силу этого на практике зачастую возникают серьезные проблемы квалификации подобных деяний и их отграничения от правомерных сделок с землей. Отличием мошенничества от гражданской сделки является то, что похитивший имущество его собственником не становится. Хищение не влечет за собой утраты потерпевшим права собственности на земельный участок. Умысел при мошенничестве направлен на незаконное завладение земельным участком. Наиболее типичной схемой, используемой мошенниками, является незаконное завладение земельными участками граждан-землевладельцев. Разновидностью данной схемы выступает незаконное завладение землями сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, других организаций и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственной и иной предпринимательской деятельностью. Участниками данной схемы могут быть представители органов местного самоуправления и органов регистрации прав на имущество.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в ходе незаконных сделок с землей может осуществляться как последующая операция после мошенничества либо как самостоятельное преступление, предусмотренное ст. 165 УК РФ. Так, примером последнего может быть получение в собственность или аренду у государства или муниципального образования земли под предлогом их использования для сельского хозяйства с последующей застройкой коммерческой недвижимостью либо перепродажей. В подобных случаях, как правило, также используются подложные документы, необходимые для подтверждения статуса приобретателя, его возможностей и намерений.

В третьем параграфе анализируются проблемы квалификации незаконных сделок с землей, совершенных путем принуждения. Данная разновидность незаконных сделок характеризуется тем, что создается видимость добровольности их совершения одной из сторон. На самом же деле на нее оказывается воздействие путем угрозы применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества либо распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Уголовно-право­вая норма, содержащаяся в ст. 170 УК РФ, имеет гражданско-право­вую основу, исходит из запрета совершения сделки при отсутствии признака добровольности хотя бы у одной из сторон. Принуждение к сделке искажает желание потерпевшего приобрести, изменить или утратить какие-либо гражданские права и обязанности путем подавления его воли преступником. Желаемый потерпевшим результат искажается, он вынужден нести убытки, которые бы не понес, если бы заключал сделку по собственной воле.

Правильная квалификация содеянного в немалой степени зависит от определения социальной направленности деяния, установления круга общественных отношений, которым причинен вред вследствие сделки, совершенной по принуждению. При определении объекта преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, не получившего единообразного толкования в теории уголовного права, надо исходить из сути нарушения – совершения сделки, которая не основана на воле и волеизъявлении одной из ее сторон (см. положение 7, вынесенное на защиту). Автором выделяется и дополнительный объект принуждения к сделке (см. раздел I автореф.).

Виды угроз, указанные в ст. 179 УК РФ, не отражают криминологическую характеристику преступлений, совершаемых с применением угрозы, вообще и принуждения к совершению сделки в частности из-за их ограниченного перечня. По другим уголовно-правовым нормам это упущение законодателя уже отмечалось рядом авторов.

В работе предлагаются правила отграничения принуждения к совершению сделки от вымогательства (см. раздел I автореф.), присвоения и растраты, самоуправства, раскрываются содержание квалифицированных видов рассматриваемого преступления, формулируются предложения по изменению редакции ст. 179 УК РФ (см. раздел I автореф.).

В четвертом параграфе анализируются вопросы квалификации регистрации незаконных сделок с землей. В преступной схеме заключения сделок с землей данное деяние выступает завершающим этапом, значимым звеном в теневом рынке недвижимости вообще и земельных участков в частности, что обусловлено российским законодательством, так как рассматриваемые сделки подлежат государственной регистрации. Регистрация незаконных сделок с землей – это специальное должностное преступление, т.е. деяние, которое может быть совершено лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и только должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками. Исходя из этого, в работе уточнен объект преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ (см. раздел I автореф.).

При определении предмета рассматриваемого преступления следует исходить из характера деяния. Так, при регистрации незаконной сделки с землей таковым будет признаваться Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В качестве предмета преступления при искажении сведений государственного кадастра недвижимости признаются следующие документы: 1) реестр объектов недвижимости – систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах; 2) кадастровые дела – совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости; 3) кадастровые карты – составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. При занижении платежей за землю предметом преступления выступают документы, исходя из которых исчисляются платежи за землю; при занижении арендной платы за землю – договор аренды; при занижении нормативной цены земли – документы, характеризующие стоимость земельного участка, которая определяется с учетом его качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Сделка с земельным участком будет являться незаконной, если при ее заключении были нарушены требования гражданского и земельного законодательства. Функция проверки законности сделки с землей осуществляется независимо от того, влечет ли несоответствие сделки гражданскому и земельному законодательству признание ее недействительной. Должностное лицо, осуществляющее эту функцию, определяет ее соответствие законодательству. Следовательно, суть анализируемого преступления заключается в том, что данное лицо, выявив незаконность сделки, тем не менее осуществляет ее государственную регистрацию.

Искажение сведений государственного кадастра недвижимости, по сути, представляет собой специальный вид подлога. Внесение в документы, в соответствии с которыми определяется облагаемая база земельного налога или размер арендной платы за пользование земельным участком, заведомо ложных сведений, искажающих их подлинное содержание, или подмена данных документов так же, как и в предыдущем случае, образует специальный вид подлога (материального или интеллектуального).

Круг должностных лиц, которые могут нести ответственность за их совершение, различен. За регистрацию заведомо незаконных сделок с землей и искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости субъектом преступления выступает должностное лицо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальных органов, в служебные обязанности которого входит осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведение кадастра. Ответственность за занижение размеров платежей за землю могут нести две группы лиц: во-первых, должностные лица налоговых органов, которые незаконно уменьшили налоговую базу либо незаконно применили налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков; во-вторых, субъектом данного деяния может быть должностное лицо органов исполнительной власти, незаконно уменьшившее размеры арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности.

В работе рассматриваются вопросы соотношения преступлений, предусмотренных ст. 170 и 2853 УК РФ.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования, уточняется ряд теоретических положений, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих норм уголовного законодательства.

В приложении приводятся анкеты опроса и обобщенные результаты анкетирования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. В изданиях, рекомендованных ВАК

1. Ильин Д.В. Преступные посягательства на порядок оборота земель: понятие и классификация / Д.В. Ильин // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1 (68). – 0,2 п.л.

2. Ильин Д.В. Преступления, нарушающие условия сделок с землей и их регистрации: субъективные признаки / Д.В. Ильин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 11. – 0,3 п.л.

3. Ильин Д.В. Криминальные схемы завладения землей и правами на нее / Д.В. Ильин // Российский криминологический взгляд. 2010. № 3. – 0,2 п.л.

4. Ильин Д.В. Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных преступных групп с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла) / Д.В. Ильин // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. – 0,2 п.л.

5. Ильин Д.В. Уголовно-правовая оценка незаконных сделок с землей / Д.В. Ильин // “Черные дыры” в Российском законодательстве. 2012. № 1. – 0,5 п.л.

II. В других изданиях

6. Ильин Д.В. Уголовно-правовые гарантии законности предоставления земель под строительство олимпийских объектов «Сочи-2014» / Д.В. Ильин // Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Обеспечение эффективного инвестирования, бюджетирования и целевого использования средств при реализации государственных экономических проектов в условиях финансово-экономических кризисов» (апрель 2010 г.) / под общей науч. ред. А.Г. Хабибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 0,5.

7. Ильин Д.В. Преступное завладение земельными участками путем обмана или злоупотребления доверием / Д.В. Ильин // Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции «Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и крупнейших финансово-экономических проектов» (май 2010 г.) / под общей науч. ред. А.Г. Ха-бибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 0,3 п.л.

8. Ильин Д.В. Незаконное завладение землей в ходе легализации преступных доходов / Д.В. Ильин // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых при Академии экономической безопасности МВД России «Инвестиционная безопасность РФ: правовое регулирование и применение экономических мер» / под общ. ред. В.Н. Анищенко. М., 2011. – 0,4 п.л.

9. Ильин Д.В. Земельный участок как предмет сделки и его место в механизме преступления / Д.В. Ильин // Актуальные проблемы права и экономики в XXI веке. Владимир, 2013. – 0, 75 п.л.

10. Ильин Д.В. Незаконные сделки с землей, совершенные путем мошенничества / Д.В. Ильин // Актуальные проблемы взаимосвязи уголовного права и процесса: Сб. материалов Международной заочной научно-практической конференции (Уфа, Институт права БашГУ, 17–18 апреля 2013 г.). Уфа, 2013. – 0,75 п.л.

170 УК РФ слово искажение другим, имеющим более широкое значение, например, фальсификация.

Оглавление

Слово умышленное предлагаем заменить словом незаконное.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, –
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Например, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах конкурсах, аукционах ст.

К вопросу о существовании преступности в сфере регистрации сделок с землей Текст научной статьи по специальности « Право»

В соответствии со ст.

Комментарий к статье 170 УК РФ

1. Объективная сторона преступления содержит три формы преступной деятельности:

1) регистрацию заведомо незаконных сделок с землей;

2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости;

3) занижение размеров платежей за землю.

2. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, сделки с которыми подлежат государственной регистрации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром). Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений ГК РФ (п. 3 ст. 129, ст. ст. 168, 171 и 172) и требований земельного законодательства.

3. Государственный кадастр недвижимости, являясь государственным информационным ресурсом, представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости выражается в создании фальсифицированных учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок (например, сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, категории земель, кадастрового номера и даты внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости).

4. Умышленное занижение размеров платежей за землю включает занижение земельного налога и арендной платы за нее. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; если она не определена, применяется нормативная цена земли.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом – корыстной или иной личной заинтересованностью.

6. Субъектом преступления может быть только должностное лицо, например налогового органа, Росреестра.

Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Достаточные условия, чтобы деяние считалось преступлением

Чтобы деяние считалось преступлением, субъект, который основывается на корыстных мотивах, должен провести правовую экспертизу и принять юридически значимое решение о законности сделки, осознавая, что сделка на самом деле незаконна. Иными словами, даже если записи не внесли в ЕГРП, действия должностного лица считаются преступлением.

Прообраз ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним формировался только с XVI века, когда в России пытались укрепить права на недвижимость.

Субъект и субъективная сторона

Субъект по ст. 170 является специальным – это должностное лицо, уполномоченное государством на совершение процедуры госрегистрации недвижимости. Госслужащий должен использовать свой статус по службе.

Читайте также:  Статья 192 ТК РФ порядок применения дисциплинарных взысканий в 2020 году

Субъективная сторона характеризуется преднамеренностью, т.е. указанные действия должны совершаться лицом с явно выраженным желанием. Обязательным условием умысла должна быть заинтересованность субъекта: меркантильная или персональная.

  • Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.
  • Иная заинтересованность может выражаться в оказании услуги участникам сделки как «своим» людям, в возможности получения связей с «нужными» людьми.

Данная статья не предусматривает квалифицирующих признаков, т.е. тех, которые отягчают ответственность.

Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.

Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и умышленное занижение платежей за землю влекут уголовную ответственность независимо от наступления в результате этих действий каких-либо последствий.

Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий. Квалифицирующие признаки отсутствуют.

В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), которая осуществлялась на основе некоторых статей УК РСФСР, обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Возможна конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а также — в более редких случаях — и иными статьями УК РФ.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасность преступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Правовые основания совершения сделок с землей определяются Конституцией РФ и ГК РФ, положения которого о праве собственности на землю и другие вещные права не введены в действие до принятия Земельного кодекса РФ, но который содержит предписания о совершении сделок, урегулированных Земельным кодексом, а также указами Президента РФ. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним регламентируется Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ * , который вступил в действие через шесть месяцев после его опубликования.

* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Объективная сторона преступления. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей выражается в совершении на основе служебного положения действий, предусмотренных правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность совершения различных сделок с землей. Физическое или юридическое лицо может приобрести право собственности на землю, а также вещные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274 и 277).

Эти лица могут иметь обязательственные права на земельный участок, являющиеся результатом различных сделок, а именно: договора ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены, дарения (ст. 567-581), пожертвования (ст. 582), аренды (ст. 606-609), договора безвозмездного пользования (ст. 689), страхования, доверительного управления имуществом (ст. 1012-1013). Кроме того, земля может быть передана в залог по ипотечному договору. Часть норм Гражданского кодекса, регламентирующая эти сделки, не введена в действие.

Специальные предписания о сделках с землей содержатся в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г. “О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды”, а также в постановлении Правительства РФ от 5 января 1998 г., которым утвержден Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды * .

* СЗ РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263.

В соответствии со ст. 551 ГК государственной .регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. В соответствии с упомянутым Федеральным законом и ст. 131 ГК “право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции”.

На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, возлагается обязанность удостоверить произведенную регистрацию по ходатайству правообладателя. Согласно п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. До вступления его в силу в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 января 1996 г. “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации” сохраняли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров продажи недвижимости, продажи предприятия, договоров дарения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” с учетом порядка ее проведения регламентируется гл. 3 данного Закона.

Во исполнение этого Закона постановлением Правительства РФ № 288 от 6 марта 1998 г. утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним * . Задачами учреждения юстиции являются государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения.

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.

Для реализации этих задач учреждение юстиции осуществляет:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделки;

выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;

направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав; выдачу свидетельства о государственной регистрации прав; совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; выдачу информации о зарегистрированных правах; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ; ведение делопроизводства и обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и книг учета документов.

регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость.

10 Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий.Квалифицирующие признаки отсутствуют.

В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), которая осуществлялась на основе некоторых статей УК РСФСР, обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Возможна конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а также — в более редких случаях — и иными статьями УК РФ.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасность преступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Правовые основания совершения сделок с землей определяются Конституцией РФ и ГК РФ, положения которого о праве собственности на землю и другие вещные права не введены в действие до принятия Земельного кодекса РФ, но который содержит предписания о совершении сделок, урегулированных Земельным кодексом, а также указами Президента РФ. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним регламентируется Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ * , который вступил в действие через шесть месяцев после его опубликования.

* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Объективная сторона преступления. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей выражается в совершении на основе служебного положения действий, предусмотренных правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность совершения различных сделок с землей. Физическое или юридическое лицо может приобрести право собственности на землю, а также вещные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274 и 277).

Эти лица могут иметь обязательственные права на земельный участок, являющиеся результатом различных сделок, а именно: договора ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены, дарения (ст. 567-581), пожертвования (ст. 582), аренды (ст. 606-609), договора безвозмездного пользования (ст. 689), страхования, доверительного управления имуществом (ст. 1012-1013). Кроме того, земля может быть передана в залог по ипотечному договору. Часть норм Гражданского кодекса, регламентирующая эти сделки, не введена в действие.

Специальные предписания о сделках с землей содержатся в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г. “О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды”, а также в постановлении Правительства РФ от 5 января 1998 г., которым утвержден Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды * .

* СЗ РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263.

В соответствии со ст. 551 ГК государственной .регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. В соответствии с упомянутым Федеральным законом и ст. 131 ГК “право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции”.

На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, возлагается обязанность удостоверить произведенную регистрацию по ходатайству правообладателя. Согласно п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. До вступления его в силу в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 января 1996 г. “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации” сохраняли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров продажи недвижимости, продажи предприятия, договоров дарения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” с учетом порядка ее проведения регламентируется гл. 3 данного Закона.

Во исполнение этого Закона постановлением Правительства РФ № 288 от 6 марта 1998 г. утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним * . Задачами учреждения юстиции являются государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения.

Читайте также:  Рабочая виза в Таиланд для россиян в 2020 году, оформление и продление рабочей визы

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.

Для реализации этих задач учреждение юстиции осуществляет:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделки;

выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;

направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав; выдачу свидетельства о государственной регистрации прав; совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; выдачу информации о зарегистрированных правах; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ; ведение делопроизводства и обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и книг учета документов.

регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость.

Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий. Квалифицирующие признаки отсутствуют.

В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), которая осуществлялась на основе некоторых статей УК РСФСР, обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Возможна конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а также — в более редких случаях — и иными статьями УК РФ.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасность преступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Правовые основания совершения сделок с землей определяются Конституцией РФ и ГК РФ, положения которого о праве собственности на землю и другие вещные права не введены в действие до принятия Земельного кодекса РФ, но который содержит предписания о совершении сделок, урегулированных Земельным кодексом, а также указами Президента РФ. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним регламентируется Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ * , который вступил в действие через шесть месяцев после его опубликования.

* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Объективная сторона преступления. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей выражается в совершении на основе служебного положения действий, предусмотренных правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность совершения различных сделок с землей. Физическое или юридическое лицо может приобрести право собственности на землю, а также вещные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274 и 277).

Эти лица могут иметь обязательственные права на земельный участок, являющиеся результатом различных сделок, а именно: договора ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены, дарения (ст. 567-581), пожертвования (ст. 582), аренды (ст. 606-609), договора безвозмездного пользования (ст. 689), страхования, доверительного управления имуществом (ст. 1012-1013). Кроме того, земля может быть передана в залог по ипотечному договору. Часть норм Гражданского кодекса, регламентирующая эти сделки, не введена в действие.

Специальные предписания о сделках с землей содержатся в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г. “О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды”, а также в постановлении Правительства РФ от 5 января 1998 г., которым утвержден Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды * .

* СЗ РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263.

В соответствии со ст. 551 ГК государственной .регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. В соответствии с упомянутым Федеральным законом и ст. 131 ГК “право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции”.

На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, возлагается обязанность удостоверить произведенную регистрацию по ходатайству правообладателя. Согласно п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. До вступления его в силу в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 января 1996 г. “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации” сохраняли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров продажи недвижимости, продажи предприятия, договоров дарения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” с учетом порядка ее проведения регламентируется гл. 3 данного Закона.

Во исполнение этого Закона постановлением Правительства РФ № 288 от 6 марта 1998 г. утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним * . Задачами учреждения юстиции являются государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения.

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.

Для реализации этих задач учреждение юстиции осуществляет:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделки;

выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;

направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав; выдачу свидетельства о государственной регистрации прав; совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; выдачу информации о зарегистрированных правах; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ; ведение делопроизводства и обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и книг учета документов.

Кроме того, земля может быть передана в залог по ипотечному договору.

Характеристика субъекта регистрации незаконных сделок с землей

В данной статье автор рассматривает состав преступления ст. 170 УК РФ, а также особенности квалификации данного вида преступного деяния.

Преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, является специальным случаем должностного злоупотребления и относится к должностным преступлениям. Таким образом, субъект данного преступления – специальный.

Одним из распространенных определений специального субъекта преступления является определение В.В. Устименко, согласно которому “специальный субъект – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за данное общественно опасное деяние” .

Устименко В.В. Специальный субъект преступления. Харьков, 1989. С. 10 – 11.

В большинстве случаев признаки специального субъекта полностью раскрываются в диспозиции той или иной статьи Уголовного кодекса РФ. Что касается ст. 170 УК РФ, то она содержит лишь один признак субъекта преступления – то, что им является должностное лицо.

Определение должностного лица содержится в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. При этом согласно примечанию данное определение распространяется только на статьи гл. 30 УК РФ “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”. Поэтому с позиции уголовного закона мы не имеем права распространять данное определение на ст. 170 УК РФ, так как она находится в другой главе УК РФ, а применение уголовного закона по аналогии не допускается. Поскольку в УК РФ не содержится иного определения должностного лица, возникает пробел права, который необходимо устранить либо путем внесения в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ изменений, которые позволят распространять определение должностного лица на весь УК РФ, либо путем дополнения ст. 170 УК РФ примечанием, содержащим определение должностного лица – субъекта регистрации незаконных сделок с землей. Поскольку должностные лица, которые имеют возможность совершить запрещенные ст. 170 УК РФ деяния, в силу своей компетенции обладают всеми признаками должностного лица, содержащимися в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, целесообразнее, на наш взгляд, распространить данное определение на весь УК РФ.

Согласно указанному примечанию должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Для характеристики субъекта регистрации незаконных сделок с землей указанные в данном определении признаки недостаточны, поскольку субъектом данного преступления может выступить не любое должностное лицо, а только то, в чью компетенцию входит осуществление соответствующих действий. Поэтому для полной характеристики признаков субъекта данного преступления необходимо прибегнуть к систематическому толкованию законодательства.

Особенностью преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, является то, что оно имеет альтернативный состав. Уголовная ответственность наступает за совершение одного из трех предусмотренных в статье деяний: регистрации заведомо незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного земельного кадастра или умышленного занижения размеров платежей за землю. В любом случае субъект данного преступления будет обладать такими признаками, как вменяемость, достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также то, что все они являются должностными лицами. Но в зависимости от того, какими деяниями характеризуется объективная сторона регистрации незаконных сделок с землей, субъект преступления будет обладать также специфическими признаками.

Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит регистрация сделок с землей. Согласно п. 1 Положения “О Федеральной регистрационной службе”, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Следовательно, полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют должностные лица Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов, которые называются государственными регистраторами. Только государственные регистраторы могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в случае, когда оно совершается путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей.

Если преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, совершается путем искажения учетных данных Государственного земельного кадастра, субъектом преступления может выступать только должностное лицо, в компетенцию которого соответственно входит осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Согласно п. 1 Положения “О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Таким образом, субъектом преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в форме искажения учетных данных Государственного земельного кадастра являются должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые в соответствии с возложенными на них служебными обязанностями ведут Государственный земельный кадастр.

К уголовной ответственности за умышленное занижение размеров платежей за землю также можно привлекать только тех лиц, в компетенции которых находится установление тех или иных платежей.

Согласно налоговому законодательству РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога также самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Что же касается налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, то сумма налога, подлежащая ими уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами.

В связи с этим по поводу признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, совершаемого путем занижения размеров платежей за землю, в теории уголовного права однозначного мнения не сложилось. Так, согласно одной из позиций субъектом ответственности за занижение платежей за землю могут быть должностные лица предприятий, учреждений и организаций, ответственные за представление в налоговые органы расчета земельного налога .

См., например: Уголовное право. Особенная часть / В.Д. Иванов. М., 2002. С. 141 – 142.

Данное мнение справедливо критикуется в связи с тем, что “по своей направленности ст. 170 УК РФ имеет в виду ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области земельных отношений. Поэтому уклонение от уплаты налога на землю, совершенное должностными лицами организации, влечет ответственность по ст. 199 УК РФ” .

Путилин А.В. Уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей: Дис. . к.ю.н. Краснодар, 2006. С. 130.

Рассматриваемое преступление чаще всего совершается в соучастии, “по заказу”. В таких случаях при квалификации необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 34 УК РФ, согласно которой лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

, например Уголовное право.

Добавить комментарий