Как происходит принудительная ликвидация ООО, и кто может подавать заявление о ликвидации в суд?

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты.

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации.

Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов наркотики, оружие и т.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • уведомление по форме Р15001 заверенное у нотариуса (в этот раз в разделе 2 ставится галочка в пункте 2.3);
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации.

Как действует налоговая

Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

  • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
  • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
  • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги.

Описание процедуры

Порядок ликвидации ООО через суд включает следующие шаги:

  1. Истец собирает доказательства, документы и подает заявление о ликвидации в суд.
  2. Суд проводит досудебное расследование и назначает заседание.
  3. Принимается решение о ликвидации и утверждается ликвидатор.
  4. Ликвидатор направляет в ФНС уведомление о начале ликвидации.
  5. В СМИ публикуется сообщение о ликвидации ООО с указанием срока предъявления претензий.
  6. По окончании сбора претензий ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс.
  7. Производится расчет с кредиторами.
  8. Оставшиеся средства распределяются между учредителями ООО.
  9. В ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении регистрации общества.

Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ООО, в тексте должна быть следующая информация:

  • наименование суда;
  • ФИО, должность и контакты истца;
  • реквизиты ответчика (ООО);
  • описание обстоятельств дела;
  • досудебные действия;
  • доказательства изложенных фактов;
  • список прилагаемых документов.

В обстоятельствах дела нужно изложить законные основания для ликвидации ООО, приводя ссылку на соответствующий подпункт п. 3 ст. 61 ГК РФ. Например, при подаче иска о ликвидации ООО по причине осуществления данным обществом противоправной деятельности (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК) указывается, какие именно действия и какого числа были совершены руководством ООО, какие законодательные нормы были при этом нарушены, и какие меры воздействия предпринимались.

В качестве доказательств приводятся заявления, жалобы, служебные записки, протоколы об административных правонарушениях, показания свидетелей и т. д.

К заявлению прилагаются:

  • документ, подтверждающий право заявителя на подачу иска;
  • копия устава ООО;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • уведомление о вручении копии заявления представителю ООО;
  • документальные доказательства изложенных в иске фактов;
  • квитанция об оплате госпошлины.

В ходе досудебного расследования суд проверяет изложенные заявителем факты, на заседании заслушиваются аргументы сторон и принимается решение о ликвидации. Если иск подан учредителем, намеревающимся добровольно прекратить деятельность ООО по причине невозможности осуществлять уставную деятельность, то ликвидационная комиссия или ликвидатор выбирается собранием учредителей и утверждается судом.

Суд назначает ликвидатора из числа арбитражных управляющих в случае, если ООО фактически прекратило свою работу на дату подачи иска или является несостоятельным, или учредители напрямую участвовали в противоправной деятельности ООО, послужившей причиной подачи иска.

Промежуточный ликвидационный баланс состоит из списка предъявленных требований и перечня всех активов ООО в денежном эквиваленте. Ликвидатор вправе признать требования кредитора необоснованным и не включить его в баланс, и тогда такое требование считается погашенным, если кредитор не заявит в суд возражение в течение 10 дней.

При расчете с кредиторами в первую очередь погашаются требования возмещения ущерба и вреда здоровью, потом – долги по зарплате, далее вносятся налоговые, коммунальные и иные обязательные платежи, после чего производится погашение денежных кредитов и займов. Если для расчета с кредиторами у ООО недостаточно наличных средств, ликвидатор организует продажу имущества ООО через аукцион.

Оставшиеся после расчета с кредиторами средства ООО распределяются между его учредителями пропорционально их долям в уставном капитале общества, после чего ликвидатор подает заявление в налоговый орган о ликвидации ООО по форме Р16001. К заявлению прикладываются:

  • справка из Пенсионного фонда;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • ликвидационный баланс.
Читайте также:  Пенсионный фонд в Королёве - адрес, телефон, режим работы отделения

Срок внесения изменений в базу ЕГРЮЛ – 10 дней. Максимальный общий срок ликвидации ООО составляет 1 год, но по решению суда может продлеваться на полгода (п. 6 ст. 57 закона 14-ФЗ).

увольнение работников ООО ;.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Особенности проведения ликвидации

Процесс принудительной ликвидации ООО может быть инициирован следующими органами: природоохранными прокуратурами, органами федеральной и региональной исполнительной власти. Все структуры, которые возбуждают дело, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, обратиться с заявлением о ликвидации предприятия могут и его кредиторы, если реализуется процедура банкротства.

Каковы особенности ликвидация ООО с долгами? Кредиторы имеют право на это только в том случае, если долговые обязательства компании составляют более, чем сто тысяч рублей. В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу (надзорную, апелляционную, кассационную).

В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу надзорную, апелляционную, кассационную.

Принудительная ликвидация юридического лица

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельность организации запрещена законом;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

  • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО – 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
  • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Обратите внимание!

При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

  • «деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально – частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность».

Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

Читайте также:  Как рассчитать больничный лист при неполном рабочем дне? Влияние трудового стажа на размер выплат

В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

  • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 – новыми пунктами.

В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей участников либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Особенности проведения ликвидации

Ликвидация ООО имеет разновидности. В зависимости от инициатора она бывает добровольной и принудительной. В первом случае процесс начинается самими учредителями по личным убеждениям, во втором – процесс начинается по требованию гос.органа или иного заинтересованного лица и процедура проходит в рамках арбитражного судопроизводства.

Читайте также:  Возможен ли возврат в/у осужденному по статье 264 пункт 2 УК РФ?

Перед получением свидетельства о ликвидации, требуется передать устав, справки налоговиков, подтверждающие отсутствие претензий и снятие с учета, аналогичная бумага требуется от подразделения статистики, документ из банка, где прослеживается что счета общества закрыты, декларация об уничтожении имеющихся образцов печатей, штампов и т.

Порядок закрытия ООО при добровольной ликвидации

Итак, придется соблюсти следующий порядок ликвидации ООО:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности. Оно оформляется протоколом на общем собрании участников общества (если общество с ограниченной ответственностью представлено одним лицом, он выносит решение самостоятельно). После этого назначается ликвидационная комиссия (или единоличный ликвидатор).
  2. Отправка уведомления в налоговую инспекцию. Уведомить инспекцию следует не позднее чем через три дня с момента принятия решения. После предоставления уведомления ФНС выдает заявителю расписку.
  3. Внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ. С 12 ноября 2019 года юрлицо обязано вносить в ЕФРСФДЮЛ уведомление о начале процедуры ликвидации.
  4. Размещение информации в СМИ. Для размещения сведений о закрытии ООО существует специальный журнал — «Вестник государственной регистрации». В сообщении должна содержаться информация о порядке и сроке заявления требований со стороны кредиторов.
  5. Выявление кредиторов. На данном этапе комиссия занимается составлением списка кредиторов и сбором дебиторской задолженности. В обязанности комиссии входит уведомление всех кредиторов ООО о ликвидации компании. На предъявление требований кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев.
  6. Составление промежуточного баланса. Он составляется по истечении двух месяцев с момента публикации. О составлении промежуточного баланса в ФНС следует направить уведомление.
  7. Удовлетворение требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится в порядке строгой очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
  8. Информирование Пенсионного фонда РФ обо всех застрахованных работниках, передача сведений о начисленных и уплаченных за них страховых взносах и реестра застрахованных лиц — в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
  9. Формирование инвентаризационной комиссии проведение инвентаризации в связи с составлением ликвидационного баланса по месту нахождения имущества и материально ответственного лица.
  10. Составление ликвидационного баланса, который имеет простую письменную форму и содержит данные об оставшемся после удовлетворения требований кредиторов имуществе, и далее — проведение общего собрания участников ООО по вопросу утверждения ликвидационного баланса и направление им копий протокола внеочередного общего собрания.
  11. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками (если оно осталось) в порядке очереди согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ.
  12. Формирование пакета документов. Комиссия обязана подготовить пакет документов, в который входят заявление (по форме № Р16001), баланс при ликвидации ООО, квитанция об оплате пошлины (квитанция включается в пакет в том случае, если документы подаются не в электронной форме), документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
  13. Подача документации. В налоговую инспекцию пакет документов передается любым удобным способом: лично, через представителя или по почте.
  14. Внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ. ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности юридического лица. После этого предстоит закрыть расчетный счет, уничтожить печать и сдать оставшуюся документацию в архив.

Подтверждением того, что ФНС России приняла положительное решение по заявлению юрлица, выступает предоставление заявителю документов о регистрации ликвидации. В случае отказа в регистрации заявителю будет предоставлен документ, содержащий указание на причину такого решения.

Достаточно часто ФНС после получения уведомления о ликвидации принимает решение о проведении выездной налоговой проверки (ВНП). Но поскольку ВНП не является обязательной, то компаниям, воспользовавшимся рекомендациями профильных юристов, удается предотвратить визит налоговиков.

Процесс принудительной ликвидации ООО

Итог принудительной ликвидации аналогичен результату добровольной: деятельность юрлица прекращается, и об этом вносятся соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Однако сам процесс ликвидации заметно различается.

Итак, принудительное прекращение деятельности происходит следующим образом:

  1. принимается решение о ликвидации ООО, и направляется заявление в суд (этим занимается уполномоченный орган);
  2. назначается ликвидация комиссия;
  3. публикуются сведения о ликвидации юридического лица;
  4. составляется промежуточный баланс;
  5. осуществляются расчеты с кредиторами;
  6. составляется окончательный баланс;
  7. вносятся сведения о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ.

Юридические лица в процессе ликвидации, как правило, сталкиваются с определенными сложностями. Причем проблемы возникают вне зависимости от способа прекращения деятельности: не только в ходе принудительной, но и в процессе добровольной ликвидации ООО могут иметь место претензии со стороны налоговой инспекции. Даже если у компании нулевой баланс, для налоговиков это еще не аргумент в пользу того, что ООО не велась хозяйственная деятельность, поэтому и в данном случае у органов ФНС могут возникнуть вопросы.

Чтобы повысить шансы на успех, можно воспользоваться услугами консалтинговых агентств. Комплексное сопровождение процесса закрытия компании помогает избежать сложностей как при оформлении документации, так и при взаимодействии с государственными органами.

В случае отказа в регистрации заявителю будет предоставлен документ, содержащий указание на причину такого решения.

Как происходит принудительная ликвидация ООО

Отечественным законодательством предусмотрена наряду с добровольной принудительная ликвидация ООО. Последний вариант способствует очищению сферы гражданского оборота от предприятий, утративших способность быть эффективными и самостоятельными субъектами. Юридическая сложность принудительной ликвидации организации требует наличия у ее руководства знаний законодательства. В данной статье затронуты основные моменты, связанные с этой процедурой.

Юридическая сложность принудительной ликвидации организации требует наличия у ее руководства знаний законодательства.

Как закрыть ООО через суд

Когда в ходе коммерческой деятельности ООО финансовая и административная ситуация выходит из-под контроля учредителей и появляются невозможные к выплате долги, нарушается закон или ущемляются чьи-то права, арбитражный суд на основании поступившего заявления может вынести решение о закрытии компании. Какие для этого должны быть основания, и как проходит процесс ликвидации?

Когда в ходе коммерческой деятельности ООО финансовая и административная ситуация выходит из-под контроля учредителей и появляются невозможные к выплате долги, нарушается закон или ущемляются чьи-то права, арбитражный суд на основании поступившего заявления может вынести решение о закрытии компании.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

Как закрыть ООО

Если вы просто хотите заняться чем-то другим не искусство продавать, а вещи из Китая возить, то я бы посоветовала просто сменить коды ОКВЭД, а не закрывать ООО.

Ликвидация ООО по решению суда: особенности процедуры

Для прекращения деятельности юрлица закон предусматривает несколько возможных процедур. Одна из них — ликвидация ООО по решению суда (принудительное закрытие компании). В случае банкротства также имеет место судебный процесс, но мы остановимся только на тех случаях ликвидации, которые не связаны с выявлением признаком несостоятельности юрлица.

Нормативную базу по вопросам прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью составляет Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О регистрации юридических лиц…» и «Об ООО», а также другие нормативные акты. Этими документами определяются основания для принудительной компании, перечень лиц, которые могут инициировать процедуру, и порядок ее прохождения.

Так как законодательство в данной сфере довольно обширное, во всех его нюансах могут разобраться только профессиональные юристы. Центр правовых услуг «Империя» предоставляет консультации и оказывает комплексное практическое сопровождение ООО в процессе ликвидации через суд (подробнее — на странице https://cpu-imperia.ru/likvidaciya_ooo/). Мы поможем пройти любые юридические процедуры в минимальные сроки и решить правовые задачи любой сложности.

Основания ликвидации ООО по решению суда

Начало ликвидационного процесса в судебном порядке связано с подачей заявления в компетентный арбитражный суд (по месту нахождения компании). Чтобы суд принял заявление к рассмотрению, оно должно быть направлено лицами, имеющими для этого полномочия.

Начало ликвидационного процесса в судебном порядке связано с подачей заявления в компетентный арбитражный суд по месту нахождения компании.

Госпошлина

В статье 333.33 НК РФ установлен размер госпошлины за ликвидацию юридического лица – 800 рублей. Плательщиком может быть юр. или физ. лицо. При этом если пошлину уплачивает гражданин, то в платежном поручении необходимо указать, что оплата производится за предприятие в связи с прекращением функционирования.

Сформировать и оплатить квитанцию можно на портале ФНС www.nalog.ru в разделе «все сервисы». Среди категорий нужно выбрать «Уплата госпошлины», а затем необходимый вид платежа и кликнуть «далее».

На открывшейся странице заполняются данные плательщика:

  • ИНН;
  • ФИО;
  • адрес юридического лица;
  • место жительства гражданина.

На следующем шаге нужно проверить введенные данные и кликнуть «оплатить».

На портале доступны два способа оплаты:

  • наличными средствами;
  • безналичный расчет.

При выборе наличного расчета формируется квитанция, которую впоследствии можно оплатить в любом банковском или почтовом отделении. Безналичное перечисление средств доступно через госуслуги или карты банков-партнеров портала.

адрес юридического лица;.

Добавить комментарий