Нецелевое использование бюджетных средств в бюджетных и автономных учреждениях. На что обратить внимание в первую очередь?

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо.

Нецелевое использование бюджетных средств в бюджетных и автономных учреждениях. На что обратить внимание в первую очередь?

Дата публикации 24.06.2019

В связи с тем что бюджетное учреждение не участник бюджетного процесса, является ли субсидия, поступившая учреждению, средствами бюджета? Могут ли к этим средствам применяться нормы бюджетного законодательства о нецелевом использовании бюджетных средств? Если нет, то чем регламентируется ответственность бюджетного учреждения в случае получения от учредителя субсидии по КФО 4?

Понятие “нецелевое использование бюджетных средств” дано в ст. 306.4 БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом – правовым основанием предоставления средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, иных субсидий и бюджетных инвестиций (пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). В соответствии с соглашением с учредителем бюджетному учреждению предоставляется субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

После списания субсидии на выполнение задания с единого счета бюджета и зачисления на счет бюджетного учреждения она теряет статус средств бюджета. На эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в т.ч. положения ст. 306.4 БК РФ (письмо Минфина России от 23.05.2014 № 02-03-11/24579).

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений проводится:

    • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
    • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
    • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

В отношении федеральных бюджетных учреждений положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640). Пунктом 48 Положения № 640 установлено, что выполнение федеральным бюджетным учреждением государственного задания контролирует федеральный орган, выполняющий функции и полномочия учредителя учреждения. Правила контроля разрабатывает сам орган власти – учредитель.

В статье 15.14 КоАП РФ дано более широкое толкование понятия “нецелевое использование бюджетных средств”. Это нарушение также выражается в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, которые не соответствуют целям в договоре (соглашении) либо ином документе – правовом основании предоставления этих средств. В статье говорится не только непосредственно о бюджетных средствах, но и о средствах, полученных из бюджета, к которым относятся субсидии на выполнение задания.

Таким образом, к бюджетным и автономным учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета, в т.ч. субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Целевой характер использования субсидии на выполнение госзадания, в т.ч. для применения ст. 15.14 КоАП РФ, как правило, определяется в соответствии со следующими критериями:

    • направленность расходов на выполнение задания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества;
    • выполнение иных условий по обеспечению целевого характера расходования субсидии, предусмотренных соглашением о ее предоставлении (приложениями или расшифровками к соглашению, иными документами, являющимися неотъемлемой частью соглашения).

Ответственность бюджетного учреждения в части нецелевого использования субсидии на выполнение задания регламентируется ст. 15.14 КоАП РФ (письмо Минфина России от 13.07.2017 № 02-09-05/44583). Контроль за использованием средств возлагается на учредителя.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Дата публикации 24.

О привлечении бюджетных и автономных учреждений к ответственности за нецелевое использование средств

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Сегодня по вопросу возможности привлечения бюджетных и автономных учреждений к ответственности за нецелевое использование средств субсидии существуют две противоположные позиции. При этом в последнее время Минфин, по-видимому, поменял свою позицию и отмечает в своих разъяснениях, что такие учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Но обо всем по порядку.

В силу положений п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением считается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ст. 4 Закона об автономных учреждениях).

Исходя из положений п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 данного закона. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Аналогичные нормы предусмотрены для автономных учреждений.

Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н).

В силу п. 9 Требований № 81н при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет показатели плана исходя из предоставленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, в том числе об объемах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства, в финансовом органе субъекта РФ, и используются бюджетным учреждением без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Субсидии на выполнение государственного задания поступают автономным учреждениям на открытые ими счета в кредитных организациях или на отдельные лицевые счета, открытые им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. То есть, как мы видим, ст. 306.4 БК РФ признает нецелевым использование именно бюджетных средств. При этом исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса. Указанный вывод подтвержден в Письме Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665 «О реализации результатов контрольных мероприятий в отношении бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий при установлении нецелевого использования бюджетных средств». В данном письме отмечено, что гл. 30 БК РФ не предусмотрено применение в отношении бюджетных и автономных учреждений бюджетных мер принуждения, а следовательно, территориальными органами Федерального казначейства формирование и направление уведомления о применении бюджетных мер принуждения в Федеральное казначейство не осуществляются.

К сожалению, действующее законодательство не содержит четкого определения термина «бюджетные средства». Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного (автономного) учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На обозначенные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения ст. 306.4 БК РФ (письма Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-03-06/25186, от 23.05.2014 № 02-03-11/24579, Минфина РФ № 02-13-07/3919 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012 «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений»).

Читайте также:  Раздел долгов при разводе: как поделить долговые обязательства супругов

При этом в соответствии со ст. 78.1 БК РФ порядок предоставления субсидий на государственное задание из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Так, в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений Положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

Получается, понятие «нецелевое использование бюджетных средств», установленное в ст. 306.4 БК РФ, не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания.

Вместе с тем следует отметить, что предоставление бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания согласно положениям ст. 78.1 БК РФ за счет средств бюджета субъекта РФ (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в силу которого условия, включая цели предоставления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии. Причем использование учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными данным соглашением, может повлечь для учреждения наступление ответственности, определенной этим соглашением.

Однако исходя из ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

Анализ актов (отчетов) внешних проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений показал, что обычно нецелевым использованием бюджетных средств признают:

расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, планом финансово-хозяйственной деятельности, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;

расходование бюджетных средств на оплату затрат, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;

несанкционированное перемещение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;

использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов на цели, не предусмотренные положениями об этих фондах;

расходование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью учреждения (внесение взносов в уставный капитал юридических лиц, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);

использование средств, выделенных на реализацию целевых программ, на иные цели;

некоторые другие нарушения.

Как мы видим, в ст. 15.14 КоАП РФ более широко трактуется понятие нецелевого использования средств: сюда относится использование не только бюджетных средств, но и средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ. При этом положения Бюджетного кодекса также не содержат трактовки не только термина «бюджетные средства», но и термина «средства, полученные из бюджета бюджетной системы РФ».

Однако наличие обозначенного состава данных административного правонарушения позволяет сделать вывод о том, что законодатель относит субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям, в том числе на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели, к средствам, полученным из бюджета бюджетной системы РФ, притом что в соответствии с ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не относятся к участникам бюджетного процесса.

Более того, по ст. 15.14 КоАП РФ (действовавшей до 25.05.2014) к ответственности за нецелевое использование привлекались исключительно получатели бюджетных средств.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в последнее время изменились позиции и финансового ведомства, и Федерального казначейства. Так, в Письме Федерального казначейства № 07-04-05/09-665 отмечено, что территориальные органы Федерального казначейства при установлении фактов нецелевого использования бюджетными и автономными учреждениями средств, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета, уполномочены в установленном порядке направлять представления и (или) предписания и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 15.14 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Более того, в Письме Федерального казначейства от 27.04.2018 № 07-04-05/09-8157 «По вопросу привлечения к административной ответственности» прямо отмечено, что юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

В похожем ключе высказался Минфин в своем Письме от 16.04.2018 № 02-09-07/25431: использование автономным учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения, определенной соглашением, а также положениями ст. 15.14 КоАП РФ.

Таким же образом складывается судебная практика (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 № А26-11462/2016, АС ЗСО от 28.07.2016 № А45-23877/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № А40-1213/16).

В заключение еще раз отметим, что отсутствие в законодательстве четкого определения понятий «бюджетные средства» и «средства, полученные из бюджета бюджетной системы РФ», а также изменение позиции по данному вопросу и финансовым ведомством, и Федеральным казначейством способствуют тому, что бюджетные и автономные учреждения и их должностные лица будут нести ответственность за нецелевое использование выделенных им средств субсидии, хотя они не являются участниками бюджетного процесса и вправе самостоятельно определять направления использования данных средств в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

Практика

На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
  • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
  • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
  • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
  • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
  • оплата расходов за подведомственное учреждение;
  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
  • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
  • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
  • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
  • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
  • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.

использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;.

Понятие нецелевого использования средств

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч. 1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч. 2ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. С учетом данного факта бюджетные учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого использования средств будут нести за это ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Исходя из анализа материалов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля к нецелевому использованию средств можно отнести:

  • использование средств на оплату расходов, не предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год;
  • несанкционированное перемещение средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств из внебюджетных источников;
  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание, оплату расходов другого юридического лица;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям (арендаторами и др.), без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование субвенций и субсидий с нарушением условий их предоставления;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средств на реализацию целевых программ, на цели, предусмотренные иными разделами соответствующего бюджета;
  • расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности.
Читайте также:  Где лучше взять ипотеку, особенности предложений в разных программах

И все-таки, наверное, самыми распространенными случаями нецелевого использования средств являются случаи неверного отнесения расходов на те или иные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. В состав бюджетной классификации РФ в том числе входит КОСГУ. Порядок применения КОСГУ устанавливается Минфином (п. 4 ст. 23.1 БК РФ). В частности, финансовым ведомством утверждаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.

Напомним, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом каждая из статей (подстатей) классификации содержит краткое описание отражаемых по ней операций. В рамках статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, эти описания (в большинстве случаев) представляют собой перечни направлений расходования средств государственными (муниципальными) учреждениями. Указанные перечни с учетом положений ГК РФ, предусматривающих заключение договоров гражданско-правового характера (государственных (муниципальных) контрактов) в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования единиц сектора государственного управления, не являются закрытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»).

В связи с этим в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания о порядке применения бюджетной классификации, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Кроме того, следует учитывать, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции бюджетного учреждения, принимающего решение по рассматриваемому вопросу в соответствии с положениями Инструкции № 157н исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 27.02.2012 № 02‑07‑10/534, рассматривая нарушения, выявленные контрольными органами, необходимо всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства в совокупности, а также выявить причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на статьи и подстатьи КОСГУ в каждом конкретном случае. При установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств в случаях, если:

  • такие расходы обусловлены бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами главного распорядителя бюджетных средств с применением данных КОСГУ;
  • установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.

Отметим, если кассовые расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (но при этом, по мнению контрольных органов, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями о применении бюджетной классификации) или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств, такие факты должны квалифицироваться контрольными органами как нарушение методологии применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 18.12.2009 №02‑07‑10/5856 «О вопросах квалификации нарушений, связанных с отражением кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления»).

При этом в случае выявления таких фактов Росфиннадзором названный орган должен направить главным распорядителям средств федерального бюджета предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.

Показатели финансового состояния государственного муниципального учреждения данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана ;.

Отвлечение средств субсидии с последующим восстановлением.

Суть спора. Управлением Федерального казначейства по Новгородской области проведена плановая выездная проверка в МБУ «Административное управление городским хозяйством» на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». По результатам проверки контрольным органом установлено: учреждением допущено нецелевое использование средств, выразившееся в том, что расходы, предусмотренные законодательством за счет бюджета Новгородской области (дорожные фонды), оплачены за счет средств федерального бюджета с последующими восстановлением и нарушением условия соглашения в части невыполнения работ в сроки, установленные графиком. Не согласившись с выводами контрольного органа, учреждение обратилось в суд (Постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 03.07.2019 № А44-12001/2018).

Позиция суда. При принятии решения суд исходил из следующего. Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В силу п. 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в силу п. 2.3.1 соглашения о представлении бюджетных средств получатель средств обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные соглашением, с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (код КОСГУ) в соответствии с направлениями расходования, сроками предоставления субсидии. В приложении 1 к соглашению перечислены КБК 803040906101R1100464530 и 803041211002R1100464530.

Согласно п. 3.2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, действовавших в момент выдачи представления, определены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие раздела и подразделы классификации расходов.

В частности, подразд. 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опыт-
но-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ в целях софинансирования и (или) финансового обеспечения содержания и развития дорожного хозяйства.

В подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» подлежат включению расходы, связанные с экономическими вопросами, не отнесенные к вышеуказанным подразделам, в том числе вопросы национальной экономики, отнесенные к сфере ядерно-оружейного комплекса, расходы, связанные с реализацией международных договоров РФ по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, расходы, связанные с обеспечением ядерной, радиационной и экологической безопасности, проведение топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ, расходы на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление экономическими вопросами в отдельных секторах экономики, расходы в области туризма и туристической деятельности, а также расходы в области электроэнергетики и промышленности гражданского назначения.

В ходе проверки контрольным органом установлено, что в представленных проверяемым учреждением платежных поручениях, уведомлениях об уточнении операций клиентов и выписках из лицевых счетов код цели изначально указан неверно, что также подтверждено объяснением главного бухгалтера. В связи с этим, по мнению контрольного органа, учреждением допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в части осуществления расходов по подразд. 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» за выполненные работы, относящиеся к области дорожного хозяйства, расходы которых относятся к под-
разд. 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».

Вместе с тем, как установлено судом, контрольный орган вменяет учреждению не нарушение бюджетной дисциплины в части надлежащей классификации расходов, а нецелевое использование бюджетных средств. Между тем в силу толкования положений ст. 306.4 БК РФ для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В данном случае установлено и материалами дела подтверждается, что учреждением самостоятельно в течение короткого периода времени произведено восстановление кассовых расходов путем уточнения кода цели.

В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что при таких обстоятельствах отсутствует направление средств федерального бюджета на несоответствующие цели.

В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что при таких обстоятельствах отсутствует направление средств федерального бюджета на несоответствующие цели.

Нецелевое использование бюджетных средств в бюджетных и автономных учреждениях. На что обратить внимание в первую очередь?

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля
(Санкт-Петербург)

Расскажем об особенностях нарушений нецелевого использования и расходования и приведем обзор правоприменительной практики в части нецелевого использования за последнее время.
Основной источник финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений – различные виды субсидий (средства из бюджета). Средства субсидии расходуются учреждениями в соответствии с целями и условиями их предоставления по соглашениям и согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности. Субсидии подлежат госконтролю со стороны Федерального казначейства и учредителя. Федеральное казначейство имеет право проверять использование средств субсидии и принимать меры административной ответственности по результатам проверок.
Рассмотрим пример актуального запроса по перечню документов при проверках госконтроля Казначейством субсидий в 2019 году.

1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.

Нецелевое использование бюджетных средств бюджетными и автономными учреждениями (Ловидова А.Г.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

До недавнего времени считалось, что к автономным учреждениям (а после проведения реформы бюджетной сети и к бюджетным учреждениям) не могут применяться нормы бюджетного законодательства о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку указанные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Однако после принятия в 2013 г. поправок в БК РФ, устанавливающих виды бюджетных нарушений, ситуация изменилась.

Согласно нормам БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования (ст. 184.1 БК РФ).
Важно отметить, что к бюджетным и автономным учреждениям, как и к казенным учреждениям, применяются положения ст. 306.1 “Понятие бюджетного нарушения” БК РФ, хотя:
1) БУ и АУ не относятся к участникам бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ);
2) поступившие им субсидии не являются бюджетными средствами.
В силу п. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ.
Таким образом, данная статья Бюджетного кодекса позволяет привлекать бюджетные и автономные учреждения, которые не являются участниками бюджетного процесса, к ответственности за нарушения бюджетного законодательства (в том числе за нецелевое использование средств) по ст. 15.14 КоАП РФ и ст. 285.1 УК РФ.

Читайте также:  Воскресенск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Субсидия на выполнение госзадания

Учреждения и их руководители лично несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственных заданиях, на выполнение которых предоставляются субсидии (совместное Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012). При достижении запланированных значений показателей объема и качества оказания государственных услуг в условиях соблюдения требований законодательства при утвержденном объеме финансового обеспечения госзадания можно говорить об эффективности бюджетных ассигнований на оказание услуг.
Оценка эффективности бюджетных расходов на оказание государственных услуг на этапе планирования таких расходов включает анализ на соответствие следующим критериям:
– обоснованности выбора поставщиков государственных услуг, определяемой посредством сравнительного анализа значений нормативов затрат на оказание одинаковых услуг;
– прозрачности и обоснованности методики по определению стоимости государственных услуг;
– наличию выявленных целевых групп конкретных потребителей;
– прозрачности информации о процедурах оказания государственных услуг и механизме принятия решений;
– качеству экспертизы рисков невыполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
В свою очередь, при оценке эффективности оказания государственных услуг используются такие критерии, как:
– своевременность и полнота оказания услуг;
– корректируемость государственного задания в связи с изменением объемов его финансового обеспечения или процедур оказания услуг;
– соответствие стандартам, регламентам качества оказания услуг, а также требованиям к процессу их оказания;
– сопоставление расходов на оказание услуг с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
– достоверность значений качественных и количественных показателей результата оказания услуг (возможность сравнения этих значений с другими источниками информации и данными Росстата);
– сопоставимость планового и фактического исполнения расходов на выполнение государственного задания;
– наличие бюджетных правонарушений, выявленных в ходе предварительного и последующего контроля за оказанием услуг, а также плана мер по устранению нарушений;
– прозрачность механизма внутреннего контроля за оказанием услуг.
Данную оценку могут осуществлять как органы государственной власти, так и сами учреждения.

Виды наказаний за нецелевое использование средств

Теперь рассмотрим виды наказаний, которые предусмотрены за нецелевое использование бюджетных средств. Так, в соответствии с положениями ст. 15.14 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:
1) на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
2) на юридических лиц – в размере от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ и использованных не по целевому назначению.
Также согласно п. 1 ст. 285.1 УК РФ за данное нарушение может быть назначено одно из следующих наказаний:
1) штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;
2) принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
3) арест на срок до шести месяцев;
4) лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет. Кроме того, в силу п. 2 ст. 285.1 УК РФ в качестве наказания могут быть назначены принудительные работы (лишение свободы) на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Под нецелевым использованием бюджетных средств в крупном размере понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупный размер соответствует сумме свыше 7,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).
Добавим, что при осуществлении ведомственного финансового контроля за использованием бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств может привлечь к проведению контрольных мероприятий аудиторскую организацию (согласно п. 29 Положения, утвержденного Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н “Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля”) и оплачивать ее услуги за счет бюджетных средств. При этом акты о результатах контрольных мероприятий должны быть утверждены уполномоченными должностными лицами главных распорядителей бюджетных средств (работниками, ответственными за проведение таких мероприятий).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

1 УК РФ в качестве наказания могут быть назначены принудительные работы лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виды нецелевых затрат бюджета.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ. 38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Нецелевое использование бюджетных средств

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2010, N 10

Учреждения образования должны расходовать выделенные им бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, поэтому при проверке контролирующими органами финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений пристальное внимание уделяется именно этому вопросу. Рассмотрим в статье, как квалифицируется нецелевое использование бюджетных средств и какая предусмотрена за это ответственность, а также приведем арбитражную практику по данной теме.

Нецелевое использование бюджетных средств.

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти государственный орган , орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и или исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета ст.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет ;.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены три вида ответственности.

Самое легкое наказание – бюджетные меры принуждения ( ст. 306.4 БК РФ ): у нарушителя либо забирают неправильно использованные средства, либо прекращают все межбюджетные трансферты, кроме субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Административная ответственность ( ст. 15.14 КоАП РФ ) – должностных лиц ожидает штраф от 20000 до 50000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет. Штраф для юридических лиц составляет от 5% до 25% средств, использованных не по назначению.

Если размер потраченных не по назначению бюджетных средств больше полутора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность ( ст. 285.1. УК РФ ). Нарушителей ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или равный зарплате или иному доходу от одного до двух лет.

Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Самых грубых нарушителей ждет арест до полугода или лишение свободы до двух лет.

Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Нецелевое использование и налоги

Налоговый кодекс содержит норму о необходимости соблюдать целевое назначение бюджетных ассигнований. Речь идет о правилах подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Там сказано: использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогообложения и должны включаться в состав внереализационных доходов. Однако применить эти положения к «профилактической» субсидии не получится.

Дело в том, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит собственный закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется данная норма. И коронавирусные субсидии там не поименованы. Более того, для них законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт за номером 60. А этот пункт не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных из бюджета денег и последствиях нарушения такового.

Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не будет облагаться налогом на прибыль (либо единым налогом при УСН) вне зависимости от того, на какие цели реально будут истрачены деньги. Более того, освобождение будет действовать и в ситуации, когда деньги в принципе не будут потрачены, а останутся на счете налогоплательщика.

Ведите налоговый и бухгалтерский учет при УСН в интуитивно понятном веб-сервисе Попробовать бесплатно

Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп.

Добавить комментарий