Налоговая база земельного налога для юридических и физических лиц

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Как рассчитать земельный налог

В соответствии с действующим законодательством РФ, от уплаты налогов освобождаются следующие категории земельных участков.

Особенности определения

Стоит отдельно рассмотреть некоторые ситуации, при которых в расчетах будут определенные особенности:

1. Юридическое лицо определяет налоговую базу для расчетов самостоятельно.

Для данной категории плательщиков прямой обязанностью является не только уплата налога, но и полная процедура его расчета, поэтому все необходимые для этого показатели он также определяет самостоятельно.

Данные о кадастровой стоимости участка, которая является базой для расчета по нему земельного налога, юридическое лицо может взять из имеющейся у него документации — паспорта или выписки из ЕГРП. В случае отсутствия необходимых бумаг ему необходимо позаботиться об их оформлении.

Ранее в этих целях использовался другой показатель, а именно балансовая стоимость объекта недвижимости. В большинстве случаев после данных нововведений величина земельного налога к оплате несколько возросла.

Что касается оставшихся категорий плательщиков (которые относятся к физическим лицам), то они освобождены от самостоятельного определения базы для расчета налога по своему участку. Вместо них данные действия будет производить налоговая инспекция (что в отношении ИП также является нововведением, вступившим в силу с 2015 года).

2. Некоторые особенности могут присутствовать при определении базы для участка, который находится в общей долевой или совместной собственности.

В этом случае ее размер будет зависеть от того, как именно оформлены права на участок:

  • 2.1. В определенных долях (например, 75 и 25%, 2/3 и 1/3 и т. д.). В этом случае налоговая база рассчитывается от величины кадастровой стоимости пропорционально той доле, которой владеет плательщик.
  • 2.2. Без определения долей. В этом случае считается, что земля принадлежит всем собственникам в одинаковых частях. Соответственно, деление кадастровой стоимости также будет происходить поровну.

Соответственно, и итоговая величина налога к уплате у каждого из таких собственников буде напрямую зависеть от того, как именно распределяются доли между всеми ними и в каком размере.

3. В отношении некоторых земельных наделов кадастровая стоимость может быть не установлена.

Однако от налогообложения данный участок это, конечно же, не освобождает. В этом случае в качестве налоговой базы для расчетов будет применяться другой показатель — нормативная цена земли. Однако если собственник не согласен с ее размером, он всегда может заказать проведение кадастровых работ или процедуру независимой оценки земли и определить по их итогам кадастровую стоимость.

4. Сложности могут возникнуть и в том случае, если в течение налогового периода (то есть одного календарного года) стоимость земли изменялась.

Однако стоит учесть, что все изменения, произошедшие в течение одного налогового периода (то есть календарного года) при расчетах налога за него применяться не будут. В этом случае новая кадастровая стоимость будет использоваться только с 1 января следующего за отчетным года.

Исключение составляют только те ситуации, когда изменение кадастровой стоимости произошло в сторону уменьшения по причинам, которые связаны с неправильным проведением оценки или кадастровых работ. В этом случае плательщик может подготовить данные об исправленной стоимости и обратиться с ними в налоговую инспекцию, после чего размер налога к оплате будет снижен. Таким способом даже можно вернуть часть средств, уплаченных выше нормы ранее (если и в предыдущие периоды также применялась неправильная база).

Пользование землей общего пользования регулируется законодательством РФ.

Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога могут быть следующие группы землевладельцев.

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик координат, категории, границ, размера.

Земельный налог для физических и юридических лиц (стр. 1 из 2)

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Основные элементы налогообложения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Определение налоговой базы.

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список Всемирного Наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Земельный налог для юридических лиц.

Земельный налог установлен на основании главы 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о введении на соответствующих территориях земельного налога.

Читайте также:  Могут ли приставы арестовать пенсию по старости получаемую через почту?

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Не признаются налогоплательщиками организации в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

– земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

– земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

– земельные участки из состава земель лесного фонда;

– земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Плательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сроки уплаты налога и его конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Размеры ставок не могут превышать 0,3 процента в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Освобождаются от налогообложения:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

– организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

– религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

– учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

– организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Дополнительные льготы по уплате земельного налога могут также предоставляться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Декларацию по земельному налогу организации представляют в инспекцию по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим, по форме КНД 1153005, утвержденной приказом Минфина РФ от 23.09.2005 №124н.

Земельный налог для физических лиц.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и уплачивают земельный налог на основании уведомлений налоговых органов в сроки принятые представительным органом муниципального района (сроки уплаты земельного налога, установленные представительными органами местного самоуправления можно уточнить в налоговом органе по месту нахождения земельного участка).

Налоговая база. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и администрациями районов и городов.

– земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Для физических лиц

Физические лица освобождены от расчета налоговой базы самостоятельно. Они уплачивают налог на земельный участок на праве собственности (на владение, пользование и распоряжение земельным участком), праве постоянного пользования (в пределах, установленных законодательством, другими правовыми актами, актом о предоставлении земли) и праве наследуемого владения (пользование или владение участком земли, который остается в собственности государства или муниципального образования).

Физическое лицо получает готовое уведомление с обозначенной суммой уплаты налога из инспекции по местонахождению облагаемого участка. К этой категории также относятся и индивидуальные предприниматели.

Кадастровую стоимость своего земельного участка и правила расчета налоговой базы стоит знать всем налогоплательщикам, поскольку со стороны работников инспекции возможно допущение ошибок или неточностей при расчетах, которые можно обжаловать.

Если у вас нет собственной квартиры или частного дома, то вы должны знать, как на практике осуществить прописку на даче.

Как провести межевание участка и сделать это абсолютно бесплатно? Узнайте об этом в нашей статье.

Собираетесь купить или продать землю? Полезная информация о необходимой при этом документации в нашем материале.

категория земли и т.

3. Кто имеет право на льготы по земельному налогу?

Для граждан некоторых льготных категорий , а также людей предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста, в том числе досрочно) и пенсионеров, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. м площади земельного участка на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Кроме федеральной льготы в Москве для некоторых категорий граждан действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на один миллион рублей.

Полностью освобождены от уплаты земельного налога лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Обратите внимание! Налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду.

Для оформления льготы вам потребуются:

  • заявление о предоставлении льготы;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения;
  • документы, подтверждающие право на льготу.

Предъявить документы можно в удобную вам налоговую инспекцию или любой центр госуслуг «Мои документы». Сделать это нужно до 31 декабря того года, начиная с которого будет предоставляться льгота.

В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно. Если у вас в собственности несколько земельных участков, и вы не предоставите уведомление о выбранных объектах налогооблажения, льгота будет предоставлена в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Земельный налог для коммерческих организаций

Земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса относится к местным налогам. В столице данный налог начал взиматься с начала 2005 года на основании Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге». Рассмотрим некоторые особенности его уплаты в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Все эти права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которая с 31 января 1998 года осуществляется в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК).

Читайте также:  Отказали в пенсии по списку 2: что делать с досрочной, отказ Пенсионного фонда в назначении по старости

При этом, как разъяснено в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21, права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в вышеуказанном реестре. В этом случае право на землю подтверждается актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. В частности, к ним относятся:

  • государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Момент «посвящения»

При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса, согласно которым покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В том случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, в договоре может быть предусмотрено право на соответствующую часть земельного участка. Это может быть право собственности, право аренды или иное вещное право.

Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).

Если здания и сооружения расположены на земельных участках, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю недвижимости в силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки на таком праве предоставляться не могут, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) организация, которая приобрела такой «надел» в собственность, не будет признаваться плательщиком земельного налога.

Налогооблагаемый объект

Согласно статье 389 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Напомним, что в столице земельный налог введен Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге».

Не являются объектами налогообложения земли, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, занятые лесным и водным фондом (п. 2 ст. 389 НК).

В отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отношении владельцев этого участка (соответственно плательщиков земельного налога) Минфин в письме от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33 дает следующие разъяснения. В соответствии с Законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, собственникам нежилых помещений, находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Если земельные участки не прошли кадастровый учет (по земельным участкам отсутствует кадастровый номер), то они признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения закона № 122-ФЗ (письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21).

Определяем налоговую базу

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов по представлению территориальных органов Роснедвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316) и доводятся до налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта (п. 14 ст. 396 НК).

Порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков определяется постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», а на территории Москвы — еще и распоряжением правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. № 522-РП «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков».

Согласно последнему документу, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории города Москвы, доводится до сведения налогоплательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов города Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Кстати, информацию о кадастровой стоимости земельных участков можно получить и непосредственно в территориальном органе Роснедвижимости или на интернет-сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru).

В многоквартирном доме 1600 кв. м занято квартирами. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО «Весна». Кадастровая стоимость земельного участка, занятого данным многоквартирным домом, составляет 2 000 000 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона города Москвы № 74 налоговая ставка для магазина равна 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно алгоритму расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом, приведенному в письме Минфина от 26 декабря 2006 г. № 03-06-02-02/154, определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы для ООО «Весна».

Вначале вычислим общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков. Она равна сумме площади магазина и площадей помещений, занятых квартирами, то есть 1800 кв. м (200 кв. м + 1600 кв. м).

С учетом общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для ООО «Весна» она составит 0,11 (200 кв. м / 1800 кв. м).

Налоговая база для исчисления земельного налога ООО «Весна» будет равна 220 000 руб. (2 000 000 руб. × 0,11).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет ООО «Весна» с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит 3300 руб. ((220 000 руб. × 1,5) : 100).

Земельный налог перечисляется по итогам года. Местные власти, хотя и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать налог до наступления срока сдачи декларации, то есть раньше 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 397 НК).

Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении I, II и III квартала текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК). Авансовые платежи нужно перечислять в сроки, которые указаны в местных нормативных актах. В Москве надо успеть это сделать до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом включительно.

ООО «Дельта» имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 5 000 000 руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2008 года у ООО «Дельта» составит:
(5 000 000 руб. : 4 × 1,5%) = 18 750 руб.

При расчете суммы авансовых платежей за неполный налоговый период необходимо применять коэффициент К2, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом следует учитывать, что значение коэффициента К2 должно приводиться в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

Нельзя забывать, что расчет по авансовым платежам по земельному налогу заполняется не нарастающим итогом. То есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.

Читайте также:  Изменения в правилах уплаты НДФЛ: с 2020 года нерезиденты смогут освободиться от налога с продажи недвижимости

Не оценили.

В случае если результаты кадастровой оценки не были утверждены органами исполнительной власти субъекта, можно руководствоваться разъяснениями Минфина, приведенными в письме от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.

В том случае если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но кадастровая стоимость земельного участка до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведена, организация обязана представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).

При этом если налог или авансовые платежи по налогу не уплачены организацией в установленные сроки по независящим от нее причинам (не утверждена, не доведена до адресата кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до инспекций ФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. Таким образом, если информация о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков должным образом не доведена, эти сведения можно получить в налоговых органах.

Отражаем налог в учете

Какой способ отражения в бухучете авансовых платежей по земельному налогу выберет фирма, зависит главным образом от действующей в организации учетной политики. Эти суммы включаются либо в расходы по обычным видам деятельности, либо в прочие операционные расходы. Перечень прямых и косвенных расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

В бухгалтерском учете коммерческой организации, не применяющей специальные режимы налогообложения, сумма налога на землю отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44). В налоговом учете земельный налог такой организации следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). При этом, как следует из пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса, весь авансовый платеж учитывают в том отчетном периоде, за который он внесен.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, в связи с чем эти организации исчисляют и уплачивают налог на землю на общих основаниях. При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик, применяющий упрощенку, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).

Во втором случае налог показывают по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г.

Как узнать величину налога на землю

Размер суммы для уплаты земельного налога зависит от следующих факторов:

  • кадастровой стоимости территории;
  • налоговой ставки на землю для конкретного региона;
  • наличия или отсутствия льгот у владельца;
  • других факторов – доли владения участком, времени его использования.

исследовательские, опытные, научные учреждения;.

Земельный налог в год 2018 и 2017

Земельный налог в 2018 году устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога являются юридические лица или физические лица, обладающие земельными участками, которые признаны объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения признается земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог на земельный участок.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом налоговый период – один календарный год.

Какой налог на землю для физических лиц

Земля — это недвижимость и на неё распространяются все нововведения налогового законодательства, а плательщиками земельного налога признаются собственники. Теперь налоговые ставки на земельные участки будут составлять:

  • 0,3% от кадастровой стоимости на земли сельскохозяйственного назначения, ИЖС и ЛПХ;
  • 1,5% — на земли, предназначенные для иных целей.

Величина налога рассчитывается по схеме: площадь участка умножается на кадастровую стоимость 1м2, а потом на 0,3% или 1,5%.

Сразу следует отметить, что в первый год граждане заплатят только пятую часть реальной величины налога. Затем каждый год будет прибавляться ещё по 20%, до тех пор, пока величина не достигнет 100%. Например для участка под ИЖС, налог будет увеличиваться на 0,06% кадастровой стоимости в год. При этом все существовавшие ранее льготы сохраняются.

Для удобства граждан, на сайте ФНС появился налоговый калькулятор на основе кадастровой стоимости. Чтобы узнать сумму налога на землю, достаточно вести кадастровый номер участка.

Для жилых объектов вводится такое понятие, как налоговый вычет. Это так называемые бесплатные метры, некая норма, которая вычитается из общей площади жилья. Например, если квартира имеет площадь в 60 м 2 , а количество бесплатных метров составляет 20, то облагаться налогом будет только площадь в 40 м 2 .

Кроме того, вводится трёхуровневые ставки:

  1. Для жилых зданий, гаражей и хозяйственных строений — 0,1%;
  2. Для производственных, торговых, административных, офисных и иных коммерческих помещений — 0,5%;
  3. Для элитной дорогой недвижимости повышенной комфортности — 2%.

Кроме того, вводится трёхуровневые ставки.

Расчет земельного налога

Расчетом земельного налога для физических лиц в 2020 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно. Но вы можете проверить свое отделение ФНС. Для этого публикуем формулу для расчета.

Кадастровая стоимость X Размер вашей доли X Налоговая ставка X Коэффициент владения земельным участком, который применяют только если владеете участком не весь год.

Первые называются федеральные.

Как определить ставку земельного налога, пример расчета

Владелец участка имеет возможность самостоятельно определить ставку земельного налога. Для этого используется формула:

КС – кадастровая цена участка, узнать которую можно в онлайн-режиме на сайте Росреестра;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка, которая определена в регионе;
КВ – коэффициент владения, который вводится в случае, если участок находится в использовании неполное количество лет.

Для лучшего понимания, как работает эта формула, рассмотрим пример. Имеется участок в Московской области, где налоговая ставка составляет 0,3%, с кадастровой стоимостью в 2,5 млн рублей. Приведем возможные случаи расчетов:

    За полный год пользования участком. В данной ситуации никаких поправочных коэффициентов не вводится. Формула будет иметь вид:

За неполный год пользования участком. В такой ситуации в формулу вводится КВ. Предположим, что участок был в пользовании 4 месяца в году. Соответственно, КВ составит 4/12=0,33. Формула примет вид:

За долю пользования земельным участком. Предположим, что участок находится во владении лишь на 3/4. Соответственно, формула примет вид:

Некоторым категориям граждан налоговая ставка на земельный участок начисляется с определенными льготами. В таком случае от полученной суммы необходимо отнимать размер субсидии. То есть, формула примет вид:

Касательно физических лиц, на льготы имеют право.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Добавить комментарий