Какие дела рассматривают мировые судьи, компетенции судей

О данном виде судопроизводства

Понятие «мировые судьи» возникло достаточно давно

Первые суды подобного типа возникли в Англии в 14 веке и решали широкий круг вопросов местного самоуправления. В наши дни их функции, как правило, ограничены правовой сферой или рассмотрение дел в судах считается приоритетным.

Все большее значение приобретает их предупредительная деятельность, направленная на решение проблемных ситуаций в рамках закона и справедливости. Принимая законные решения, судьи предотвращают противоправное поведение.

Важно отметить одно существенное отличие от других судебных инстанций. Эти судьи или суды могут работать согласно упрощенной процедуре. То есть, судья вправе или должен выносить решения самостоятельно, не привлекая присяжных, и в более сжатые сроки.

В дополнение укажем ряд особенностей правого регулирования их деятельности в Российской Федерации. Во-первых, в российских законах нет понятия мировых судов. Указанные судьи действуют как низшие звенья судебной системы в рамках выделенных им участков с населением от 15000 до 23000 человек. Вышестоящими органами считаются районные суды.

Во-вторых, они входят в единую систему российских судебных органов. Это обозначено ст.4 Федерального Конституционного закона о «О судебной системе Российской Федерации», принятого 31.12. 1996г. Участки их действия формируются согласно законам субъектов РФ, которые финансируют работу судей.

Конкретные права, обязанности, сферы компетенции и действий мировых судей указаны в федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации». Его положения указывают и регулируют ключевые принципы и процедуры организации и работы этих судей, их юрисдикцию и характеристики правового положения.

Ниже пойдет речь о том, какие дела должны, а какие дела не должны рассматриваться в таких судебных инстанциях. Таким образом, мировые суды как институт управления созданы давно, но сегодня они занимаются в основном рассмотрением малозначительных дел и работают по упрощенным процедурам.

Их следует считать судебными органами субъектов РФ.

Суть и назначение мирового суда

Мировые суды являются частью общей судебной системы РФ. Дела, которые рассматривают мировые судьи, их состав, полномочия, порядок деятельности установлены Конституцией РФ, Федеральными и конституционными законами (в том числе основным из них – «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г., далее Закон о МС), законами субъектов.

Это первая из ступеней судов. Рассматривает дела общей юрисдикции, небольшой сложности, через упрощенный порядок. На рассмотрение иска выделяется один месяц (а для вынесения судебного приказа – всего пять дней).

Мировой суд рассматривает иски только в качестве первой инстанции. При этом понятие мировой суд и мировой судья равнозначны, так как в этом суде существует только единоличное рассмотрение вопроса одним человеком. Также судья рассматривает дела по новым обстоятельствам, открывшимся позже, если не изменились размеры иска или наказание не превышает предыдущего.

Мировой суд состоит из одного судьи, поэтому в данном случае это идентичные понятия

Есть одно интересное правило, которое помогает четко выделить этот орган из общей структуры системы. Если задаться вопросом – какие мировые судьи рассматривают дела общего обвинения (то есть от поступившего запроса государственного органа), то ответ будет простой – никакие. В этом суде рассматриваются только дела частного обвинения, то есть запросы о нарушениях прав лиц, самостоятельно подавших заявление.

вопросы защиты прав потребителей до 100 000 руб.

В какой мировой суд обращаться?

У всех мировых судей в настоящее время есть сайт. Например, в Москве создан Портал Единого информационного пространства мировых судей города Москвы «http://mos-sud.ru». С помощью модуля территориальной подсудности по адресу можно найти нужный вам участок мирового судьи, его адрес и контактные телефоны. На сайте можно отслеживать даты судебных заседаний, найти текст решения по делу, посмотреть информацию о ходе его рассмотрения. Аналогичные сервисы созданы и в других регионах.

Также во всех мировых судах можно увидеть стенды с перечнем адресов, которые относятся к подсудности данного судебного участка, номера телефонов секретаря и канцелярии.

Один судебный участок охватывает территорию численностью не более 23 тысяч человек.

Портал Единого информационного пространства мировых судей города Москвы

Для того чтобы подать исковое заявление мировому судье, необходимо прибыть в канцелярию суда с подготовленным заранее пакетом документов. Сотрудник канцелярии примет иск и поставит на вашем экземпляре отметку о принятии. Скорее всего вас сразу же попросят подписать согласие на смс-оповещения о датах судебных заседаний. Обязательно запишите номер телефона судебного участка, чтобы быть в курсе своего дела и не пропустить заседание.

«Юридические консультации сотрудники суда не оказывают» – вы обязательно увидите такие обращения на дверях суда.

Для того чтобы подать исковое заявление мировому судье, необходимо прибыть в канцелярию суда с подготовленным заранее пакетом документов.

Куда подавать иск: по месту жительства ответчика или истца?

В большинстве случаев исковое заявление подается по месту жительства ответчика, а в случае если у него нет места жительства, то иск можно направить по месту нахождения его имущества или его последнему адресу проживания. Более подробно про подсудность в том или ином случае вы можете прочитать в статье 29 ГПК РФ.

Также не забывайте, предоставить в суд вместе с заявлением все необходимые документы и доказательства, относящиеся к вашей конкретной ситуации.

нанесен тяжкий вред здоровью по неосторожности ст.

Дела, вытекающие из семейных отношений, за исключением дел об отцовстве, лишении родительских прав, усыновлении

Основной массив подобных дел связан с неустойкой по алиментам. Допустим, суд вынес решение о взыскании алиментов, а нерадивый «отец» (или «мать») допускает просрочку в перечислении средств. В этом случае ответчик нарушает решение суда и права ребенка. Поэтому судья почти всегда выносит решение о взыскании неустойки с «алиментщика».

Например, 21.01.2016 года мировой судья в Самаре принял решение о взыскании неустойки с гражданина Норбоева в размере 134768 руб [5].

Однако мировой судья, изучив материалы дела, отказал истице в предоставлении комнаты большей площади.

Изменения в компетенции мировых судей
и районных судов с 01.10.2019

Уточнена компетенция мировых судей. В частности, предусмотрено, что мировой судья рассматривает в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб. (статья 23 ГПК РФ). Другие имущественные споры, цена иска по которым не превышает 50 тыс. рублей, как и прежде, рассматривают мировые судьи.

С 01.10.2019 меняется подсудность мировых судей и районных судов.

Из подсудности мировых судей изъяты дела:

  • по спорам об определении порядка пользования имуществом;
  • семейным спорам, кроме споров о расторжении брака (если нет спора о детях), а также споров о разделе совместно нажитого имущества (при цене иска не более 50 тыс. руб.).

Указанные категории дел рассматривает районный суд.

К ведению районных судов теперь отнесены также корпоративные споры в отношении НКО, кроме объединяющих коммерческие организации, ИП. В статье 22 ГПК РФ указано, что “дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов”.

Ранее, в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 также разъяснялось, что “иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ)”.

, Лозовский Л.

Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел

В. Устюжанинов, заместитель директора филиала МГЮА в г. Кирове, доцент, кандидат юридических наук.

С. Сапожников, преподаватель филиала МГЮА.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации” они рассматривают в первой инстанции следующие гражданские дела: о выдаче судебного приказа; о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества, а также иные дела, возникающие из семейно – правовых отношений, за исключением дел об оспариваний отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка; имущественные споры при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; определение порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Подсудны мировым судьям и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе.

Все отнесенные к его компетенции Законом от 17 декабря 1998 г. дела мировой судья рассматривает единолично.

Статья 113 ГПК РСФСР (в редакции от 7 августа 2000 г.), устанавливающая подсудность гражданских дел мировому судье, почти дословно воспроизводит содержание п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. Тем не менее имеются и некоторые различия. Прежде всего речь идет о перечне дел, подсудных мировому судье. Во-первых, по вполне понятным причинам в ст. 113 ГПК отсутствует указание о том, что мировой судья рассматривает уголовные дела. Во-вторых, дела (а точнее, категории дел), подсудные мировому судье, в Законе о мировых судьях перечислены исчерпывающим образом, т.е. перечень является закрытым. Тогда как в ГПК он имеет открытый характер. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 113 ГПК мировой судья рассматривает “иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей”. Такая формулировка позволяет, с одной стороны, не меняя в будущем содержания ст. 113 ГПК, относить к числу “иных дел” не только дела об административных правонарушениях (подп. 9 п. 1 ст. 3 Закона о мировых судьях), но и другие категории дел, если федеральным законом они отнесены к компетенции мирового судьи (пока такие законы не приняты). С другой стороны, отсутствие в ст. 113 ГПК прямого указания о рассмотрении мировым судьей дел об административных правонарушениях делает возможным отнесение этих дел к ведению специализированных судов административной юстиции, вопрос о создании которых в настоящее время обсуждается.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 113 ГПК отнесение к компетенции мирового судьи “иных дел” возможно только на основании федерального закона, тогда как в соответствии с п. 2 ст. 25 проекта ГПК, подготовленного Верховным Судом РФ, Минюстом РФ и Фондом “Международный институт развития правовой экономики”, это допускается также на основании законов субъектов Федерации. Об этом же говорится и в п. 2 ст. 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”. Подобная коллизия, на наш взгляд, должна разрешаться с учетом конституционных принципов разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Определение подсудности гражданских дел – вопрос процессуального права. Согласно п. “о” ст. 71 Конституции РФ гражданско – процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции должна определяться только федеральными законами. В то же время административно – процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно не исключается принятие субъектами Федерации законов по вопросам подсудности дел об административных правонарушениях при условии, что они не противоречат федеральному законодательству (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Именно по такому пути идет региональный законодатель. Так, п. 3 ст. 3 Закона Кировской области “О мировых судьях в Кировской области” гласит: “Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается законами области, за исключением дел, отнесенных к компетенции других органов”.

Читайте также:  Дети оставшиеся без попечения родителей: кто это и чем отличаются от детей-сирот, как их устраивают и какие права они имеют

Касаясь подсудности дел мировым судьям, следует также рассмотреть вопрос об объективном соединении исков, когда в одном процессе суд разрешает несколько исковых требований. К сожалению, до настоящего времени в ГПК отсутствует норма, аналогичная ч. 1 ст. 42 УПК РСФСР, которая определяла бы порядок рассмотрения дел, подсудных судам разного уровня (по терминологии УПК – разноименным судам). Статья 121 ГПК, устанавливающая подсудность нескольких связанных между собой дел, касается лишь вопросов определения территориальной подсудности. Для разграничения родовой подсудности она неприменима.

В связи с этим представляет несомненный интерес содержание ч. 2 ст. 113 ГПК: “В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные – мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде” (следует отметить, что аналогичное положение содержалось в ст. 39 российского Устава гражданского судопроизводства 1864 года). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 34 ГПК необходимо различать изменение предмета иска и изменение размера исковых требований. В случае увеличения исковых требований, когда цена иска становится больше 500 минимальных размеров оплаты труда, дело становится неподсудным мировому судье (п. 5 ч. 1 ст. 113 ГПК). Однако и оснований для передачи дела в районный суд по смыслу ч. 2 ст. 113 ГПК тоже нет. Поэтому здесь действует правило, установленное ч. 1 ст. 122 ГПК: “Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду”. Этим же правилом следует руководствоваться при уменьшении исковых требований или при частичном отказе от иска в районном суде, когда цена иска становится меньше 500 минимальных размеров оплаты труда.

В завершение вопроса о разграничении компетенции между мировым судьей и районным судом необходимо сказать, что в субъектах Федерации, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично (ч. 2 ст. 114 ГПК).

Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а следовательно, и ускорение) процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Уже при разработке законопроекта о мировых судьях четко обозначились два противоположных подхода к решению данной проблемы. Согласно первому мнению институт мировых судей рассматривался исключительно с позиций судоустройства России как способ уменьшения нагрузки на районные суды путем создания дополнительного звена судебной системы (т.е. мировые судьи должны стать обычными участковыми судами, отличающимися от других общих судов только юрисдикционной территорией и кругом подсудных дел). Согласно второй точке зрения введение института мировых судей должно иметь не только судоустройственный, но и судопроизводственный аспект. Концентрация в производстве мирового судьи несложных по своей правовой природе гражданских дел создает идеальные условия для упрощения процессуальной формы, отказа от излишних формальностей и условностей гражданского процесса. В пользу именно такого подхода говорит и имеющийся у России исторический опыт. Детальный анализ процедуры в мировых судах по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года позволяет выделить в ней более 60 отличий от общего порядка рассмотрения дел, причем большинство из них было направлено на упрощение судебной процедуры.

Заметим, что необходимость введения в гражданский процесс упрощенных процедур в конце концов была признана и законодателем, результатом чего явилось принятие Федерального закона от 30 ноября 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР”. В соответствии с ним установлены два особых (упрощенных) порядка разрешения дел – приказное производство и заочное производство (главы 11.1 и 16.1). Что касается общего порядка рассмотрения гражданских дел, то и он претерпел серьезные изменения, имевшие целью сделать процесс более простым и динамичным (прежде всего за счет усиления принципа состязательности). Суд был освобожден от несвойственной ему функции сбора доказательств, а сам процесс стал проходить по понятным каждому гражданину правилам: кто утверждает – тот и доказывает; не доказал – проиграл дело (ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 192 ГПК). Истребование доказательств судом производится лишь в исключительных случаях, когда заинтересованная сторона не может их представить сама по объективным причинам и причем только по просьбе этой стороны (ч. 3 ст. 50 ГПК).

Логика законодателя, проявившаяся в изменениях и дополнениях ГПК 1995 года, давала все основания считать, что и введение института мировых судей также должно привести к соответствующим поправкам в ГПК. К аналогичному выводу подталкивал и анализ Федерального закона от 7 августа 2000 г. “О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР”, который предусмотрел сокращенное судебное следствие у мирового судьи (ст. 475 УПК). Однако применительно к гражданскому процессу подход оказался прямо противоположным: никаких особенностей судопроизводства у мировых судей закон не предусматривает. По этому же пути идет и проект нового ГПК РФ. Приходится констатировать, что богатое историческое наследие России оказалось невостребованным. По сути от прежнего института мировых судей осталось только название.

Безусловно, не все нормы дореволюционного права применимы в современных условиях. Например, вряд ли сейчас была бы уместна ст. 95 Устава гражданского судопроизводства, предусматривавшая право тяжущихся по взаимному согласию освободить свидетеля от присяги. Однако большинство особенностей судопроизводства у мировых судей, без сомнения, могло быть с немалой пользой воспринято действующим законодательством. Скажем, по ст. 51 УГС исковая просьба, приносимая мировому судье, могла быть письменная или словесная. Словесная просьба по записи ее мировым судьей в протокол прочитывалась истцу и подписывалась им, если он был грамотным (ст. 52 УГС). Учитывая общедоступность, бесплатность и обязательность основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ), а также развитую систему юридических консультаций, оказывающих населению необходимую правовую помощь, в том числе бесплатно (ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР), было бы целесообразно предусмотреть возможность использования протокольной формы искового заявления для тех случаев, когда составление иска в письменной форме представляется заинтересованному лицу затруднительным ввиду состояния его здоровья, возраста или по иным уважительным причинам (по аналогии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации”, с последующими изменениями и дополнениями).

Заслуживает внимания ст. 60 УГС, согласно которой в случае личной явки обеих тяжущихся сторон к мировому судье он мог немедленно приступить к рассмотрению их спора (не откладывая, впрочем, разбирательства дел, назначенных на тот день к слушанию). Интерес представляет и ст. 70 УГС: “По предварительном объяснении с обеими сторонами мировой судья предлагает им прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы. Меры для склонения тяжущихся к примирению мировой судья обязан принимать и во время производства дела, и только в случае неуспеха приступать к постановлению решения”. Данная норма, как никакая другая, раскрывает самую суть деятельности мирового судьи, его истинное предназначение: мирить людей. Конечно, и действующий ГПК обязывает суд выяснить у сторон, не желают ли они окончить дело мировым соглашением (ст. 164 ГПК). Однако есть принципиальное отличие. Или судья скороговоркой (как это обычно бывает на практике) произнесет заученные фразы: “Поддерживает ли истец свои требования? Признает ли ответчик требования истца? Не желают ли стороны заключить мировое соглашение?” Или, не ограничившись этими формальными вопросами, судья действительно предпримет все возможные меры к реальному примирению сторон. Отсутствие в действующем ГПК нормы, аналогичной ст. 70 УГС, существенно обедняет институт мировых судей и является, на наш взгляд, упущением законодателя.

Данная норма, как никакая другая, раскрывает самую суть деятельности мирового судьи, его истинное предназначение мирить людей.

Мировой суд

Судебная система — система государственных органов, в чьи обязанности входит осуществлять правосудие на территории государства. Согласно с Конституции РФ вся судебная власть России представляет собой целостною единую систему. Отличием судебной власти от любой другой состоит в том, что в полномочья органов правосудия не входит управление и создание новых законопроектов.

требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;.

Какие дела рассматривают мировые судьи, компетенции судей

Полномочия и компетенция мирового судьи.

Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

  • осуществление правосудия;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • участие в формировании органов судейского сообщества.
Читайте также:  Условия получения звания ветеран труда пенсионеру МВД в 2020 году

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Компетенция мирового судьи при рассмотрении:

  • уголовных дел;
  • гражданских дел;
  • дел об административных правонарушениях.

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК).

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Мировые судьи рассматривают единолично уголовные, гражданские и административные дела, подсудные им, по первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении принятых ими и вступивших в законную силу решений. Эти дела наиболее распространенные и, как правило, не представляющие сложности по правовой оценке спорных правоотношений.

Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие гражданские дела:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие гражданские дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением определенного перечня уголовных дел о преступлениях, предусмотренных указанными в данной статье нормами УК РФ. Таким образом, УПК сделал исключения для ряда преступлений, которые независимо от санкции уголовного закона должны рассматриваться в районном суде, например убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны; причинение смерти по неосторожности; развратные действия; нарушение равноправия граждан и т.д. Среди уголовных дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями, следует выделить особую категорию дел – дела частного обвинения, которые возбуждаются потерпевшим или его законным представителем путем подачи заявления мировому судье и подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. Это уголовные дела о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 частью первой (клевета без квалифицирующих признаков) и 130 (оскорбление).

Кроме указанных категорий гражданских и уголовных дел, мировые судьи согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают также подавляющее большинство дел об административных правонарушениях.

5 дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;.

Подсудность мировых судей по гражданским делам: территориальная подсудность и порядок рассмотрения дел

Мировой судья рассматривает гражданские, уголовные и административные дела в первой инстанции. Должностное лицо принимает не каждый иск, а лишь тот, что находится в его компетенции. Подсудность мировых судей по гражданским делам определяется ст. 23 ГПК РФ.

Мировые судьи могут рассматривать уголовные дела, если максимальный срок за преступление в соответствии с законодательством не превышает 3 лет.

Приказное производство

Приказ – это судебный акт, вынесенный на основании заявления и приложенных к нему документов. В гражданских делах судья рассматривает заявления о получении приказа, если размер требований не превышает 500 тысяч руб. Требования, превышающие планку, автоматически рассматриваются в районном суде без предварительного обращения за выдачей приказа в рамках искового производства.

Часть дел рассматривается по существу мировыми судьями.

Мировые судьи: компетенция, требования, предъявляемые к кандидату в судьи, порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи и особенности прекращения или приостановления полномочий

Мировые судьи в Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ» являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. Компетенция мирового судьи регламентирована ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;
    дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи

Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В соответствии с ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» на территории городов и районов Оренбургской области созданы 112 должностей мировых судей и судебных участков.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесённые к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Читайте также:  Уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП 2020 – 2020 год: бланк и нюансы заполнения

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учётом положений ФЗ «О мировых судьях в РФ». Так, в соответствии со ст. 6 Закона Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области»: мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Оренбургской области освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Мировые судьи в Оренбургской области назначаются на должность решением Законодательного собрания Оренбургской области по представлению председателя Оренбургского областного суда, согласованным с губернатором Оренбургской области. Решением Законодательного собрания Оренбургской области кандидату на должность мирового судьи может быть отказано в назначении на должность в случае его несоответствия установленным законом требованиям и ограничениям, подтверждённым конкретными доказательствами. С рок полномочий мирового судьи при назначении на должность составляет три года. По истечении этого срока при повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на десять лет в порядке, установленном для первоначального назначения, за исключением сдачи квалификационного экзамена. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ», с учётом требований ст. 8 ФЗ «О мировых судьях в РФ». Полномочия мирового судьи в Оренбургской области могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей Оренбургской области в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ». При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Аппарат мирового судьи Оренбургской области предназначен для непосредственного обеспечения деятельности мирового судьи и состоит из главного специалиста (помощника мирового судьи), ведущего специалиста (секретаря мирового судьи), специалиста первой категории (секретаря судебного заседания). В целях технического обеспечения деятельности мирового судьи в штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Структура и предельная штатная численность аппарата мирового судьи утверждается губернатором Оренбургской области.

Штатное расписание и должностные инструкции аппарата мирового судьи утверждаются приказом председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области. Мировой судья по отношению к работникам аппарата наделён полномочиями руководителя, за исключением права приёма на государственную службу и увольнения с неё. Материально-техническое обеспечение, обеспечение транспортными средствами, а также организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений мировых судей осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Подбор и расстановку кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, приём их на государственную службу осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральным законом, из числа кандидатур, представляемых мировым судьей. Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области создаётся указом губернатора Оренбургской области и действует на основании утверждённого им положения. Структура и предельная штатная численность данного комитета утверждаются губернатором Оренбургской области. Финансирование расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, расходов по содержанию аппарата мирового судьи и комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области предусматривается ежегодно отдельной строкой в областном бюджете Оренбургской области.

Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

Законодательное регулирование вопроса

Судебная практика позволяет дать четкое определение, что такое мировой суд и чем он занимается. Особое внимание уделяется порядку регулирования правовых отношений при рассмотрении того или иного дела. В частности, речь идет о положениях конкретных законодательных актов :

  • ФЗ – 18 «О мировых судьях»;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «О судебной системе РФ»;
  • законодательные акты, принятые на региональном и федеральном уровнях.

По закону самому мировому судье, а также его родственникам гарантируется полная неприкосновенность. Чтобы ответить, чем занимаются мировые судьи, необходимо иметь представление о принципе работы должностного лица. По закону каждый судья обслуживает один участок, который, в свою очередь, определяется определенными территориями. Фактически на одном участке должно проживать не менее 15-23 тыс. граждан. Количество россиян может быть меньше, но при условии, что территория достаточно обширна.

Существует определенный список дел, а также действующие критерии, с учетом которых можно установить, что входит в компетенцию мирового судьи, а что нет.

Мировой суд: специфика судопроизводства

Деятельность мировых судей строго регламентирована таким же образом, как и функционирование других вышестоящих судей. Мировые судьи действуют в рамках Конституции РФ, ФЗ «О судебной системе РФ» и специального ФЗ «О мировых судьях».

Последний из них отражает процедуру вступления в должность, права и обязанности, вопросы неприкосновенности.

Мировые судьи утверждаются не федеральной комиссией, а на региональном уровне.

Региональное утверждение кандидатур незначительно снижает требования к кандидату. Так, на практике в 2020 году, встречаются мировые судьи, имеющие не государственное вузовское образование, или их родственники могут быть ранее судимы.

На вышестоящем уровне, желая стать федеральным судьей, при таких обстоятельствах жизни президент никогда не одобрит Вашу кандидатуру своей подписью.

Нередко территориальное разделение произведено неравномерно, вследствие чего некоторые из участков рассматривают в разы большее число дел, чем другие.

Мировой судья осуществляет правосудие в рамках следующих отраслей права:

  • Уголовное;
  • Гражданское (семейное, договорное, жилищное);
  • Административные правонарушения.

Какие дела рассматривают мировые судьи? Очевидно, что в мировом суде подлежат рассмотрению только те уголовные или гражданские дела, которые отвечают определенным требования.

Ведь разбором таких отраслей также занимаются районные суды или выездные областные коллегии. Рассмотрим отдельно каждую категорию дел в подсудности мирового судьи.

Рассмотрим отдельно каждую категорию дел в подсудности мирового судьи.

Компетенция мировых судей.

Мировые судьи выполняют функции суда первой инстанции и им подсудные.

Следующие гражданские дела:

Все дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел о признании брака недействительным и дел по спорам о детях, в том числе, дел об оспаривании отцовства и материнства, об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении или удочерении ребенка

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающий 50 тыс. рублей

Дела о выдаче судебного приказа

Дела об определении порядка, пользовании имуществом

Дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. рублей (за некоторым исключением)

Уголовные дела; мировые судьи рассматривают уголовные дела по преступлением, за совершение которых санкция не превышает 3-х лет лишения свободы

Мировому судье также подсудны дела об административных правонарушениях, за исключением дел, подсудных военному суду, гарнизонному суду, арбитражному суду

Мировые судьи рассматривают дела по общим правилам судопроизводства, а вынесенные ими судебные акты могут быть пересмотрены в апелляционном порядке районными судами по апелляционной жалобе лиц, участвующих в деле, или по апелляционному представлению прокурора, которые подаются до вступления их в законную силу.

Финансирование и организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляются органами судебного департамента при Верховном суде России, а также исполнительными органами власти субъекта федерации (в части их компетенции).

Дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс.

Добавить комментарий