Какой установлен срок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами представлениями в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию мнение высшей судебной инстанции.

Порядок и сроки рассмотрения

Порядок рассмотрения и сроки таких жалоб регламентируются статьей 386 ГПК РФ.

Согласно ей судебная коллегия Верховного суда субъекта Федерации обязана рассмотреть жалобу (заявление) не позднее одного календарного месяца с момента принятия ее к производству. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит постановление.

Президиум ВС РФ на рассмотрение заявления имеет два календарных месяца. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит определение.

Порядок рассмотрения следующий:

  1. После поступления жалобы, коллегия судей или Президиум большинством голосов принимают решение о разрешении на пересмотр, или отклонении заявления.
  2. В случае пересмотра, в заседание вызываются все участники гражданского дела, но их явка не обязательна.
  3. При явке участников, которым дается право дать пояснения, первым выступает жалобщик, а затем другие участники. Судьи, после заслушивания всех участников и судьи докладчика, должны принять решение большинством. Если голосов за отмену или изменение решений судов первых инстанций меньше или поровну, значит в удовлетворении жалобы отказано.

Ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Определение Верховного Суда РФ N 11-КГ18-17

Обстоятельства: Определением отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, так как у заявителя отсутствовали обстоятельства, объективно препятствующие ему подать кассационную жалобу в более ранние сроки.

Решение: Определение отменено. Восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы, поскольку первоначально жалоба была подана заявителем в установленный срок, на момент окончания которого жалоба с приложенными к ней документами находилась в суде кассационной инстанции, возвращение жалобы имело место по истечении названного срока, заявитель по обстоятельствам, не зависящим от него, был лишен возможности исправить недостатки жалобы и повторно обратиться в суд кассационной инстанции до истечения срока на кассационное обжалование.

ГПК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы и рассмотрения его судом первой инстанции, было предусмотрено, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 391.2 подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Решение Определение отменено.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу. Образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ. Сроки и порядок подачи. Правильное составление жалобы в порядке надзора. Помощь юриста по подготовке надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховный Суд РФ.

2017 N 260-ФЗ.

Надзорная жалоба – работа над ошибками

Исправить судебную ошибку всегда не просто. Третья ступень на пути исправления – это надзорная судебная инстанция, которая рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения суда. Что необходимо знать при составлении надзорной жалобы? В каких случаях, куда и кем она подается?

Предлагаемая статья поможет разобраться в общих требованиях, и поможет читателю уберечься от возможных ошибок при надзорном обжаловании вступивших в силу решений суда.

Надзорная жалоба – это процессуальный документ, которым участники судопроизводства, а также другие лица, чьи права и законные интересы судебными решениями были нарушены, обжалуют в суд надзорной инстанции вступившие в законную силу судебные решения: постановления судьи, определения суда, решения суда, приговоры суда.

Судом надзорной инстанции является Верховный Суд Российской Федерации.
От кассационной жалобы надзорная отличается 1) предметом обжалования, 2) порядком подачи и рассмотрения жалобы. Кроме того надзорная жалоба может быть подана только при условии, что заявителем были исчерпаны иные установленные способы обжалования судебных решений до дня его вступления в законную силу.
Срок рассмотрения надзорной жалобы в суде надзорной инстанции исчисляется с даты поступления жалобы в суд надзорной инстанции.

Срок подачи надзорной жалобы
зависит от категории дела. Так, для обжалования судебных решений по административным и арбитражным делам – это 3 месяца со дня вступления их в законную силу;
6 месяцев – срок подачи надзорных жалоб по гражданским делам;
не установлен срок надзорного обжалования (бессрочная жалоба) – по уголовным делам.

Для подачи надзорной жалобы требуется досконально знать все детали дела. Составление надзорной жалобы по образцу и подобию невозможно. Как показывает практика, подготовка надзорных жалоб без помощи адвоката – пустая трата времени и сил.

При подаче надзорной жалобы на судебные решения Московская окружная коллегия адвокатов предлагает полный перечень юридических услуг, необходимых для обжалования в порядке надзора на вступившее в законную силу незаконного, необоснованного и несправедливого судебного решения (постановления, определения, решения суда, приговора):

  • надзорная жалоба по гражданскому делу;
  • надзорная жалоба по уголовному делу;
  • надзорная жалоба по делу об административном правонарушении;
  • надзорная жалоба по арбитражному делу;
  • Ознакомление с материалами гражданского, уголовного, арбитражного дела, дела об административном правонарушении, по которому вынесено судебное решение (постановление, определение, решение, приговор);
  • Правовой анализ дела и установление существенных нарушений процессуальных норм и норм материального права, являющихся необходимым условием для отмены судебного решения судом надзорной инстанции;
  • Сбор и подготовка материалов, необходимых для подачи надзорной жалобы и подача такой жалобы на судебные решения в суд надзорной инстанции;
  • Представление интересов доверителя по надзорной жалобе в суде надзорной инстанции.

    Надзорная жалоба должна содержать следующее:

  • наименование суда надзорной инстанции, в который подается надзорная жалоба;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на суды, рассматривавшие дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • указание на судебные решения, которые обжалуются;
  • указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьбу лица, подавшего жалобу;
  • перечень прилагаемых к надзорной жалобе материалов;
  • подпись лица, подавшего надзорную жалобу.

    Осужденный, желающий участвовать в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции, о своем желании участвовать в рассмотрении надзорной жалобы указывает в тексте надзорной жалобы.

    Суд надзорной инстанции рассматривает надзорную жалобу в течение 30 дней. Принимается одно из решений: об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или выносится постановление о возбуждении надзорного производства и передаче дела для рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

    В результате рассмотрения дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда; 8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу, и другие решения в зависимости от категории дела.

    Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения законов, повлиявшие на исход дела.

    надзорная жалоба по делу об административном правонарушении;.

    Сроки подачи жалобы

    Подача надзорной жалобы в Президиум должна осуществляться до истечения 3 месяцев после приобретения решением законной силы. Момент, когда решение приобретает законную силу, указывается в самом документе. Если такого указания нет, то согласно общепризнанному правилу после истечения месяца со времени вынесения этого постановления.

    Однако пропущенный срок подачи надзорной жалобы можно восстановить, если пропуск стал следствием уважительной причины, вроде болезни лица. Чтобы сделать это, вместе с жалобой нужно подать ходатайство. Иначе жалоба будет оставлена без рассмотрения.

    Жалоба в Президиум должна заключать в себе.

    Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

    В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

    Читайте также:  Действия и налоговые последствия при продаже недвижимости ниже кадастровой стоимости

    Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица. Но только в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

    В надзорной жалобе такое лицо обязательно указывает, какие права и в чем нарушены.

    После поступления жалобы в Верховный суд, судья определяется ее судьбу.

    Полгода на размышление

    Поскольку комментируемое изменение закона не совсем вписывается в русло вышеизложенных рекомендаций Конституционного Суда, официальная версия сокращения срока на обжалование сводится к трогательной заботе государства о россиянах. Мол, производство в судах надзорных инстанций обычно затягивается, и наши сограждане, ожидая решения из надзорных инстанций, частенько пропускают шестимесячный срок на подачу жалобы в Европейский Суд. Получается, что для того чтобы люди не лишились возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, их решено серьезно ограничить в возможности отстаивать права в компетентных органах родного государства. А ведь требуется-то всего лишь довести до сведения граждан, например, через СМИ, что для обращения в Европейский Суд им нет нужды дожидаться ответа на надзорную жалобу, а следует делать это сразу (максимум – в течение полугода) после получения на руки кассационного определения суда.

    Но оставим на совести законодателей подобную аргументацию, тем более, их еще можно поблагодарить за то, что срок на обжалование они не сократили в четыре раза, то есть до трех месяцев, как это было задумано в первоначальном варианте законопроекта. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы минимизировать риски, возникшие в результате вступления в силу новой редакции процессуальных норм. Попытаемся разобраться, как же теперь обжаловать вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу.

    Начнем с исчисления срока. Новая редакция части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса сформулирована следующим образом: «Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу».

    Получается, что срок на обжалование начинается с того момента, когда обжалуемое постановление вступило в законную силу. При этом лицо, подающее надзорную жалобу (в данном случае под лицом, обжалующим решение суда, понимается физическое или юридическое лицо), должно документально подтвердить, что оно не сидело без дела, не игнорировало, а в полной мере использовало предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу». Такого рода подтверждение есть не что иное, как приложение к надзорной жалобе надлежащим образом заверенных копий обжалуемого постановления и постановления суда апелляционной инстанции либо кассационного определения 1 .

    В свою очередь обозначенные в норме «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу» есть не что иное, как апелляционное обжалование постановлений мирового судьи или кассационное обжалование постановлений федерального суда. Напомню, что такого рода жалобы надо успеть подать до вступления оспариваемого решения в законную силу. Если же этого не сделано, то путь к дальнейшему обжалованию отныне будет закрыт.

    Поскольку комментируемые нами изменения закона могут неоднозначно восприниматься даже судьями, Верховный Суд решил дать соответствующие пояснения, для чего Пленум Верховного Суда принял постановление от 12.02.2008 г. № 2 (далее – Постановление № 2). В абзаце 3 пункта 3 По­становления № 2 разъяснено, что «надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса как поданные с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ­Гражданского процессуального кодекса».

    Моментом же вступления в силу постановления суда, обжалованного в апелляционном или кассационном порядке, является, в соответствии с частью 2 статей 329 и 367 Гражданского процессуального кодекса, день принятия постановления судом апелляционной инстанции или момент вынесения кассационного определения.

    Предположим, мы обжаловали в кассационном порядке решение одного из районных судов Москвы. 15.02.2008 г. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда вынесла кассационное определение, которое в тот же день вступило в силу. Значит, предусмотренный для надзорного обжалования шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день, то есть 16.02.2008 г., а истекает он в соответствующее число последнего месяца данного срока, а именно – 16.08.2008 г. Это значит, что если надзорная жалоба будет сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным, а надзорную жалобу обязаны принять к рассмотрению.

    Но в нашем примере получается так, что последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, ведь 16 августа в 2008 году выпадает на субботу. В подобных случаях днем окончания срока считается следующий за последним днем срока рабочий день, то есть понедельник 18 августа.

    А как быть, если срок начал исчисляться, например, 30 августа? Последний месяц срока оказывается февралем, а в нем, как известно, даже в високосный год нет тридцатого числа. В этом и подобном ему случаях срок истекает в последний день последнего месяца шестимесячного срока. Соответственно, при начале течения шестимесячного срока 30 августа истекает он в 24 часа 28 февраля 2 .

    И, наконец, нельзя оставить без внимания ситуацию, когда в порядке надзора приходится последовательно обращаться в несколько судебных инстанций. Ведь нет гарантии, что жалоба пролежит в суде довольно долго, «съев» все ставшие теперь столь ценными дни, отведенные на обжалование. Между тем подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения нижестоящей надзорной инстанции об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет исчисления заново полугодового срока. Верховный Суд в Постановлении № 2 предусмотрел подобную перспективу и указал, что «время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении… срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление».

    Верховный Суд в Постановлении 2 предусмотрел подобную перспективу и указал, что время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

    Принятие к рассмотрению

    Готовое обращение передается получателю – в ВС РФ. Судьи могут принять относительно поступившего документа одно из трех решений:

    дата составления.

    Правила обжалования судебных актов в порядке надзора

    Надзорная жалоба подается напрямую в Верховный суд следующими способами:

    1. Через его приемную по адресу: 121216, Москва, ул. Поварская, д. 13 (подъезд № 2). Документы принимаются без предварительной записи в порядке очереди. При этом заявителя обязательно попросят предъявить документ, удостоверяющий личность. Если бумаги подаются представителем, ему необходимо иметь при себе доверенность, в которой закреплены соответствующие полномочия.
    2. Заказным письмом с уведомлением и описью вложений на указанный выше адрес.
    3. В электронном виде. О подаче документов в судебные органы в электронной форме можно более подробно прочитать в другой нашей статье.

    Срок подачи надзорной жалобы — не более 3 месяцев после вступления обжалуемого решения, определения или постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ, п. 4 ст. 308.1 АПК РФ, п. 2 ст. 333 КАС РФ). Исключения составляют уголовное судопроизводство и дела об административных правонарушениях — по ним сроки обжалования в порядке надзора не ограничены.

    Если обращение не подано в надзорную инстанцию в трехмесячный срок по объективным причинам (например, в связи с прохождением лечения в стационаре), к нему следует приложить заявление о восстановлении пропущенного срока и подтверждающие документы. Судья, рассмотрев прошение, может признать причины пропуска срока уважительными, восстановить его и принять жалобу к рассмотрению (если, конечно, она верно составлена и приобщены все необходимые документы).

    Обращение заявителю вернут, не рассмотрев, если.

    Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

    Пересмотр судебных актов в порядке надзора – самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

    Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

    Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

    Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

    Читайте также:  Иск о признании права собственности на недвижимое имущество

    Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

    В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

    В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

    Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

    34 ГПК РФ или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу.

    Подаем надзорную жалобу

    Как избежать «безнадзорности» в гражданском процессе

    Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 330-ФЗ) в гражданско-процессуальное законодательство внесены изменения, которые серьезно затронули порядок подачи гражданами и юридическими лицами надзорных жалоб, а также последующую процедуру судопроизводства.

    В результате сложилась довольно неприятная ситуация, поскольку даже выпущенные в свет в 2008 году юридические издания сразу же устарели в части описания правил надзорного судопроизводства. Не исключено, что многие в этом году получат из судов малоприятные сообщения о том, что их жалобы поданы несвоевременно, а потому обжалуемое судебное решение никто пересматривать не собирается.

    Предлагаемый материал призван уберечь читателя от возможных в сложившихся условиях ошибок при обжаловании вступивших в силу, но тем не менее незаконных и необоснованных судебных постановлений по гражданским делам.

    «Обрезание»… законности

    Конституционный Суд РФ в постановлении от 05.02.2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» указал, что существовавший в российском праве институт пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора не противоречит Конституции РФ. Напротив, он позволял ради устранения серьезных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты. Вместе с тем Конституционный Суд отметил, что множественность надзорных инстанций и возможность чрезмерно протяженных по времени процедур обжалования и пересмотра судебных постановлений в порядке надзора приводят к отступлениям от принципа правовой определенности. В этой связи федеральному законодателю было предписано «в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами».

    Проще говоря, Конституционный Суд потребовал, чтобы судебные ошибки выявлялись и исправлялись как можно быстрее, причем уже на стадии апелляции или кассации. Единственным же недостатком сложившейся системы пересмотра дел в порядке надзора являлась, по сути, неповоротливость и неторопливость ряда судебных инстанций. При этом констатировалось, что нет ничего плохого в проверке законности ­вступивших в силу судебных постановлений.

    Законодатель довольно быстро отреагировал на предписания Конституционного Суда, но, как представляется, получилось несколько не то, чего добивался суд. Судите сами. Законом № 330-ФЗ были существенно трансформированы нормы Гражданского процессуального кодекса, регулирующие производство в суде надзорной инстанции. Теперь в порядке надзора можно жаловаться только в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу сомнительного судебного постановления по гражданскому делу.

    К этому нововведению можно относиться по-разному, но одно ясно – исправить судебную ошибку в России теперь стало гораздо труднее. Во всяком случае, сокращение в два раза срока на надзорное обжалование приведет не только к желанному для судей вышестоящих судов снижению нагрузки на них, но и к тому, что многие наши сограждане просто-напросто окажутся в ситуации, когда законными способами исправить судебную ошибку уже невозможно.

    А это плохо, поскольку ни для кого не секрет, что качество рассмотрения дел отечественными судами, к сожалению, оставляет желать лучшего. Причин тому много. Это и некомпетентность, и захлестнувшая страну коррупция, и даже обычная лень, которой люди в судейских мантиях порой подвержены не меньше, чем мы, простые смертные. Поэтому слабо верится, что суды первой, а равно апелляционной и кассационной инстанций станут работать качественнее по той только причине, что сводится к минимуму вероятность последующей отмены принимаемых ими решений.

    Полгода на размышление

    Поскольку комментируемое изменение закона не совсем вписывается в русло вышеизложенных рекомендаций Конституционного Суда, официальная версия сокращения срока на обжалование сводится к трогательной заботе государства о россиянах. Мол, производство в судах надзорных инстанций обычно затягивается, и наши сограждане, ожидая решения из надзорных инстанций, частенько пропускают шестимесячный срок на подачу жалобы в Европейский Суд. Получается, что для того чтобы люди не лишились возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, их решено серьезно ограничить в возможности отстаивать права в компетентных органах родного государства. А ведь требуется-то всего лишь довести до сведения граждан, например, через СМИ, что для обращения в Европейский Суд им нет нужды дожидаться ответа на надзорную жалобу, а следует делать это сразу (максимум – в течение полугода) после получения на руки кассационного определения суда.

    Но оставим на совести законодателей подобную аргументацию, тем более, их еще можно поблагодарить за то, что срок на обжалование они не сократили в четыре раза, то есть до трех месяцев, как это было задумано в первоначальном варианте законопроекта. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы минимизировать риски, возникшие в результате вступления в силу новой редакции процессуальных норм. Попытаемся разобраться, как же теперь обжаловать вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу.

    Начнем с исчисления срока. Новая редакция части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса сформулирована следующим образом: «Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу».

    Получается, что срок на обжалование начинается с того момента, когда обжалуемое постановление вступило в законную силу. При этом лицо, подающее надзорную жалобу (в данном случае под лицом, обжалующим решение суда, понимается физическое или юридическое лицо), должно документально подтвердить, что оно не сидело без дела, не игнорировало, а в полной мере использовало предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу». Такого рода подтверждение есть не что иное, как приложение к надзорной жалобе надлежащим образом заверенных копий обжалуемого постановления и постановления суда апелляционной инстанции либо кассационного определения1.

    В свою очередь обозначенные в норме «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу» есть не что иное, как апелляционное обжалование постановлений мирового судьи или кассационное обжалование постановлений федерального суда. Напомню, что такого рода жалобы надо успеть подать до вступления оспариваемого решения в законную силу. Если же этого не сделано, то путь к дальнейшему обжалованию отныне будет закрыт.

    Поскольку комментируемые нами изменения закона могут неоднозначно восприниматься даже судьями, Верховный Суд решил дать соответствующие пояснения, для чего Пленум Верховного Суда принял постановление от 12.02.2008 г. № 2 (далее – Постановление № 2). В абзаце 3 пункта 3 По­становления № 2 разъяснено, что «надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса как поданные с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ­Гражданского процессуального кодекса».

    Моментом же вступления в силу постановления суда, обжалованного в апелляционном или кассационном порядке, является, в соответствии с частью 2 статей 329 и 367 Гражданского процессуального кодекса, день принятия постановления судом апелляционной инстанции или момент вынесения кассационного определения1 .

    Предположим, мы обжаловали в кассационном порядке решение одного из районных судов Москвы. 15.02.2008 г. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда вынесла кассационное определение, которое в тот же день вступило в силу. Значит, предусмотренный для надзорного обжалования шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день, то есть 16.02.2008 г., а истекает он в соответствующее число последнего месяца данного срока, а именно – 16.08.2008 г. Это значит, что если надзорная жалоба будет сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным, а надзорную жалобу обязаны принять к рассмотрению. Но в нашем примере получается так, что последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, ведь 16 августа в 2008 году выпадает на субботу. В подобных случаях днем окончания срока считается следующий за последним днем срока рабочий день, то есть понедельник 18 августа.

    Читайте также:  Скачать шаблон документа "Договор коммерческой концессии (франчайзинг)".

    А как быть, если срок начал исчисляться, например, 30 августа? Последний месяц срока оказывается февралем, а в нем, как известно, даже в високосный год нет тридцатого числа. В этом и подобном ему случаях срок истекает в последний день последнего месяца шестимесячного срока. Соответственно, при начале течения шестимесячного срока 30 августа истекает он в 24 часа 28 февраля 2 .

    Содержание надзорной жалобы

    Требования закона к содержанию жалобы практически не изменились, изложены они в статье 378 Гражданского процессуального кодекса. Практика показывает, что даже опытным юристам небесполезно при подготовке документа иметь перед глазами текст упомянутой статьи. Тем паче сказанное относится к тем, кто не является профессионалом в вопросах права.

    Компонуется документ следующим образом. В «шапке», которую обычно размещают в правом верхнем углу листа, указывается наименование суда надзорной инстанции (определяется по правилам статьи 377 ГПК РФ). Кстати, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые направляют через тот суд, постановление которого обжалуют, надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

    Здесь же указывается, кто подает жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле. Обязательно указываются и наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения.

    В тексте жалобы перечисляются все суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и краткое содержание принятых ими решений. Далее сообщается, какие именно решения, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции обжалуются.

    Пожалуй, самым сложным, обычно требующим специальных познаний, является указание в тексте жалобы на то, в чем конкретно заключается допущенное судами существенное нарушение закона. В связи с комментируемыми изменениями закона подготовка этой части надзорной жалобы осложнилась. Ведь до недавнего времени, в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора были просто существенные нарушения норм материального или ­процессуального права.

    Теперь же при написании жалобы надо учитывать, что новая редакция закона позволяет суду надзорной инстанции учитывать не любые сущест­венные нарушения, а лишь «повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

    Каких-либо вразумительных пояснений в этой части не дал даже Верховный Суд. Например, в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда сказано следующее: «… по смыслу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права, из числа указанных в статьях 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса.

    Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

    Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда».

    Как видите, даже Верховный Суд, хотя и руководствовался принципом правовой определенности, не сумел найти ее в расплывчатых формулировках закона. Значит, на практике придется самим упражняться в красноречии, не просто указывая в тексте жалобы конкретное нарушение закона, а одновременно сообщать суду надзорной инстанции, как это нарушение повлияло на исход дела.

    Так, из текста статьи 387 Гражданского процессуального кодекса следует, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Соответственно, в жалобе можно написать:

    «Судом были нарушены нормы материального права, то есть суд, вынося обжалуемое постановление, не применил предусмотренные Жилищным кодексом РФ правила, подлежащие применению в данном случае…».

    Или можно сформулировать так:

    «Суд применил при разрешении спора правила Жилищного кодекса, ­не подлежащие применению в данной конкретной ситуации».

    Всех вариантов не перечислить, но после описания допущенной ошибки требуется сказать, что она повлияла на исход дела, что без ее устранения теперь не восстановить нарушенных прав, свобод и законных интересов.

    Ну а завершить жалобу, адресованную к надзорной инстанции, следует просьбой. При этом надо понимать, что просить можно только то, что в состоянии сделать адресат. Его компетенция определена статьей 390 Гражданского процессуального кодекса и сводится к возможности:

    1. оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу без удовлетворения;
    2. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
    3. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    5. отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

    Не забудьте!

    Прежде всего учтите, что в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, только в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В принципе, в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, но надеяться на это не стоит, тем более что суд даже в этом случае не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, ­в которой они не обжалуются.

    Не забывайте поставить подпись под жалобой. Надзорная жалоба должна быть лично подписана человеком, ее подающим. Если же это делает его представитель, то к жалобе прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

    Если надзорная жалоба уже подавалась в надзорную инстанцию, в ней надо указать на данное обстоятельство и на принятое решение суда.

    Обязательно приложите к надзорной жалобе заверенные соответствующим судом копии всех судебных постановлений, принятых по делу. Кроме того, приложите копии самой жалобы, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

    1 Практика сложилась так, что вышестоящий суд принимает к рассмотрению, как правило, лишь те копии, которые заверены судом, вынесшим решение.

    2 Однако и здесь надо учитывать, на какой именно день недели выпадает дата окончания срока. Например, в 2009 году 28 февраля выпадает на субботу. Следовательно, надзорную жалобу в нашем примере можно будет подать вплоть до понедельника – 2 марта 2009 года.

    Вместе с тем Конституционный Суд отметил, что множественность надзорных инстанций и возможность чрезмерно протяженных по времени процедур обжалования и пересмотра судебных постановлений в порядке надзора приводят к отступлениям от принципа правовой определенности.

    Основные сведения о документе

    Надзорная жалоба — это документ, разработанный для того, чтобы обеспечить возможность контроля законности решений, выносимых судебными инстанциями. Если есть претензии к решению по гражданскому делу, стоит ознакомиться с 391 статьей ГПК РФ: здесь изложены требования к прошению, порядок его подачи и рассмотрения. Если же документ подается по административному правонарушению, тогда предстоит изучать КоАП. Основные моменты прописаны в статье 30.

    Стоит понимать, что надзорная жалоба является фактически последней возможностью отменить не удовлетворяющее сторону процесса решение суда. Поэтому важно тщательно изучить ГПК РФ, чтобы соблюдать срок и порядок ее подачи. Тогда выше вероятность, что в результате рассмотрения постановление будет отменено.

    Очень важный момент — куда обращаться гражданину с письменным требованием по гражданскому делу? В этом вопросе компетентен только один орган — Верховный суд. Подразумевается, что он рассматривает прошения с оспариванием решений, которые уже вступили в силу.

    Важно понимать изначально, что такое надзорная жалоба, поскольку жаловаться на несправедливое решение суда можно и в другие органы, но пока оно не приобрело силу. До этого момента не нужно спешить обращаться в Верховный суд. Поскольку есть вариант рассмотрения спорного постановления в вышестоящей судебной инстанции. Куда именно подавать ходатайство с опротестованием решения суда, предстоит разбираться по конкретной ситуации, опираясь на положения ГПК РФ.

    Бесплатная консультация юриста по телефону.

    Срок рассмотрения надзорной жалобы

    Срочность в данном случае опять же зависит от применяемого права. В делах гражданского направления это не более 2 месяцев с даты подачи, а вот в УПК предусмотрено рассмотрение в месячный срок.

    При этом значим факт того, было ли истребовано дело.

    В этом случае срок может быть гораздо более длительным. Хоть по закону и установлено не более 3 месяцев, но из этого периода вычитается время со дня истребования до поступления в ВС. Итогом может быть полугодовая продолжительность.

    Кроме того, предусмотрено увеличение сроков и в зависимости от сложности дела. В этом случае заявитель получить соответствующее уведомление.

    Причинами для возврата могут стать.

  • Добавить комментарий