Право ребенка на образование: обязан ли ребенок ходить в школу

В чем заключается право ребенка на образование

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность реализации дарованных прав.

В данной статье мы рассмотрим, какими правами и свободами обладают дети, согласно международной Конвенции ООН, конкретно разберем особенности получения образования ребенка в РФ.

  • Кто такой ребенок
  • Обязан ли ребенок ходить в школу
  • Какие права и обязанности у ребенка в школе
  • Ответственность
  • Заключение

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав.

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе.

Виды нарушения права на образование

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

должностные лица образовательного учреждения.

Проблемы ученика в школе

Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.

Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Нарушение прав ребенка в школе

Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:

  • Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
  • Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
  • Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.

Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.
С сайта zakonoved.su

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Права ученика в школе и его обязанности

Права ученика в школе последнее время активно обсуждается в различных СМИ. Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства.

Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Все дети имеют право на бесплатное образование.

Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы?

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

Рекомендации, которые должна учитывать школа при введении школьной формы (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286–03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.
Читайте также:  Пенсионный фонд в Белой Калитве - адрес, телефон, режим работы отделения

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее.

Кто наверстает пропущенное?

Мой сын проболел практически всю четверть. Обязан ли он сдавать те домашние работы и промежуточные контрольные, которые пропустил по болезни?

Закон говорит, что каждый ученик должен осваивать определенный объем знаний – образовательную программу за определенную образовательную ступень. Если ребенок часто болеет, родители вправе выбрать для него приемлемую форму индивидуального обучения, в том числе и домашнего. В любом случае государственный образовательный стандарт должен быть выполнен. Что дает право школе требовать от ученика выполнения тех заданий, которые он пропустил вследствие болезни. Конечно, его не заставят выполнять все пропущенные домашние работы. Но сдать определенный минимум он обязан. На практике такие вопросы разрешаются в индивидуальном порядке каждым учителем.

На практике такие вопросы разрешаются в индивидуальном порядке каждым учителем.

Право ребенка на образование: обязан ли ребенок ходить в школу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Правовые нормы

Депутатами Государственной думы 14 ноября 2019 г. в третьем чтении окончательно принят законопроект «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации».

Законопроект закрепляет в Семейном кодексе РФ право преимущественного приема детей в ту школу или детский сад, где уже учатся их старшие братья или сестры.

Для решения именно Вашей проблемы звоните на горячую линию 8 800 350-34-85 или задайте вопрос на сайте.

Госдума приняла закон о приоритетном зачислении детей из одной семьи в детский сад и школу

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и в статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законопроектом, с учетом поправок, предлагается закрепить право преимущественного приема детей не только на обучение в начальные классы школы, но и в детские сады, в которых обучаются их братья или сестры.

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что право на образование является одним из важнейших прав ребенка и обязанностью родителей, предусмотренных Семейным кодексом и обеспечиваемых Конституцией РФ. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, при этом имеют право выбора образовательной организации и формы обучения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации осуществляется с учетом проживания на той территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация.

Однако из-за ограниченного количества мест, устроить ребенка в желаемую школу или садик часто бывает проблематично. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах. «Семьи, имеющие двух и более детей, нередко сталкиваются с такими сложностями, в том числе в случае изменения места жительства», – сказал Павел Крашенинников.

Сложности с зачислением детей в ту же школу или садик, в которых обучаются их братья и сестры, существуют давно и во многих субъектах Российской Федерации. В некоторых из них ситуацию смогли изменить на уровне регионального законодательства – соответствующие нормативные правовые акты приняты в Тверской области, Санкт-Петербурге. Однако на федеральном уровне проблема не решена, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Разлучение братьев и сестер в школах и детских садах – это не просто неудобство для семьи. Это зачастую довольно затратно и проблематично – доставлять детей к началу занятий в разные учебные учреждения, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. «А в случае, если семья многодетная или неполная, ситуация еще больше усложняется, фактически ограничивая право детей на качественное образование, безопасное передвижение, полноценный отдых, а родителей – в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью», – сказал Павел Крашенинников.

Все это не способствует укреплению семьи, созданию благоприятных условий решения демографической проблемы в стране.

Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами семьи, законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс. Предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. «Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье», – сообщил Павел Крашенинников.

Аналогичные изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», дополнив соответствующими нормами статью 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам».

Павел Крашенинников отметил, что предлагаемые меры позволят сократить неудобства, с которыми сталкиваются многие семьи при устройстве детей на обучение в начальную школу или в садик. Родители смогут экономить время, сократить финансовые затраты на сопровождение детей на обучение и обратно, а самому ребенку будет гораздо комфортнее находиться в одном учебном заведении со своим братом или сестрой.

Законопроект направлен на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будет способствовать развитию института многодетности и обеспечению реализации прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития, – подчеркнул Павел Крашенинников.

Это зачастую довольно затратно и проблематично – доставлять детей к началу занятий в разные учебные учреждения, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей.

Права на классном часу

Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

  1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
  2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

внимательно слушать то, что говорит педагог;.

Обязаны ли дети ходить школу. В чем заключается право ребенка на образование. На что ученик имеет право

«Обозначу тенденцию кратко – массовая школа теряет смысл своей основной деятельности. Говоря грубо – школа как ШКОЛА вымирает. Что я имею ввиду? Попробуем прикинуть список ответов на вопрос «Зачем ребенку ходить в школу?». Я имею в виду не социально-охранительную функцию школы как институции: наличие закона об обязательном образовании, проблему с тем, куда деть детей пока родители на работе и прочее. В этом смысле массовая государственная школа никуда не денется, и будет жить еще долго. Я говорю о смысле школы как места, где воспитывается, образовывается новое поколение в целом и его отдельные личности, в частности», – пишет Эпштейн.

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛА?

1. Чтобы получать знания

Но думаю, что не будет ни для кого новостью, если я скажу, что знания как информацию сейчас можно добывать из многих иных источников – пресловутого Интернета, в частности. Многие исследования свидетельствуют, что современные подростки скорее нужные сведения узнают из телевидения и от сверстников, чем от школы. Да и, честно говоря, назвать массовую школу местом, в котором дети узнают что-то действительно новое, актуальное о современной науке, технике, экономике, социальной жизни, сложно. Те, кто мало-мальски знаком с действующими программами обучения, это подтвердят.

Резюме: школа на сегодня уже не является единственным (и даже основным) источником знаний для подрастающего поколения.

2. Чтобы научиться учиться

Тут вот тоже возникает большая проблема. Вероятно это и было бы главной задачей школы: в ситуации, когда угнаться за все ускоряющимся изменением объема конкретных знаний все сложнее, учить детей справляться с этим потоком информации. Но беда как раз в том, что массовая школа не умеет этого делать.

Читайте также:  Компенсация за бесплатный проезд пенсионерам в Москве, Московской области в 2020 году

Она не учит самостоятельному мышлению, заставляя детей повторять высказанные учителем истины и ставя за это (именно за это) оценки. Она и не учит самостоятельно работать с информацией – любой преподаватель ВУЗа подтвердит, что большинство приходящих абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно прочитать текст и выделить в нем главное, не умеют выступать и высказывать устно свои собственные мысли и т.д.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте. Если родители ребенка хотят этому его научить. Ну, например, происходит это сплошь и рядом – когда родители вместе с детьми делают домашние задания. И, тем самым, получается, что главному, чему должна учить школа – работать самостоятельно с информацией – учат родители, те, кто могут.

3. Чтобы потом сдать экзамены и получить аттестат

Опыт многих семей показывает, что совершенно не обязательно ежедневно в течение 10 (а теперь еще и 11) лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, можно заниматься и сдавать экзамены экстерном… И также через экстернат получать государственный аттестат.

Более того, многие дети при нормальной организации их жизни способны освоить школьную программу за более короткий срок и сдать экзамены без всякого ущерба для их здоровья. И, тем самым, не тратить 10-11 лет на формальное хождение в школу.

4. Чтобы потом поступить в ВУЗ

Как показывает опыт, в настоящий момент поступление в ВУЗ не прямо связано с хождением в школу в течение 10-11 лет. Во-первых, оказывается, что огромное количество старшеклассников в 10-11 классах учатся параллельно в двух учебных заведениях: в школе – для «галочки» и аттестата, и в ВУЗе на подготовительных курсах – для поступления.

В 10-11 классах оказывается, что обилие предлагаемых предметов совершенно никак не связано с теми экзаменами, которые надо сдавать в конкретный ВУЗ. И в некотором смысле школа даже мешает подготовке к поступлению, перегружая подростка «вдвойне» – изучением «не нужных» ему предметов…

И совсем уж «выпукло» эта ситуации проявляется, когда многие одиннадцатиклассники уже в апреле-мае оказываются «поступившими» в тот или иной ВУЗ, пройдя через систему олимпиад, но при этом все еще продолжают изучать школьную программу…

5. Чтобы получить поддержку тем, кто не успевает, не укладывается в общие сроки, не такой как все

Может быть, массовая общеобразовательная школа готова помогать тем, кто не укладывается по тем или иным причинам в общие рамки? Нет, скорее массовая школа рада оттолкнуть от себя таких неудобных, создав все условия, чтобы они покинули школу. Именно такими детьми пополняются частные школы, экстернаты, занимаются частные репетиторы.

6. Чтобы получить основы профессиональных навыков (компетентности), которые потом позволят найти себе работу в современной экономике

К сожалению, и здесь массовая школа не преуспевает. Она не дает возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учит основам человеческой коммуникации, не дает нормального владения иностранными языками, хождение в школу не поможет выпускнику научиться представлять себя при устройстве на работу и т.д.

7. Чтобы научиться жить в коллективе

С коллективной жизнью тоже проблема. Во-первых, и раньше такая жизнь удавалась только в случае, если классу везло с руководителем. Что бывало не часто. В последние же годы государство совсем перестало уделять внимание этой сфере жизни, оставляя на первом плане перед учителем не педагогические, а методические задачи.

Главное для учителя – быть предметником, подготовить детей к сдаче ЕГЭ, а не заботиться об установлении тех или иных отношений в классе, в каком-то ином школьном коллективе. Этому же продолжает способствовать и пединститут, по-прежнему растящий из студентов в лучшем случае хороших преподавателей предмета, но не педагогов, работающих с коллективом.

И в этом смысле, если родители хотят, чтобы у ребенка был «свой коллектив», то его часто проще искать «на стороне» – в кружке, клубе, секции, экспедиции. Но не в школе.

8. Чтобы найти себе друзей, свою «референтную» группу, людей ценностно близких, говоря современным подростковым языком – свою тусовку

Ну, друзей, как и коллектив, можно (а иногда и проще) найти себе не только в школе. А вот с ценностно близкими людьми и подавно сложнее. В массовую школу приходят не по собственному выбору. Класс – это не группа людей, которую выбирают себе сами ребята.

Состав класса определяется не ими и их желанием, а внешней волей. Так что речи о близости ценностей здесь не идет. И если не окажется рядом с подростками дельного педагога, который озаботится выращиванием этих общих ценностей, то их и не возникнет в течение всего срока обучения. А вот в кружках, клубах, секциях, куда приходят дети по своему выбору, таковая близость появится скорее. Именно в них находят дети отдушину.

Есть, конечно, в городе школы, в которых многое говорит о том, что туда собираются дети именно по определенному родству жизненных ценностей, приоритетов, предпочтений. Но, согласитесь, такие школы скорее исключение из правил, подтверждающее правило. Короче говоря, если уж школа это и место, где может появиться «своя тусовка» для вашего ребенка, то уж всяко не единственное такое место, где таковая может зародиться.

“По прописке” ребенок должен быть принят в обязательном порядке. В других школах по выбору детей принимают на свободные места, в школе не “по прописке” придется конкурировать с другими, если желающих будет больше чем свободных мест.

Статья 43 Конституции РФ гласит “Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”.

Вопросы получения образования в нашей стране регулирует Закон “Об образовании в РФ”, все подзаконные акты не могут вступать с ним в противоречие.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В первый класс в 8 лет: закон об образовании, проблемы с зачислением, мальчику.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение начального, среднего и общего образования. Большинство родителей подают документы на обучение в школе в 7 лет. Однако, в некоторых ситуациях можно пойти в первый класс в 8 лет, что закреплено в законодательных документах.

Он не должен превышать 8 лет.

В школу первым классом

Зачем это нужно? Сейчас в “началку” сначала берут ребят, которые живут рядом, на “закрепленной” территории. Если спрос повышен и мест на всех не хватило, семье предлагают другую школу. Вот и получается, что родные братья и сестры нередко учатся за несколько километров друг от друга.

В большой семье екатеринбуржцев Шанцевых четверо детей. Двое из них – школьники. Но, увы, на занятия они ходят по разным адресам: десятилетняя дочь – в 180-й лицей, а восьмилетний сын – в школу N 200. Родители планировали отдать сына туда же, где учится дочь. В прямом смысле слова караулили день старта записи детей в первый класс: сразу же, едва пробила полночь, отправили заявку через портал госуслуг. Но – система показала ошибку. Пришлось все начинать заново.

Только в 1.07 ночи на мониторе появилось долгожданное: “Зарегистрирована”. В итоге в электронной очереди заявка оказалась 187-й. А так как лицей набирал лишь 150 первоклашек, Шанцевы остались за его порогом.

– Нет, я очень довольна школой сына, у него хороший учитель, – делится мама Анна Шанцева. – Но как это сложно и неудобно, когда дети в разных школах! Каникулы не совпадают, так что совместный отпуск превращается в экзотику. Родительские собрания, напротив, день в день.

В новом учебном году дочь Шанцевых продолжит заниматься в первую смену, сын – начнет во вторую. А в семье подрастает еще один школяр. И если его запишут в третью школу.

– Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры, – говорит один из авторов инициативы поправок в Семейный кодекс председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По словам заведующей кафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, плюсов в этих поправках очень много. Кстати, сама она принципиально искала возможность, чтобы ее внук поступил в ту же школу, где учится внучка-десятиклассница.

Читайте также:  Брянск, Советский - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

– Что тут хорошо? Учителям и школе не нужно тратить время для того, чтобы получить представление об особенностях ребенка из уже знакомой семьи. Родителям тоже проще: они знают педагогов. То есть контакт между школой, первоклассником и родителями устанавливается гораздо быстрее, – говорит психолог.

Есть и другие плюсы. Старший ребенок будет чувствовать ответственность за “младшенького”. А сами братишка или сестренка будут знать, что в школе есть родной человек, который всегда может помочь и поддержать.

Кстати, законопроект, который вносит поправки в Закон “Об образовании в РФ”, предполагает, что льготу на поступление в первый класс получат младшие дети только из многодетных семей. Но что очень важно – преимущество предлагается дать и детям учителей. Причем при поступлении именно в ту школу, где работают их родители.

Поправки в Семейный кодекс – более “широкие”: льготные преимущества прописываются абсолютно для всех семей с двумя и более детьми школьного возраста.

При этом, как подчеркивают эксперты, для большинства мам и пап все-таки нет большой проблемы в том, чтобы устроить младшего ребенка в школу к старшему. Если вся семья живет вместе, если дети прописаны в доме, который находится рядом со школой – она обязана их взять.

Другое дело, если семья переезжает – и нужен перевод из класса. Здесь могут быть проблемы. Но в этом случае директор часто идет навстречу родителям.

Есть и еще один аспект. Многие элитные школы, которые занимают первые позиции в рейтингах, ведут прием не с первого класса. А, например, с пятого, с восьмого и даже с девятого. Чтобы туда попасть, приходится сдавать серьезные экзамены – и в этом случае ни о каких “семейных” преференциях речи быть не может: все решает здоровая конкуренция.

К тому же многие школы имеют свой профиль – гуманитарный или, к примеру, физико-математический.

Если у одного ребенка талант к рисованию, а у другого – к физике, нет смысла “запихивать” их в один лицей.

Юлия Соловьева, вице-президент Союза “Профессионалы в сфере образовательных инноваций”:

– Сложно предсказать, как новые поправки будут реализовываться на практике. В Москве, например, где вроде и реализуется право родителей на обучение детей в одной общеобразовательной организации, эту проблему нужно рассматривать совсем под другим углом. Столичные школы – это крупные территориальные комплексы. Формально дети могут ходить в одну образовательную организацию, но в разные отделения, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, часто под начальную школу выделены отдельные здания, а значит, родители, чьи дети учатся в начальной и основной школе, все равно будут вынуждены выстраивать достаточно длительные маршруты, учитывая расстояния. Поэтому проблему многих москвичей законопроекты в том виде, в котором они представлены сегодня, все равно не решили бы.

Есть школы, которые как отбирали учеников, так и будут отбирать, учитывая их способности. В этом нет проблемы. Не все дети смогут справиться с определенными образовательными программами, даже если родителям очень хочется отдать ребенка именно в эту школу. А что касается отдельных школ, то в них все равно будут “выстраиваться очереди”, “живые” они – когда родители ночами дежурят у дверей зданий или электронные – когда родители стремятся успеть первыми нажать нужную кнопку – все это никуда не денется.

Кого возьмут в первый класс?

“В первый класс принимаются дети, начиная с шести лет и шести месяцев, но не позже восьми лет”, – рассказали “РГ” в министерстве просвещения.

Когда и где записаться?

За каждой школой закреплены конкретные районы. Она обязана принять всех детей подходящего возраста, которые живут на “ее” территории. Запись будущих “закрепленных” первоклассников начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня. Родители должны обратиться с заявлением в школу по месту жительства. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля. При этом школы, которые уже приняли всех “местных” детей, могут начать прием “не по прописке” и раньше.

А если школа отказала в приеме?

Администрация школы может отказать в приеме “закрепленных” детей только по причине отсутствия свободных мест. “Если это произошло, обратитесь в органы местного управления образованием, где вам расскажут о свободных местах в близлежащих школах и помогут решить вопрос с устройством ребенка в первый класс”, – рассказали в министерстве просвещения.

Сколько детсадов построят в регионах? Как изменится жизнь учителей? Когда появится новый закон о школьном питании? О самых важных изменениях, которые ждут российскую систему образования, на коллегии минпросвещения рассказали вице-премьер Татьяна Голикова и министр Ольга Васильева.

Места для самых маленьких

К концу 2019 года доступность мест в яслях в целом по стране должна составить 94% процента. Сухие цифры? Да, но за ними – реальные детские сады, которые строятся во всех регионах. В 2019-2021 годах на то, чтобы всем нуждающимся семьям были предоставлены места в яслях, из федерального бюджета будет выделено более 108 млрд рублей.

“В мае этого года число детей, не обеспеченных местами в яслях, составило 120,1 тысячи. Из них в возрасте от полутора до трех лет – 114,3 тысячи, – рассказала Татьяна Голикова.

По ее словам, за 2018-2019 годы уже построено 120 объектов для детей от двух месяцев до трех лет. Однако в 64 случаях возникли проблемы с получением лицензии. А без нее образовательная организация работать не может. “Я обращаю внимание министерства просвещения, Рособрнадзора, регионов: нужно активизировать работу и до 1 сентября эти лицензии получить”, – подчеркнула вице-премьер.

Новые школьные стандарты

Содержание образования должно серьезно обновиться. Уже разработаны и прошли широкое общественное обсуждение новые школьные стандарты (ФГОС).

В этом году все ученики девятых классов проходили устное собеседование. По данным Рособрнадзора, более 30 процентов девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме. Чтобы попасть в десятку стран с лучшим школьным образованием, содержание уроков нужно серьезно обновить. Это очевидно всем. Пока же, по данным минпросвещения, мы находимся примерно на 14-м месте в мире.

– Новые стандарты позволят существенно усилить содержательную часть образования, – подчеркнула министр Ольга Васильева. – Вслед за актуализацией стандартов мы проведем в 2019 году обновление примерных основных образовательных программ. В прошлом году мы утвердили шесть концепций по предметам “обществознание”, “ОБЖ”, “физкультура”, областям “искусство” и “технология”, а также концепцию развития географического образования. Продолжается работа над концепциями по астрономии, биологии, физике, химии, родным языкам.

Таланты получат гранты

Продолжится активный поиск талантов, создание детских технопарков, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. А также новых кружков и секций.

– В 2019 году должно быть создано 150 тысяч мест для дополнительного образования детей. В 8 тысячах школ, расположенных в сельской местности и в малых городах, должны быть созданы центры цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профиля, – рассказала Татьяна Голикова.

При этом министр Ольга Васильева подчеркнула, что основным и самым массовым инструментом поиска и поддержки способных ребят остается Всероссийская олимпиада школьников – в ней участвуют более 6 миллионов детей. Что здесь появится нового? Как правило, ребята, победившие на национальном этапе предметной олимпиады, отправляются представлять нашу страну на международных соревнованиях. С нынешнего года школьники – победители и призеры международных олимпиад, а также их наставники будут получать гранты от 400 тысяч до миллиона рублей.

Кадры пойдут в рост

Идет серьезная кадровая “перезагрузка”. Так, к первому чтению в Госдуме готовится законопроект, который позволит студентам без педагогического образования официально трудоустроиться в школе. Вести, к примеру, кружки и секции. “Мы рассчитываем, что быстро продвинем этот законопроект”, – подчеркнула Татьяна Голикова.

Еще одно важное изменение – новые должности: “старший учитель” и “ведущий учитель”.

– Новые должности позволят не только повысить престиж педагогического ремесла, но и вернуть полноценно институт наставничества в школу, – считает Ольга Васильева.

Также планируется, что принятые в этом году изменения в Закон “Об образовании в РФ” позволят снизить “бумажную” бюрократическую нагрузку на педагогов в среднем на 30 процентов.

Обеды станут вкуснее

К внесению в Госдуму готовится законопроект, который должен изменить систему школьного питания – проблем в этой сфере накопилось много. Нечестные поставщики, непрозрачные конкурсы, низкое качество продуктов.

– Законопроект чрезвычайно важный для здоровья наших детей. Речь идет о горячем питании в школе. И сейчас он практически выходит на завершающий этап законодательного оформления, – рассказала Татьяна Голикова. – Есть желание и необходимость поддержать эту тему, том числе за счет в средств федерального бюджета.

Зачем это нужно.

Добавить комментарий