Электронный конкурс по Федеральному закону №223-ФЗ и правила его проведения для заказчиков и участников процедуры

Электронный конкурс по 223‑ФЗ: особенности, алгоритм участия, этапы

Если в электронном аукционе цена — единственный критерий для определения победителя, то при проведении электронного конкурса заказчик может установить сразу несколько критериев, например, цену и наличие опыта поставок схожих товаров, работ и услуг у участника закупки.

Электронный конкурс — это форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник, заявка на участие и окончательное предложение которого соответствуют требованиям, установленным документацией о закупке. Этот участник также должен предложить наилучшие условия исполнения договора.

Существует несколько видов конкурсов по Закону № 223-ФЗ:

  • открытый конкурс;
  • конкурс в электронной форме;
  • закрытый конкурс.

Кроме того, конкурсы делятся на процедуры, проводимые на общих основаниях, и на конкурсы, которые проводятся целенаправленно для участия субъектов МСП.

Все закупки находят свое отражение в положении о закупках конкретного заказчика.

Готовимся к проведению открытого конкурса по 223-ФЗ

1. Готовим извещение и документацию.

В извещении указываем сведения:

  • о заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

Конкурсная документация 223-ФЗ должна включать:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии — размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5 % от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Сроки проведения закупок по 223-ФЗ составляют минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн руб. — ч. 3 ст. 3.4). Если проводится закрытый тендер по № 223, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Если проводится закрытый тендер по 223, сведения в ЕИС не размещаются.

Как проводится электронный конкурс: ключевые особенности

Существует три важные особенности, характерные для электронных конкурсов:

  1. Заказчик сообщает сведения о закупках неограниченному количеству лиц — потенциальных участников.
  2. Для размещения документации и извещений применяется ЕИС — Единая информационная система, а также электронная площадка.
  3. В конкурсе побеждает тот участник, которые сможет предложить наилучшие условия договора.

Перед принятием участия в определенном конкурсе, необходимо тщательно ознакомиться с положением о закупках заказчика.

После подробного изучения порядка проведения и этапов конкретного конкурса требуется выполнить следующие действия:

  1. Сравнить представленное в положении о закупках описание конкурса с документацией и текущей редакцией извещения, предоставленной в ЕИС.
  2. Зарегистрироваться в ЕИС (См. тему “Регистрация в ЕРУЗ ЕИС“), где представлена информация обо всех проводимых закупках.

Закупки в виде конкурса, предназначаемые для участия субъектов МСП, проводятся исключительно в электронном формате. Заказать и получить электронную подпись для участия в электронных конкурсах можно, заполнив заявку на электронную подпись.

Всего насчитывается 8 федеральных электронных площадок, на которых заказчики уполномочены проводить конкурсы для участия субъектов МСП:

  • ЗАО «Сбербанк — автоматизированная система торгов»
  • АО «ТЭК-торг»
  • ООО «РТС-тендер»
  • АО «Российский аукционный дом»
  • АО «Электронные торговые системы»
  • АО «Единая электронная торговая площадка»
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»

Закупки, предусмотренные для всех поставщиков, вне зависимости от категории бизнеса, заказчик может размещать на любой подходящей ему площадке, не ограничиваясь представленным перечнем. Есть возможность выбирать любую площадку, в соответствии с законом № 223-ФЗ.

АО Российский аукционный дом.

Основные отличия от 44-ФЗ

Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.

В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.

Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.

Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.

В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:

  • государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
  • муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.

Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.

Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.

Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант.

Как провести открытый конкурс: инструкция для заказчика

Открытый конкурс строго регламентирован. При осуществлении процедуры придерживайтесь правил, установленных ст. 3.4 223-ФЗ. Вот подробная пошаговая инструкция, как провести конкурс по 223-ФЗ:

Шаг 1. Составляем документацию. В ней определяем объект закупки и подробно прописываем критерии для участников. Критерии устанавливаются по положению о закупке заказчика. Необоснованные отклонения от локального норматива запрещены. Вот что еще включают в документацию:

  1. Расчет начальной (максимальной) цены контракта.
  2. Указания для участников: как составить заявку, как описать товар, в какой срок направить предложение.
  3. Порядок поставки, приемки и взаиморасчетов.
  4. Основные требования к потенциальным поставщикам.
  5. Проект договора.

Если заказу требуется обеспечение заявки, то в документации проводим расчет — умножаем начальную цену на 5% (это максимальное значение). Этот пункт понадобится, только если НМЦК выше 5 млн руб. (ч. 27 ст. 3.2 223-ФЗ).

В составе закупочных документов не забываем и про извещение — основу любой конкурентной закупки. В извещении на открытый конкурс описывается информация о заказчике, способе и предмете торгов, НМЦК, сроках подачи заявок от участников.

Шаг 2. Публикуем извещение, документацию и проект контракта. Ответственному исполнителю надлежит придерживаться установленных законом временных рамок. Рассчитывайте сроки проведения конкурса по 223-ФЗ правильно — на подачу заявок участникам отводится:

  • 15 дней — с момента публикации извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2 223-ФЗ);
  • 7 дней (минимум) — при проведении тендера среди субъектов МСП и цене до 30 млн руб. (ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ).

Если заказчик организовывает закрытые конкурсные процедуры, то информация о них не публикуется в ЕИС.

Допускается и отмена заказа. При необходимости отмените торги в любой момент до окончания срока подачи заявок. Если вносите изменения, то продлевайте срок подачи предложения — оставляйте не менее половины общего срока до дня окончания приема заявок. Все корректировки отражаем в ЕИС. Оператор электронной площадки обновляет информацию в течение часа и уведомляет всех участников об изменениях.

Заказчик обязан разъяснять положения документации по требованию участника. Запросы подаются не позднее 3 дней до момента окончания приема предложений. Разъяснения надлежит предоставить в течение 3 рабочих дней.

Шаг 3. Принимаем и рассматриваем предложения.

Если процедура проходит в бумажном виде, то все заявки направляются в запечатанных конвертах на адрес, указанный в документации. Для электронных заказов действуют другие правила. Вот пошаговая инструкция по конкурсу в электронной форме по 223-ФЗ:

  1. Получаем предложения через электронную площадку. Их пересылает оператор.
  2. Рассматриваем первые части заявок.
  3. Проводим допуск потенциальных поставщиков к дальнейшим торговым процедурам. Для получения допуска исполнителю надлежит соответствовать требованиям, предъявленным к товарам, работам и услугам.
  4. Рассматриваем вторые части заявок и сопроводительные документы. При необходимости проводим переторжку.
  5. Оцениваем окончательные предложения и определяем победителя.
Читайте также:  Как получить гражданство ребенку в 2020 году - детей при изменении родителей, как оформить новорожденному через госуслуги

Все действия закупочной комиссии заказчика протоколируются. В протоколирующих документах отражается информация о заявках, их соответствии требованиям и критериям из документации, заверенных решениях всех членов комиссии по каждому предложению и каждому участнику. Протоколы публикуются в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания (ч. 12 ст. 4 223-ФЗ).

Для электронных заказов действуют другие правила.

Порядок проведения конкурса

Порядок проведения открытого конкурса в электронном виде включает в себя такие этапы:

  1. Разработка плана закупок. Для проведения открытого конкурса необходимо подготовить план закупки и включить туда данную процедуру. Данный план допускается корректировать, если изменяется потребность в товарах в размере 5-10%.
  2. Подготовка извещения и документации.
  3. Размещение извещения и документации в ЕИС. 223-ФЗ устанавливает как минимум 15 дней для проведения открытого конкурса с момента размещения сведений в ЕИС (согласно ч. 17 ст. 3.2). Если процедура проводится среди субъектов малого бизнеса, то прием заявок должен быть сокращен вплоть до 7 дней (если начальная цена не превышает 30 млн. р. по ч. 3 ст. 3.4).
  4. Рассмотрение и оценка поступивших заявок. Особенностью данного этапа является то, что альтернативой открытия конвертов является обеспечение доступа к заявкам. При рассмотрении и оценке поступивших заявок участнику следует учесть два фактора: насколько соответствуют требованиям поступившая заявка и сам участник. Исходя из этого заявки либо допускаются, либо отклоняются. Также на данном этапе у заказчика есть возможность запросить дополнительные сведения у участников.
  5. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, в которых будут содержаться сведения о продукции.
  6. Вторые части заявок оцениваются на соответствие участников всем требованиям и наличие у них всех необходимых документов.
  7. Объявление переторжки, если она предусмотрена Положением о закупке. Данная процедура предполагает возможность снижения предложенной стоимости исполнения контракта участниками. Это позволяет снизить издержки заказчика.
  8. Происходит оценка поступивших заявок по критериям, которые содержатся в положении. Критерии оценки заявок на конкурс заказчик определяет сам, но обычно они включают в себя суммарную стоимость договора, перечень поставляемых продуктов, технические и материальные ресурсы производителя, а также сроки оплаты, дату поставки, наличие нужной квалификации для выполнения работ или оказания услуг и пр.
  9. По результатам закупки заказчик должен подготовить итоговый протокол и разместить его в течение 3 дней с момента подписания (согласно ч. 12 ст. 4). В данном протоколе должны содержаться данные о дате подписания, количестве поступивших заявок, информации об участниках, результатах рассмотрения и оценки заявки по каждому критерию. Договор допускается заключить как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено договором.
  10. Подписание договора. Договор требуется подписать не ранее, чем через 10 и не позднее, чем через 20 дней после публикации итогового протокола. Если перед этим требуется получить одобрение ФАС, то контракт подписывается в течение 5 дней после его получения.
  11. После подписания договора сведения об этом подлежат размещению в ЕИС в течение 3 дней (согласно ч. 2 ст. 4.1). При внесении в него изменений сведения об этом нужно направить в ЕИС в течение 10 дней после подписания обеими сторонами допсоглашения.

В закупочной документации также требуется прописать требования к свойствам закупаемой продукции и описание объекта закупок здесь не допускается указание на товарные знаки, если же они присутствуют, то требуется прописать фразу или эквивалент , а также.

Открытый конкурс по 223-ФЗ: особенности и сроки

Конкурсом называют способ проведения закупки, который предусматривает установление определенных критериев и порядка оценки поступивших заявок. Победителем торгов признается участник, предложивший лучшие условия будущего договора.

Подразумевается наличие нескольких критериев оценки предложений участников.

Заключение договора по 223-ФЗ

По результатам процедуры закупки в форме торгов заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе.

Можно ли заключить договор с лицом, занявшим «второе место»? Можно в том случае, если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.

Итоговый вариант договора = Проект договора в документации заказчика + Отдельные условия в заявке участника

Рамочный договор.

Заключенные до 2012 года договоры без объема попадают под действие 223-ФЗ.

Каждая поставка по такому договору = отдельная закупка.

В каждом договоре должно быть указано количество ТРУ (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Выход: в договоре указать ассортимент, цену за единицу и максимальный объем по каждой позиции. Поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

В случае если победитель конкурса или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Аукцион

форма торгов, в которой победитель предлагает наименьшую цену сделки.

Ценовые предложения подаются в рамках шага, который заказчик установил в документации.

Если в процессе цена была снижена участниками до нуля, то критерием становится, наоборот, самая высокая предложенная цена. В том и в другом случае заявка должна соответствовать требованиям организатора.

Аукцион бывает открытым и закрытым, но всегда электронным.

Открытый начинается с внесения торгов в план-график, публикации извещения. Участвуют организации, которые аккредитованы на ЭП и соответствуют предъявленным требованиям.

В закрытый попадают только по приглашениям. Информация о закупке не публикуется.

Информация о закупке не публикуется.

Закрытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 31 июля

Закрытые конкурсы в электронной форме по 223-ФЗ для гособоронзаказа.

конкурсная документация конкурса в электронной форме

Внимательно изучите конкурсную документацию, чтобы убедиться, что данный конкурс вам подходит. Прежде всего, обратите внимание на то, когда истекает срок подачи заявок.

Обязательно обратите внимание на срок исполнения договора, адрес(а) доставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Самый вкусный конкурс станет убыточным, если товар придется везти, например, на Дальний Восток, да еще ежемесячно, в течении, скажем полугода.

Сказанное выше касается и другого случая. Например, заказчик указывает, что товар поставляется по заявке маленькими партиями. Даже если заказчик расположен в соседним регионе, возить туда, например, сварочные электроды по одной пачке, в течении нескольких месяцев будет очень убыточно.

Наконец, требования к упаковке и фасовке товара, тоже должны быть учтены. Если, например, заказчику требуется фасовка галита по 1 кг в то время, когда галит той же марки фасуется в евромешки, вместимостью по 1 тонне, конечно, стоит задуматься о целесообразности участия. Ведь приобретение тридцатитонной партии галита в пакетах по 20 кг обойдется гораздо дороже, чем той же партии в евромешках по 1 тонне. Но заказчик галит в евромешках у вас не возьмет, а если вы укажете в предложении: фасовка по 1000 кг, просто отклонит вашу заявку.

Заказчик может установить в конкурсной документации самые разные критерии выбора победителя. Рассмотрим их подробнее.

Если конкурс проводится по 44-ФЗ, то критериев должно быть не менее двух, причем один из них должен быть стоимостным. К нестоимостным относят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника. К закупкам высокотехнологичного товара применяются дополнительные критерии, на которых мы останавливаться не будем.

Оценка предложений в электронном конкурсе.

Десять актуальных ответов о Законе N 223-ФЗ

После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

Читайте также:  Ликвидация ООО при единственном учредителе: написание решения по образцу

1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: – предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): – муниципальные унитарные предприятия;

– автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

– хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года. К таким организациям относятся: – государственные корпорации;

– государственные унитарные предприятия;

– государственные автономные учреждения.

2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

3. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: – которые уклонились от заключения договоров;

– с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст.ст. 4-5 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

Читайте также:  За что лишают водительских прав: таблица штрафов в 2020 году

В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке.Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания – ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

Как мы уже писали выше, в силу ч.

Порядок проведения закупок

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

Обеспечение контракта деньги или банковская гарантия.

Закон № 223-ФЗ: заказчики и виды процедур

Для участников госзакупок очень важны правила игры, определяемые Законом № 223-ФЗ. В этой статье речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках и нововведениях, вступающих в силу с 1.01.2016 г.

Эта статья станет началом серии публикаций, в которых будет рассказано о порядке проведения закупок в соответствии с Законом № 223. Сегодня речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках, а также нововведениях, которые вступят в силу с начала 2016 г.

Для участников госзакупок очень важны правила игры, определяемые Законом 223-ФЗ.

Что такое переторжка?

Конкурентная закупка по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривает право участника при необходимости подавать улучшенное предложение с целью повысить вероятность собственной победы в торгах. Эта процедура является выгодной и для заказчика, т.к. у него появляется возможность заключить договор на более благоприятных для себя условиях. Данный процесс называется переторжка и является добровольным для участника.

Какие критерии участник может улучшить? В первую очередь, это цена. Подача дополнительного ценового предложения участника делает его наиболее преимущественным. Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов. Тем самым повышается эффективность и соблюдается принцип конкурентности в закупках.

Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов.

Добавить комментарий