Информация о каких закупках не включается в состав плана закупок по правилам Федерального закона №223-ФЗ?

План закупок по 223-ФЗ

В обязанности заказчика по 223-ФЗ входит необходимость размещения в ЕИС плана закупок сроком на год (по ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). Правила формирования плана закупки и требования к форме такого плана прописаны в Постановлении Правительства от 2012 года №932. В план включаются сведения о закупке товаров, работ и услуг, в которых испытывает потребность заказчик. План закупки формируется в соответствии с требованиями к форме плана и его содержанию по данному Постановлению.

Кроме указанного закупочного плана, заказчики размещают в ЕИС план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на сроки 5-7 лет (по ч. 3 ст. 4 223-ФЗ). При отсутствии потребности в закупках данной продукции в ЕИС размещается пустой план (письмо МЭР от 2016 года №Д28и-2046).

Критерии отнесения товаров, работ и услуг с учетом приоритетных направлений развития науки и техники определяются органами исполнительной власти с учетом перечня критических технологий и требований, утвержденных Постановлением Правительства от 2019 года №773 (по ч. 4, 4.2 ст. 4 223-ФЗ).

В ст. 5.1 223-ФЗ предусмотрено, что в отношении некоторых категорий заказчиков проводят мониторинг соответствия и оценки соответствия плана закупки требованиям участия в закупках субъектов малого предпринимательства. Такая проверка направлена на проверку соблюдения лимитов участия малого бизнеса в закупках.

Сведения о заказчике его наименование, месторасположение, адрес электронной почты и телефон.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями. В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.

Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.

Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.

Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией Росатом.

Энциклопедия решений. План закупки по Закону N 223-ФЗ

План закупки по Закону N 223-ФЗ

План закупки товаров, работ, услуг (далее – план закупки) в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещается заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на срок не менее чем 1 год. По нашему мнению, это указание означает, что план закупки должен содержать информацию о закупках, которые заказчик планирует осуществить в течение не менее чем 1 календарного (поскольку не указано иного) года, следующего за годом утверждения плана закупки. Обращаем внимание, речь идет о сроке именно не менее 1 года, то есть заказчик вправе по своему желанию подготовить план закупок и на больший срок. Отсюда, на наш взгляд, также следует, что план закупки должен быть размещен в ЕИС до начала календарного года, закупки в течение которого предусмотрены таким планом.

Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения его в ЕИС, требования к форме такого плана согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время на основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Правила) и Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Требования).

Содержание плана закупки определяется п. 1 Требований и рассматривается в отдельном материале.

При этом в п.п. 5, 10 Правил указывается, что сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ (в том числе требованиями, предусмотренными Правилами), локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Это соответствует общему принципу регулирования закупок по Закону N 223-ФЗ, по которому большая часть регулирования отводится на усмотрение заказчика.

Соответственно, требования к процессу планирования, изложенные в п. 6 Правил, являются рекомендательными , что видно из указания самого этого пункта, что план закупки может формироваться с учетом перечисленных в нем факторов.

Вместе с тем в ряде случаев, для отдельных заказчиков устанавливаются дополнительные требования к содержанию планов закупки и необходимость их согласования с органами или организациями, определенными законом. Эти особенности рассмотрены в отдельном материале.

Из п.п. 2, 4 Правил следует, что в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг) , необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, которые заказчик намеревается осуществить в период, на который составляется план закупок, за исключениями, оговоренными в п. 4 Правил . Данный пункт предусматривает, что:

– в план закупки не включаются (обязательно) с учетом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;

– в плане закупки могут не отражаться с учетом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тысяч рублей или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 миллиардов рублей, – 500 тысяч рублей. Решение о включении или невключении информации о таких закупках в план закупок принимается заказчиком по его усмотрению.

Согласно п. 7 Правил план закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупки (долгосрочные договоры), в планы закупки также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора (п. 3 Требований).

Перечень случаев, когда осуществляется корректировка плана закупки , то есть внесение в него изменений, данный в п. 8 Правил, не является исчерпывающим (закрытым). Согласно указанному пункту корректировка плана закупки может осуществляться в следующих случаях:

– изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора (пп. “а” п. 8 Правил);

– изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки (пп. “б” п. 8 Правил);

– в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика (пп. “в” п. 8 Правил).

По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.03.2017 N Д28и-1362, вносить изменения в план закупки необходимо, если изменяется дата (период) размещения извещения о закупке в ЕИС.

Согласно п. 9 Правил в случае если закупка осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Сроки внесения в план закупки изменений при проведении закупок иными способами не установлены, и, исходя из вышеописанного общего принципа, определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Обращаем внимание, что законом предусмотрена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ), и неразмещение такой информации (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Обращаем внимание, речь идет о сроке именно не менее 1 года, то есть заказчик вправе по своему желанию подготовить план закупок и на больший срок.

Какие сведения включаются в состав плана закупок по 223-ФЗ и какие закупки здесь указывать не нужно?

Законодательство 223-ФЗ обязывает заказчиков ежегодно размещать план закупок в ЕИС. При его подготовке заказчикам следует учитывать перечень обязательной информации, которая подлежит включению в закупочный план, и той, которую можно здесь не указывать.

  • Что не включается в состав плана закупок
  • Необходимые сведения

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

План предполагает поквартальную или помесячную разбивку по закупочным мероприятиям.

Как составить и изменить план закупок по 223-ФЗ

План закупок по 223-ФЗ — это документ планируемого снабжения, который отражает потребности заказчика на определенный период. Процесс планирования заказов по 223-ФЗ предполагает своевременное оповещение всех участников закупочной деятельности о потребностях заказчика. Эти сведения отображаются в плане закупок.

Как составить и изменить план закупок по 223-ФЗ.

Планирование закупок по 223-ФЗ: инструменты и особенности

Планирование закупок по 223-ФЗ инструменты и особенности.

Отбираем процедуры для планирования

В документ о планировании включают информацию о каждой процедуре, которую будете проводить в планируемом периоде. Исключение — чрезвычайные или аварийные тендеры, информацию о которых вносят в план позднее на основании ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ.

Читайте также:  Акт приема-передачи здания при расторжении договора аренды

Какие закупки не включают в план, указано в п. 4 постановления № 932. В нем прописаны такие процедуры:

  • сведения о которых составляют гостайну и содержатся в извещении, закупочной документации или в проекте договора;
  • по которым правительство приняло специальное решение;
  • с начальной ценой до 100 000 рублей (либо 500 000 рублей для крупных заказчиков, чья годовая выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд руб.). Такие процедуры включают в документ планирования, если это предусмотрено закупочным положением.

1 постановления 932 обязательно придется указать разделы и подразделы классификаторов.

Информация о каких закупках не включается в состав плана закупок по правилам Федерального закона №223-ФЗ?

Планы закупок, наряду с Положением, являются в 2020 году одними из основных документов заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с законом 223 ФЗ.
Все заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны составлять 2 плана:
1. Первый – обычный план закупок – составляется и размещается заказчиками в ЕИС на срок не менее 1 года (ч.2 ст.4 закона 223 ФЗ).
Т.е. период планирования может составлять и более 1 года. Это, например, может быть удобно тем организациям, которые зарегистрированы и начали свою деятельность в середине года. Соответственно, они могут составить план с даты начала своей работы по 31 декабря следующего года, а затем уже формировать план в общем порядке – с 1 января по 31 декабря.

Кроме того, планы тех заказчиков, которые должны осуществлять определенный, установленный ПП РФ 1352 процент закупок у субъектов МСП, должен содержать дополнительно соответствующий, формируемый на срок не менее 3 лет раздел о планируемых закупках у субъектов МСП. В 2020 году нормативы данных закупок в очередной раз увеличены и составляют с 1 января: 20% (по результатам закупок у любых лиц) и 18% (по итогам закупок среди только субъектов малого и среднего бизнеса).

2. Второй план – План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств – размещается также всеми заказчиками в ЕИС, но уже на период от 5 до 7 лет (оптимальнее всего составлять сразу на максимальный срок).
При этом не имеет значения, проводятся ли закупки данной продукции. План должен размещаться в любом случае. Если соответствующих закупок нет и не планируется, то размещается «нулевой» план.

План закупки на очередной год должен размещаться в ЕИС не позднее 31 декабря текущего года (п.14 ПП РФ 908).
При этом размещение первой или скорректированной редакции должно осуществляться в течение 10 календарных дней с даты утверждения как первой версии, так и каждой последующей.

Важно: при размещении измененной редакции плана необходимо прикреплять документ (в формате, допускающем возможность поиска и копирования текста) с перечнем внесенных изменений (п.18 ПП РФ 908).
Например, указывается, что были добавлены или исключены такие-то позиции. Если какая-то позиция корректируется, то отмечается, что именно было скорректировано (например, сумма планируемой закупки).
В план закупки не включается информация о закупках ТРУ, сведения об осуществлении которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 закона 223-ФЗ (это закупки, составляющие гос. тайну и приравненные к ней).
Заказчики вправе не включать в план закупки информацию о закупках, указанных в пунктах 1 – 3 части 15 статьи 4 закона 223 ФЗ, а именно:
1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (для большинства заказчиков) или 500 тыс. рублей, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей;
2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев (независимо от суммы закупки);
3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (независимо от суммы закупки).
Осуществление заказчиками любых закупок свыше 100 (500) тысяч рублей (кроме указанных выше исключений), в том числе у единственного поставщика, возможно только после включения соответствующей закупки в план.
При осуществлении закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) достаточно только включить закупку в план и затем сразу размещать информацию о заключенном договоре в Реестре договоров, без предварительного размещения извещения, если, разумеется, Положением о закупке не предусмотрено иное (ч.5 ст.4 закона 223-ФЗ). Функционалом ЕИС предусмотрена соответствующая возможность.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» предоставят вашей организации грамотные консультации и профессиональную поддержку по всем вопросам, связанным с корректным планированием и проведением закупочных процедур в соответствии с актуальными нормами закона 223-ФЗ.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 – 2020 г.

рублей для большинства заказчиков или 500 тыс.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика.

Забыть про публикацию

От описанной выше категории закупок следует отличать закупки, проведение которых не сопряжено с публикацией сведений в ЕИС. При этом, несмотря на освобождение от ключевой и самой обременительной обязанности, необходимо помнить про два нюанса. Первый — способ такой закупки все равно должен определяться положением о закупке. Проще говоря, если закрытая закупка проводится у единственного поставщика, то соответствующее основание прямой закупки должно фигурировать в положении. Второй — сведения об общем количестве и общей стоимости таких закупок в обязательном порядке учитываются при составлении отчетности. При этом, исходя из форм отчетности, указание на реквизиты и суммы отдельных договоров, разумеется, не требуется.

К этой категории с 2018 года относятся не только закупки на сумму до 100 (500) тысяч рублей (которые заказчик имеет право не публиковать) и закупки, связанные с гостайной или приравненные к ней (которые заказчик публиковать не имеет права), но и две новые категории закупок. Согласно новым пунктам 2 и 3 части 15 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик вправе не публиковать в ЕИС закупки банковских услуг и недвижимости.

К закупкам банковских услуг в этих новеллах относятся:

привлечение во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;

получение кредитов и займов;

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом;

выдача банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

открытие и ведение счетов, включая аккредитивы;

От публикации закупок, связанных с недвижимостью, освобождается заключение и исполнение договоров купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Правда, в отношении новых перечней в Закон № 223 ФЗ включена статья 3.1-1, наделяющая Правительство РФ правом определять случаи и порядок согласования таких закупок госкорпорациями, госкомпаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также «дочками» всех вышеперечисленных структур.

Забыть про публикацию.

Как закупиться у одного поставщика

Заказчик предлагает конкурентному исполнителю заключить договор без конкурентной оценки и рассмотрения множества заявок. Это возможно в случаях, описанных в ч.8 ст.3 223-ФЗ:

  • Нецелесообразно применение других способов выбора исполнителя.
  • Контракт должен быть заключен в кратчайшие сроки из-за чрезвычайных обстоятельств.
  • Конкурентные торги не состоялись.
  • Закупка у субъектов естественных монополий.
  • Приобретение услуг газоснабжения, электроэнергии, теплоснабжения и т.д.
  • Договора аренды недвижимого имущества с собственником.
  • Приобретение услуг для создания конструкторской и проектной документации, реконструкции объектов строительства и т.д.
Читайте также:  Фирму исключат из ЕГРЮЛ, если есть признаки недействующего юрлица и отсутствуют заявления кредиторов

Извещение, проект контракта, изменения и протоколы закупки у единственного поставщика не всегда размещаются в ЕИС. По ч.5 ст.4 Закона такая информация публикуется, если это прописано в ПЗ.

Заказчик составляет для себя список подходящих компаний для того, чтобы в дальнейшем пригласить именно их поучаствовать в торгах.

Десять актуальных ответов о Законе N 223-ФЗ

После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: – предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): – муниципальные унитарные предприятия;

– автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

– хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года. К таким организациям относятся: – государственные корпорации;

– государственные унитарные предприятия;

– государственные автономные учреждения.

2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

3. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: – которые уклонились от заключения договоров;

– с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст.ст. 4-5 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

Читайте также:  Договор приватизации квартиры: правила заполнения, образец

Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке.Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания – ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

223 ФЗ

Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.

Закон ставит границу не менее 50 от уставного капитала.

Изменения в 223-ФЗ с 01.07.2018

Изменения в 223-ФЗ внесла ст. 3 федерального закона № 505-ФЗ от 31.12.2017. А в статье 4 говорится о том, когда и какие положения начинают применяться. Часть правил действует с момента опубликования закона № 505. Другая часть вступила в силу с 01.07.2018.

По п. 3 ст. 4 № 505-ФЗ, заказчики обновляли, утверждали и размещали в ЕИС положение о закупках до 01.01.2019. Если этого не сделали, документ не имеет силы.

В положении о закупке предусматривали как конкурентные, так и неконкурентные способы. Причем для первых в приоритете закон ставит электронные торги (иное заказчик прописывает в документах сам). Если такие процедуры проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, то допускаются только электронные закупки.

С апреля 2020 года планируют установить минимальную долю закупок российского производства, которая будет касаться отдельных видов юридических лиц.

Когда нужно вносить изменения в план закупок по 223-ФЗ

Ответ Для осуществления закупки по 223-ФЗ не нужно выжидать 10 дней при внесении изменений в план закупок, если иное не предусмотрено Положением о закупке.

Добавить комментарий