Общие положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” № 48-ФЗ и последние поправки к нему

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 29 мая 2019 г., 1 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Федеральный закон от 29 июля 2017 г.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Отчуждение недвижимости в интересах владельца;.

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве“

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ. Для повышения социальной защищенности данной категории граждан разработан Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ (далее – Закон N 48-ФЗ). В нем нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами РФ, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон действует с 01.09.2008 и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

возникшим до дня вступления в силу Закона N 48-ФЗ, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 01.09.2008, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с комментируемым законом.

Общие положения

Сначала отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе N 48-ФЗ основные понятия (ст. 2).

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое

материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 ГК РФ), или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Обратимся к ст. 21 ГК РФ. Ею предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он

работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Правовое регулирование, задачи и принципы деятельности по опеке
и попечительству

Отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, комментируемым законом, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 3 Закона N 48-ФЗ).

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению и неурегулированным Законом N 48-ФЗ.

Обратите внимание: нормы, регулирующие вышеуказанные отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить положениям Закона N 48-ФЗ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется руководителями данных органов в соответствии с Законом N 48-ФЗ и Федеральным законом N 184-ФЗ*(1).

Кроме того, ст. 4 Закона N 48-ФЗ предусмотрены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а ст. 5 – его принципы.

Органы опеки и попечительства,

их задачи и полномочия

В соответствии со ст. 6 Закона N 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее – органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

– другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

– органами местного самоуправления;

– территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

– организациями, оказывающими социальные услуги;

– иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

– выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

– подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Читайте также:  Больничный лист при аппендиците — на сколько дней его дают

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона N 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а ст. 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в ст. 9 Закона N 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, п. 1 данной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3).

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей установлен гл. 3 Закона N 48-ФЗ, которая

содержит положения, касающиеся:

– определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10);

– назначения опекунов и попечителей (ст. 11);

– предварительной опеки и попечительства (ст. 12);

– назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13);

– установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14);

– наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15);

– безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16).

Учитывая п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, рассмотрим подробнее положения ст. 15 данной главы. Согласно п. 1 указанной статьи права и обязанности опекунов и попечителей определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ, в частности ст. 36 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15). В них разрешено:

– указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

– устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 6 ст. 15 установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены

места жительства подопечного – не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен гл. 4 Закона N 48-ФЗ.

Данная глава, в свою очередь, содержит статьи, касающиеся:

– имущественных прав подопечных (ст. 17);

– охраны имущества подопечного (ст. 18);

– распоряжения имуществом подопечных (ст. 19);

– особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20);

– предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21);

– охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности(ст. 22);

– доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со ст. 24 Закона N 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

– условий жизни подопечных;

– соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

– обеспечения сохранности имущества подопечных;

– выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых ч. 4 ст. 15 настоящего закона.

В свою очередь, опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона N 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о:

– состоянии имущества и месте его хранения;

– приобретении имущества взамен

– доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

– расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона N 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона N 48-ФЗ).

В свою очередь, орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26).

Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона N 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены ст. 29 Закона N 48-ФЗ, а в ст. 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона N 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания

и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями ГК РФ и Законом N 48-ФЗ. В свою очередь, суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.“

– наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей ст.

Цель разработки

В РФ есть действующая законодательная норма, которая регулирует нормы поддержки многодетных семей. Но этот закон очерчивает лишь общие меры, возлагая конкретную их регулировку на региональные власти. На федеральном уровне прописана лишь малая толика обязательных выплат, которые финансируются из федерального бюджета, остальные субсидии должны оплачиваться из региональных бюджетов. Таким образом, получается, что хотя помощь многодетным семьям и должна оказываться, но ее конкретные размеры определяются местными властями самостоятельно. Такой подход не подразумевает каких-то конкретных сумм выплат, поэтому в регионах сложилась весьма разнообразная практика помощи многодетным.

Разработка нового законопроекта должна учесть опыт регионов, суммировать его и вычленить из полученного некий универсальный подход. Суть данной работы заключается в том, чтобы ряд субсидий и материальных гарантий закрепить на федеральном уровне. Это позволит семьям гарантировано получать помощь независимо от места их проживания и воспитания детей. Целью нового законопроекта не является полное отчуждение региональных властей от возможности выделять из регионального бюджета дополнительные средства для помощи многодетным. Вся работа направлена на упрочнение статуса многодетности и создания более благодатной и устойчивой почвы под их ногами.

Таким образом, получается, что хотя помощь многодетным семьям и должна оказываться, но ее конкретные размеры определяются местными властями самостоятельно.

Содержание закона

Состоит ФЗ №48 из следующих глав:

Номер главыКоличество статей и их нумерацияОписание
15 (1-5)Общие моменты
24 (6-9)Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей.
37 (10-16)Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство, и особенности их назначения.
47 (17-23)Защита имущества подопечных
55 (24-28)Ответственность уполномоченных лиц
62 (29-30)Аннулирование опеки или попечительства
71 (31)Государственная поддержка
81 (32)Вступление в силу закона

За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования опеки и попечительства. Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:

  • Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
  • Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
  • Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
  • Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.

После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:

  • Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
  • Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
  • Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.


За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:

  • предоставлять опеку нуждающимся;
  • защищать права опекаемых;
  • гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
  • следить за действиями выбранных представителей;
  • помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.

Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:

  • охранять интересы и имущество опекаемого;
  • выбирать опекуна по общепринятым критериям;
  • контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.

Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.

ФЗ 48 об опеке и попечительстве: кто может стать опекуном или попечителем, права и обязанности

Все действия опекуна, его права и обязанности регулируются ФЗ об опеке и попечительстве.

Большинство людей получают полную правоспособность и дееспособность в 18 лет и с того момента сами отвечают перед законом за свои поступки, а также получают право распоряжаться своим имуществом.

До этого момента все важные решения принимаются его родителями или попечителем. Также выполняющих уход отвечает за совершеннолетних, но утративших дееспособность подопечных, например, за психически больных.

До этого момента все важные решения принимаются его родителями или попечителем.

Изменения в законе об опеке и попечительстве

Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.

Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:

  1. Не более 4 детей. Этот пункт законопроекта вызвал больше всего возмущения со стороны приемных родителей. Он гласит о том, что в семьях не может быть больше 3 несовершеннолетних, в совокупности как кровных, так и усыновленных. До этого года нормой считалось 8 детей в одной семье, хотя это скорее относилось к рекомендации, так как можно привести в пример много семей, где детей гораздо больше. Таким образом, в детских домах будет оставаться большее число воспитанников, жизнь которых еще с младенчества будет испорчена. Исключения допустимы, например, при неразделении родных братьев и сестер, детей супруга/супруги от бывшего барка могут. В подобных ситуациях могут разрешить в одной семье иметь 5 и более воспитанников. Материальное положение не играет никакой роли.
  2. Один воспиатнник в год. Если вы бездетная семья и хотите испытать счастье от большой семьи, то придется выжидать время, так как оформить опекунство можно не более чем на 1 человека в год. Но исключения, как и в предыдущем случае допустимы.
  3. Прохождение психолога. Если до 2019 года можно было добровольно отказаться от психологических тестов и бесед, то сегодня это обязательная мера, если вы хотите оформить опеку. И в большинстве случаев документ, который выдает доктор, будет решающим в принятии решения дать позволение на попечительство и опеку или нет. Помимо этого посетить кабинет психолога должны все члены семьи, которые будет проживать с усыновленным на одной территории. Социально психологическое обследование – обязательная мера для усыновителей.
  4. Получение разрешения на переезд. Если вы оформили опеку, то приняв решение переехать, должны будете получить разрешение от органов. Раньше достаточно было предупреждения, сегодня же их разрешения нельзя перевезти несовершеннолетнего.
  5. Отличное здоровье. Если раньше усыновители не могли иметь злокачественные опухоли и туберкулез открытой формы, то в новом законопроекте к этим болезням добавляется ВИЧ и гепатит С. Казалось бы, что есть смысл в этом требовании, но не позволяется воспользоваться опекой даже людям, у которых инфекционные заболевания не передаются в бытовых условиях и хорошо контролируются медицинскими препаратами.

Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».

назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;.

Федеральный закон об опеке и попечительстве (ФЗ 48): последняя редакция и общие положения

На чтение 8 мин. Опубликовано 01.02.2020

Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.

Глава 1. Общие положения

Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Общее содержание закона

Состоит закон из 32 статей и 8 глав, в которых описаны:

  • общие моменты;
  • права и обязанности опекунов;
  • правовой статус данных лиц, а также нюансы их назначения;
  • ответственность опекунов и сотрудников, выполняющих контроль;
  • защита имущества подопечных;
  • аннулирование полномочий;
  • вступление закона в силу;
  • господдержка.

С главами и пояснениями, а также общими моментами – что несет в себе проект, основное его назначение и прочие нюансы лучше ознакомиться до вступления в правоотношения, в которых одним из участников станет малолетний или недееспособный гражданин РФ.

Закон дает объяснения основным терминам, используемым в нем с указанием на статус каждого действующего лица:

ОпекунЛицо, в котором нуждаются граждане недееспособные и младше 14 лет, он обязан блюсти их интересы и действовать согласно их потребностям
ПопечительНаделен такими же правами, как и опекун, однако он необходим подросткам до 18 лет, а также лицам, которые частично недееспособны
ПодопечныйГражданин, нуждающийся в попечителе или опекуне, которых назначает опекунский совет
Недееспособный гражданинПолностью или частично лишен здравого рассуждения из-за расстройств психики, его статус можно закрепить только в судебном порядке, если человек прошел реабилитацию и выздоровел или наметились улучшения, влекущие восстановление дееспособности, ООП повторно подает дело в суд

При этом все правоотношения, которые возникают между участниками процесса, регулируются ГК РФ. Процесс опеки регулируется Семейным Кодексом, а аннулирование попечительства происходит согласно закону 48.

В законе также прописаны права и обязанности представителей контролирующих органов, которые должны действовать в интересах опекаемых, гарантировать им хорошие условия проживания и полное обеспечение. Они вправе контролировать действия опекунов и при необходимости своевременно реагировать.

вступление закона в силу;.

Общие положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” № 48-ФЗ и последние поправки к нему

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз “Об опеке и попечительстве” и от 24.04.2008 N 49-фз “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона “Об опеке и попечительстве”

Содержание :

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон N 48-ФЗ) и от 24.04.2008 N 49-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 сентября 2008 года.

Опека и попечительство (..)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

Органы опеки и попечительства (..)

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).

Основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ).

Опекуны и попечители (..)

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан – также Семейным кодексом РФ. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан – также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств – по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона N 48-ФЗ).

Предварительные опека и попечительство (..)

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. При этом запроса сведений о личности опекуна или попечителя в органах внутренних дел, в медицинских организациях и т.п. не требуется (ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 48-ФЗ).

Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению подопечного (..)

Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства, вправе определить ребенку опекуна или попечителя на случай своей смерти (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (..)

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье). Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 48-ФЗ).

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ (..)

Гражданский кодекс РФ дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. “б” п. 1 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Статья ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. “а” п. 4 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Изменена норма ГК РФ, устанавливающая возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, – теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. “б” п. 6 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Изменения, внесенные в Семейный кодекс РФ (..)

Семейный кодекс РФ дополнен новой главой “Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Уточнено правовое положение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности таких организаций. Предусмотрено право этих организаций осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом временная передача детей не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней) (п. 23 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Конкретизированы положения ст. 145 Семейного кодекса РФ о порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (пп. “в” п. 14 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Семейный кодекс РФ также дополнен ст. 148.1, в которой закреплены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка (п. 17 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Уточнены понятия “приемная семья” и “приемные родители” (п. п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Вводятся новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Документы, являющиеся героями текущего обзора – Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз “Об опеке и попечительстве” и от 24.04.2008 N 49-фз “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона “Об опеке и попечительстве”, можно скачать.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ст.

Описание закона

Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т.

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

Закон позволяет брать под опеку:

  1. Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.
  2. Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  1. Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  2. Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Горячая линия: (8-3952) 25-33-07 в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00

Социальный телефон: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00

звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным

Горячая линия по вопросам работы министерства в условиях коронавируса

(8-3952) 21-49-86, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00.

Горячая линия по вопросам назначения и выплаты ЕДВ на детей от 3 лет до 7 лет

8-914-87-12-311 (по рабочим дням с 9.00 до 18.00 часов)


Вопрос – ответ.

Добавить комментарий