Приемные дети в семью: понятие и порядок образования семьи, особенности договора и сопровождение

Приемная семья выплаты

Ежемесячно с помощью местного бюджета приемным семьям выделяются средства, пособия, выплаты на содержание и развитие детей. Приемная семья выплаты, выделяемые на содержание взятых несовершеннолетних и на оплату труда приемных родителей, как и социальные льготы, устанавливаются законом субъекта РФ.

Учет всех расходов осуществляется в письменной форме, с помощью платежных документов. Каждый год приемная семья отчитывается перед ООП о расходовании выделенных средств, социальных льгот, выплат, пособий. Эти документы исследуются, но если семье удалось сэкономить, то деньги возврату не подлежат. Таковы приемная семья выплаты.

Каждый год приемная семья отчитывается перед ООП о расходовании выделенных средств, социальных льгот, выплат, пособий.

Приемная семья. Понятие, порядок образования

Приемная семья. Понятие, порядок образования. Особенности правоотношений между ребенком и приемными родителями.

Приемной семьей в соответствии с Семейным кодексом РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве СК РФ. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (статья 152 СК РФ).

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка (ст. 153 СК РФ).

Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для опекунов (попечителей), усыновителей. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 СК РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора (ст. 153.1 СК РФ).

Существенные условия договора о приемной семье:

а) предмет договора – оказание приемными родителями за вознаграждение услуг, в содержание которых входят действия по законному представительству, защите прав и интересов ребенка, а также действия по воспитанию, содержанию и образованию ребенка;

б) сведения о ребенке – имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении;

выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

документ об образовании (для детей школьного возраста);

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;

копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении;

в) срок договора.

Законодательством не установлены максимальные или минимальные сроки договора, как правило, срок устанавливается до достижения совершеннолетия приемного ребенка, но договор может быть заключен на любой срок;

г) условия содержания, воспитания и образования ребенка;

д) права и обязанности приемных родителей;

е) права и обязанности органа опеки и попечительства, в том числе:

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

— оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

— принятие необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного;

— возмещают вред, причиненный приемному ребенку в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства;

ж) основания и последствия прекращения договора.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства (ст. 153.2 СК РФ).

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

При передаче ребенка в приемную семью необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, устройство ребенка в приемную семью должно осуществляться исключительно в его интересах. Необходим учет этнического происхождения ребенка, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ). Также следует принять во внимание, что разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (п. 5 ст. 145 СК РФ). Исключением из общего правила будут случаи, когда ребенок не осведомлен о наличии у него братьев и сестер, либо один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью, и т.п.

Во-вторых, поскольку передача ребенка в приемную семью существенным образом влияет на его судьбу, постольку она должна сопровождаться выявлением мнения самого ребенка. Разумеется, речь идет о ребенке, обладающем определенной психической зрелостью и способном сформулировать свои собственные взгляды. Мнение ребенка должно касаться конкретных приемных родителей. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей приемные родители несут ответственность в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и договором.

N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов попечителей и приемных родителей.

76. Приемная семья: понятие, порядок образования. Договор о передаче ребенка в приемную семью.

1) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года.

2) Гражданский кодекс РФ

3) Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о приёмной семье» от 17.07.1996 года.

Приёмная семья—это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Образование приемной семьи

1. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

2. Положение о приемной семье утверждается Правительством Российской Федерации.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью

1. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

– отстраненных от обязанностей опекуна попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;.

6. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:

  • в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
  • в течение года после передачи ребенка в семью — 1 раз в 3 месяца;
  • в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.

Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.

Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.

ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.

Организация сопровождения замещающих семей

Введение

Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.

На фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений в годы перестройки и в начале двухтысячных годов в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача. Ее социальные корни глубоки и ранимы.

Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Служба сопровождения замещающих семьей, созданная как организационная структура государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Непоседы”, является частью региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов во взаимодействии специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. Сопровождение определяется совместностью действий специалистов службы и семьи, оказанием помощи в условиях изменяющихся потребностей, как процесс, ограниченный во времени (имеющий завершенность).

Цель сопровождения – создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи – изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения.

Важнейшая задача – мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

I. Организация работы по сопровождению замещающих семей

Сопровождение замещающих семей ведется:

  • по плану сопровождения;
  • по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
  • по ситуации.

Услуга осуществляется на основании договора/соглашения о сопровождении. Договор о сопровождении заключается между замещающей семьей и Службой психолого-медико-социального сопровождения в лице руководителя. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальная программа сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.

Читайте также:  Лишение права собственности на долю в квартире: основания, образцы исков

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

  • сбор информации о семье;
  • выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
  • проведение тематических встреч замещающих родителей;
  • организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
  • мониторинг развития ребенка в семье;
  • психолого-медико-педагогический консилиум.

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций специалистов.
  • Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
  • Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
  • Конфиденциальность.

Технология сопровождения подразумевает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении;
  2. Диагностический этап. Предполагает исследование специалистами семейной ситуации, оценку случая.
  3. Коррекционный. Сопровождение семьи в различные периоды развития (адаптации, интеграции и сепарации приемного ребенка).
  4. Мониторинг.

На подготовительном этапе специалисты службы:

  1. Принимают информацию о семье из органов опеки и попечительства, либо непосредственно от семьи, в результате ее обращения за оказанием помощи, производят запись в журнал учета семей;
  2. Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся в органах опеки и попечительства, ШПР и организации для детей-сирот, в которой воспитывался приемный ребенок, вносят информацию в журнал учета семей;
  3. Согласуют дату первичного собеседования с семьей;
  4. Проводят первичное собеседование с семьей о правилах, принципах и задачах сопровождения.
  5. Назначают время и дату диагностической консультации, визита в семью.

В результате проведенных мероприятий:

  • Зафиксирована информация о семье
  • Специалист владеет первичной информацией о семье и ребенке
  • Согласован порядок взаимодействия с семьей
  • Получено согласие семьи на сопровождение
  • Назначено время для диагностической консультации

На диагностическом этапе специалисты службы:

  1. Проводят первичную оценку ситуации в семье, потребностей ребенка, членов семьи, особенностей детско-родительских отношений.
  2. Проводят оценку наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемных детей/ребенка.
  3. Проводят оценку ресурсов семьи.
  4. Определяют уровень сопровождения.

Для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка используется пакет основных диагностических методик (Приложение 1).

При необходимости:

  • назначают повторную встречу для продолжения диагностики;
  • визит в семью: для установления более конструктивного контакта и сбора дополнительной информации.

В результате проведенных мероприятий:

  • Установлен контакт с родителями и детьми/ребенком;
  • Получена информация об особенностях семейной системы и рисках адаптации;
  • Специалистом сформирована оценка уровня риска дезадаптации, ресурсов семьи и определен актуальный уровень сопровождения;
  • Родителям даны рекомендации о характере дальнейших действий по сопровождению;
  • Родители (в случае необходимости, ребенок) знают результаты диагностики, согласны с ними и мотивированы на сотрудничество.

Коррекционный этап. Коррекционные мероприятия направлены на преодоление травмирующих ситуаций, организацию психологической поддержки, просветительской деятельности в области актуальных вопросов для замещающей семьи. Могут проводиться индивидуальные и групповые занятия для детей и замещающих родителей. Системная помощь, организованная специалистами службы, позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Мониторинг эффективности проводимой специалистами службы работы с замещающей семьей является необходимой частью сопровождения. Мониторинг проводится комплексно, всеми специалистами, участвующими в процессе сопровождения конкретной семьи: социальный педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает результативность сопровождения, динамику семейной ситуации. Данные мониторинга обсуждаются на консилиуме службы сопровождения, где определяется необходимость в продолжении (прекращении) сопровождения, переводе семьи на другой уровень сопровождения.

На консилиуме службы сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

  1. Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в замещающей семье (часто ли болеет)
  2. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей (посещает ли образовательную организацию по своему уровню, какие есть способности), как родители относятся к способностям ребенка
  3. Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место беспокойство, агрессия, непослушание, неумение сдерживать эмоции, понимание эмоций).
  4. Отношения в замещающей семье (характер взаимоотношений, привязанности, дружелюбие, теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
  5. Социальное развитие (общение с чужими людьми, контакты со сверстниками, родственниками, знание правил поведения, их соблюдение, ухоженность и навыки самообслуживания, наличие желания помочь другому).

II. Оказание помощи замещающим семьям

Сопровождение замещающей семьи состоит из трех уровней:

  1. Базовый (общий)
  2. Кризисный (терапевтический)
  3. Экстренный.

БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется низким уровнем риска дезадаптации. На данном уровне осуществляется общая поддержка семьи, проводится обсуждение и составление с семьей рекомендаций по совершенствованию знаний, умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и развитию детей (на основании результатов диагностики). Составляется план сопровождения замещающей семьи. Семья вовлекается в работу реабилитационных групп, групп досуга, работу родительского клуба и т.п. мероприятия.

КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает работу с реабилитационным случаем и определяется средним и высоким уровнем дезадаптации.

Организация работы строится на принципах:

  • Командной работы (объединение в одну команду различных специалистов психологов, социальных педагогов, логопедов и др. – осуществляющих комплексное мультимодальное сопровождение семьи);
  • Работа с семьей в целом, ориентация на динамику системных процессов при интеграции ребенка в семью;
  • Соблюдение права семьи на автономию;
  • Сочетание выездного и стационарного типа деятельности.

Методы работы:

  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Индивидуальная (игровые и арттерапевтические методы) и групповая работа с детьми и подростками (тренинг).

Специалисты разрабатывают план сопровождения совместно с семьей, а также:

1. проводят углубленную диагностику причин возникновения риска дезадаптации;

2. разрабатывают, согласовывают формулировки и оформляют итоговую оценку риска дезадаптации семьи;

3. обсуждают и согласовывают с родителями цели работы для плана сопровождения семьи;

4. обсуждают с родителями пути достижения намеченных целей в плане сопровождения семьи;

5. готовят комплект документов для рассмотрения на консилиуме;

6. предоставляют план сопровождения семьи консилиуму специалистов;

7. корректируют план сопровождения семьи (при необходимости).

Критериями эффективности работы являются:

  1. Установление доверительного контакта с семьей на протяжении длительного времени.
  2. Положительная динамика развития ситуации (удовлетворительные для всех членов семьи внутрисемейные отношения, улучшение учебной ситуации) и состояния ребенка.
  3. Умение замещающих родителей самостоятельно (или при минимальной поддержке специалистов) справляться с возникающими трудностями и решать возникающие в процессе воспитания проблемы.

ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения предполагает:

  • Экстренное консультирование семьи специалистами (психолог, юрист, социальный педагог и т.д.) очно или по телефону;
  • Проведение экспертизы ресурсности семьи;
  • Составление и реализацию плана экстренного сопровождения;
  • Семейную терапию;
  • Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от приема ребенка;
  • Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.

В случае экстренного сопровождения в работу включаются все специалисты службы сопровождения, характер оказания помощи отличается интенсивностью.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды ее развития и обязывает сотрудников службы хорошо знать историю судьбы ребенка и его эмоционально-психологическое состояние.

Для успешной работы с каждым конкретным случаем необходима команда специалистов, включающая педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, врача-педиатра или детского психиатра, логопеда, в зависимости от существующей проблемы. Свои особенности имеют направления сопровождения замещающих семей на этапе адаптации, формировании привязанностей, формировании личной идентичности ребенка, сопровождение семей с подростками, или в случае родственной опеки (Приложение 2).

В любом случае, эта работа предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации, максимально возможной интеграции детей в общество.

III. Контроль качества оказания услуги сопровождения

Организация и проведение сопровождения замещающей семьи предполагает, что семья имеет полную информацию о содержании программы сопровождения, сроках ее реализации, возможных результатах и о взаимных обязательствах. Осуществляется и контроль качества сопровождения со стороны руководителя службы сопровождения, который включает:

  • оценку индивидуальной программы сопровождения, в которой учтены потребности замещающей семьи;
  • промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
  • внесение изменений и дополнений в программу, в зависимости от результативности проводимой работы.

Промежуточные и итоговые результаты проверки реализации индивидуальной программы сопровождения рассматриваются коллегиально на консилиуме и оформляются заключением о форме дальнейшего сопровождения или прекращения предоставления услуги.

Литература

1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.

2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.

3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.

4. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.

5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.

7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации

детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.

8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006.

10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.

11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-53.

12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.– Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям”).

13. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.

14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический практикум).

15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрожжина Инна Валерьевна

В статье рассматриваются и анализируются проблемы, связанные с определением правовой сущности договора о приемной семье и с его разграничением с трудовым договором , а также практические вопросы, возникающие при его заключении и определении его содержания.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются нормы семейного законодательства, а в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг как наиболее близкого по своей сути правового института, но только в той степени, в какой это не противоречит существу таких отношений, а также нормам Закона об опеке и попечительстве.

Понятие и правовая природа договора о передаче ребёнка в приёмную семью

Среди наиболее значимых нововведений, закрепленных в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и во взаимосвязанном с ним Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве”, следует отметить установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства. Эта новелла имеет некоторую специфику вследствие трех следующих обстоятельств.

Во-первых, расширено использование гражданско-правового термина “договор” в положениях глав Семейного кодекса РФ, посвященных устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, в механизм правового регулирования глав 20-21 СК РФ добавлена возможность субсидиарного применения правил главы 39 Гражданского кодекса РФ, а также общих положений гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положений об ответственности за неисполнение обязательств (раздел III ГК РФ).

В-третьих, в связи с указанными нововведениями поставлен вопрос о правовой природе договора об осуществлении опеки или попечительства.

Отметим, что после вступления в силу СК РФ (напомним, это произошло 1 марта 1996 г.) правовая природа данного договора в специальной литературе часто вовсе не анализировалась.

Мнения авторов, обратившихся к этой теме, расходятся. Так, Л.Ю. Михеева договор об осуществлении опеки или попечительства относит к группе гражданско-правовых договоров об оказании услуг; П.В. Крашенинников, П.И. Седугина, М.Ю. Челышев рассматривают его как смешанный договор; Л.В. Барков предлагает считать его договором об оказании социальных услуг.

До принятия Федерального закона “Об опеке и попечительстве” и внесения изменений в СК РФ назначение опекуна или попечителя производилось на основании постановления главы районной администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве). Вопрос о порядке заключения договора регулировался нормами главы 21 СК РФ (“Приемная семья”), Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 августа 1996 г. N 829 и Типовым договором о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, являющимся приложением N 1 к Положению о приемной семье. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью являлся юридическим фактом образования приемной семьи. Статья 152 СК РФ в прежней редакции указывала, что договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Типовой договор все перечисленные условия содержал.

В настоящее время ч. 1 ст. 14 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” позволяет заключить договоры о приемной семье и о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), рассматривая их как частные случаи (разновидности) договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Эта статья позволяет осуществлять возмездную опеку или попечительство не только над детьми, но и над взрослыми подопечными путем заключения договора.

Кроме того, законодатель недвусмысленно определил юридический факт, порождающий возникновение отношений, связанных с опекой и попечительством. Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В части 4 п. 7 ст. 145 СК РФ определено, что при установлении опеки или попечительства по договору в момент принятия акта у опекуна или попечителя возникают права и обязанности по представительству прав и интересов подопечного.

Очевидно, что возникновение правоотношений в связи с установлением опеки или попечительства законодатель связывает именно с принятием акта. Каким должно быть его содержание?

Во-первых, в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий последнего. Так, если опека над ребенком устанавливается по заявлению его родителя на период, когда в связи с длительной командировкой родитель не может исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”), в акте может быть сказано, что опека устанавливается на период до возвращения родителя по месту жительства, или называется конкретный срок, например, два месяца. В соответствии со ст. 29 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя служит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства.

Читайте также:  Генеральная доверенность на распоряжение недвижимым имуществом

Во-вторых, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей) в акте могут определяться обязанности каждого из них. В случаях, предусмотренных ст. 14 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”, в акте может быть закреплено, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно. 1

В-третьих, в акте могут перечисляться отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе или, напротив, обязан (ч. 4 ст. 15 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”). В качестве примеров таких требований законодатель приводит: запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место жительства приближено к месту получения медицинской помощи, и т.п.); установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.).

Требование об отражении в акте о назначении опекуна или попечителя стольких нюансов позволяет усомниться в правильности позиции разработчиков Федерального закона “Об опеке и попечительстве”. В частности, в комментарии к его ст. 14 авторы указывают, что “с момента принятия акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, у опекуна или попечителя возникнут пока только права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов подопечного, а все иные – с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства” 1 . Если круг вопросов, разрешаемых актом о назначении опекуна или попечителя, столь обширен, то какова роль договора в случае установления возмездной опеки?

Специальные статьи, посвященные содержанию договора об осуществлении опеки или попечительства, и в Федеральном законе “Об опеке и попечительстве”, и в СК РФ отсутствуют.

В пункте 3 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, сказано, что договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. Однако содержание подобных договоров, их существенные и иные условия Правительство РФ определять не вправе. Поэтому не может быть составлен и типовой договор об осуществлении опеки или попечительства. В Федеральном законе “Об опеке и попечительстве” оговариваются лишь некоторые условия, которые могут включаться в текст договора: действия, которые опекун совершать не вправе (п. 4 ст. 15 ); размер, случаи и порядок выплаты вознаграждения опекуну (попечителю) (п. 3 ст. 14 , п. 2 ст. 16 ); состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование (если такое предусмотрено) (п. 3 ст. 16 ).

Не многим лучше выглядит содержание договора о приемной семье. В пункте 1 ст. 153.1 СК РФ приводится закрытый перечень сведений, которые должен содержать указанный договор с учетом, вероятно, его специфики. Он практически идентичен перечню, содержащемуся в Типовом договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, и включает сведения о ребенке (детях), условиях содержания, воспитания и образования ребенка (детей), правах и обязанностях приемных родителей и органа опеки и попечительства, а также сроке действия, основаниях и последствиях прекращения этого договора.

В пункте 2 ст. 152 СК РФ сказано, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в субсидиарном порядке положения главы 20 СК РФ (об опеке и попечительстве) и главы 39 ГК РФ (о возмездном оказании услуг). Надобность в применении главы 20 СК РФ вряд ли возникнет, так как в ней, как уже отмечалось, содержание такого договора не определено. Что касается возможности применения главы 39 ГК РФ, то данный вопрос будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Для определения правовой природы договора о приемной семье необходимо установить соотношение акта о назначении опекуна или попечителя и названного договора при возмездной опеке.

С учетом определенного в п. 6 ст. 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” основания возникновения отношений опеки и попечительства и многообразия вопросов, решаемых актом о назначении опекуна или попечителя, считаем возможным сделать следующие выводы.

. Правоотношения в связи с установлением опеки или попечительства являются непосредственным следствием принятия административного акта о назначении опекуна или попечителя, тогда как договор лишь конкретизирует и уточняет сведения о ребенке и взаимных обязательствах сторон.

. Присутствие регулятивного начала (административного акта), которое “перевешивает” договорную конструкцию, противоречит классическим “канонам” частного гражданского права. Это связано с тем, что в договоре об осуществлении опеки мера публичности является определяющей.

То обстоятельство, что для семейного права характерно наличие организационно-процедурного элемента, заметила О.Ю. Ильина. И.Ф. Александров среди особенностей семейных отношений выделяет императивность правового регулирования данных отношений. 1 В этом, по его мнению, заключается коренное отличие семейных отношений от гражданских.

Исследователь О.Ю. Ильина, сравнив содержания п. 2 ст. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 7 СК РФ, пришла к выводу о публичной направленности семейно-правового регулирования. В то время как гражданское и жилищное законодательства в указанных нормах предоставляют гражданам возможность осуществлять принадлежащие им права в своих интересах, семейное законодательство исключает такую свободу усмотрения членов семьи.

. Коль скоро п. 1 ст. 7 СК РФ определяет структуру интересов в семейных правоотношениях, исключающую приоритет частных интересов отдельных членов семьи, то применение главы 39 ГК РФ (о возмездном оказании услуг), согласно положениям которой граждане заключают договор своей властью и в своем интересе, будет так или иначе вступать в противоречие с существом семейных отношений (ст. 4 СК РФ). Не случайно до внесения изменений Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве” в главу 21 СК РФ перечень возможных семейно-правовых договоров, предусмотренных СК РФ, являлся исчерпывающим. Это обусловлено именно спецификой семейных отношений.

. По тем же основаниям представляются нелогичными изменения, внесенные Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве” в ст. 153.2 СК РФ, о порядке прекращения договора о приемной семье: решено прекращать договор по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств. Из 11 перечисленных в главе 26 ГК РФ оснований прекращения обязательств лишь одно – прекращение обязательства смертью гражданина (ст. 418 ГК РФ) – может быть применено к договору об осуществлении опеки или попечительства (договору о приемной семье).

. Представляется вполне закономерным, что специфика защиты семьи на общегосударственном уровне предполагает использование приемов управленческого воздействия на семейную сферу. Может ли быть иначе сегодня, когда семье отводится роль “несущей конструкции” социума в силу исключительности выполняемых ею социальных функций?

И наоборот, регулирующая и охранительная сила норм гражданского права опирается на признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, личности и свободы человека, автономии воли участника и свободы договора, единства рыночного пространства в пределах территории Российской Федерации, недопустимости ограничения гражданских прав и свобод и гражданского оборота иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 55 Конституции РФ, обеспечение защиты и восстановление нарушенных прав.

. Мы не можем согласиться с исследователем А.В. Барковым, который утверждает, что открытые им оригинальные системообразующие признаки позволят договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) отнести к группе гражданско-правовых обязательств на оказание социальных услуг. При этом под социальной услугой автор предлагает понимать деятельность, требующую договорного режима оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и других услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от условий ее оказания и оплаты. Как утверждает автор, они объединяются особой социальной направленностью (идеей социального содействия), особым субъектным составом (лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации), и предметом договора (оказание социальных услуг).

Представляется, что проведение аналогии недопустимо сразу по нескольким причинам.

Во-первых, мы, вслед за Е.Г. Шабловой, придерживаемся точки зрения, согласно которой социальные услуги не являются объектом договора возмездного оказания услуг, а возмездность – это один из отличительных признаков услуги как объекта гражданских прав 1 .

Во-вторых, условия оказания и оплаты услуг по договору требуют контроля со стороны государственных органов опеки и попечительства, так как речь идет о несовершеннолетних. С учетом комплексного характера реформирования данного института отсутствие федерального нормативно-правового регулирования, весьма вероятно, приведет к искажению применения закона на местном уровне, а это противоречит соблюдению прав и интересов несовершеннолетних. Данное положение подтверждает сделанный нами вывод о публичной направленности семейно-правового регулирования.

В-третьих, наметившаяся тенденция к передаче обязанностей, связанных с осуществлением практических мер в области защиты прав детей, от Российской Федерации к субъектам Российской Федерации без выработки соответствующих обязательных для субъектов Российской Федерации федеральных государственных стандартов неминуемо приведет к негативным правовым и финансовым последствиям. На данный факт указывает, например, А.В. Барков.

. Как справедливо заметил Е.А. Суханов, “фидуциарные сделки редки и в целом не характерны для имущественного оборота”. Отнесение договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье) к фидуциарным гражданско-правовым договорам вносит определенный диссонанс в существующую традиционную классификацию договоров в науке гражданского права. Кроме того, по действующему законодательству именно семейное, а не гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения членов семьи. Поэтому договоры и иные соглашения, регулирующие личные неимущественные отношения в семейной сфере, могут быть только семейно-правовыми. До кардинального изменения предмета гражданского права и корректировки предмета семейного права дискуссия об этом является преждевременной.

. Таким образом, по своей правовой природе договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) нельзя отнести ни к классическим, ни к смешанным гражданско-правовым договорам.

Считаем, что данный вид договора можно признать семейно-правовым, так как по своей правовой природе он обладает искомой спецификой. Предметом исследуемого договора является воспитание ребенка в семье. Может ли столь специфическая духовная деятельность квалифицироваться как услуга, представляющая объект гражданско-правового отношения? С учетом мнений ученых, определяющих услугу в общем виде, Н.А. Баринов полагает, что “услуга – это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека” 1 .

Воспитание, осуществляемое опекунами (попечителями), приемными родителями, является, по сути, способом их жизни, когда не только и не столько словом, сколько примером, всей своей жизнью осуществляется процесс воспитания. В процессе воспитания возникает сложная гамма личных неимущественных отношений, самым тесным образом связанных с личностями опекунов (попечителей), приемных родителей и ребенка. Их нельзя квалифицировать в качестве гражданских прав и обязанностей, это семейно-правовые права и обязанности сторон исследуемых договоров. Каким гражданско-правовым договором, рассчитанным на опосредование товарно-денежных отношений, можно обязать мать любить ребенка, а ребенка – мать?

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) по своей правовой природе является не гражданско-правовым, а семейно-правовым.

Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

Может ли быть иначе сегодня, когда семье отводится роль несущей конструкции социума в силу исключительности выполняемых ею социальных функций.

Формирование приёмной семьи в 2020 году

Статья 152 Семейного кодекса Российской Федерации содержит этапы реализации программы попечения. Так, например, приёмная семья формируется исключительно на основании соответствующего соглашения, которое должно быть подписано сотрудниками органов опеки, являющимися представителями ребёнка и приёмными родителями.

Само же содержание данного договора по передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью – установлено в статье 153 того же Семейного кодекса. В акте указываются:

  1. Основные обязанности приёмных родителей, в список которых входит воспитание ребёнка и организация для него качественных условий для развития и жизни. Родители обязуются не только осуществлять досуг, но и уважать его, а также помочь с адаптацией внес стен детского дома.
  2. Основные обязанности органов опеки. Согласно установленным нормам закона, основной целью данного государственного ведомства является осуществление контроля содержания и воспитания ребёнка-сироты и детей, родители которых были лишены родительских прав, которые были переданы в приёмные семьи. Для обеспечения надлежащих условий жизни родители, взявшие приёмного ребёнка – имеют право на получение регулярных ежемесячных выплат, размер которых составляет сумму, равную 40% от средней годовой заработной платы родителя, а также на получение едино разовой выплаты, составляющей сумму 16 350,33 рубля за каждого из усыновлённых детей. Кроме того, родители получают каждый месяц по 7 857,64 российских рубля за ребёнка до 10 лет и по 8 756 рублей – за достигшего десятилетнего возраста. Также, сотрудники органов опеки должны обеспечивать и иные виды социальной поддержке приёмной семье, перечень которых устанавливается отдельно для каждого региона РФ.
  3. Данные ребёнка, а также его родных родителей.
  4. Фактический срок действия заключаемого договора.

В юридической практике иногда встречаются и случаи расторжения договора попечительства. Полный список случаев, когда это может произойти Вы можете найти в статье 153 СК РФ.

Чаще всего, договор разрывается в случаях:

  • истечения срока действия документа;
  • отказа приёмных родителей от выполнения обязанностей по воспитанию ребёнка из-за ухудшения материального положения семьи или здоровья её члена/членов;
  • нарушения условий договора одной из сторон;
  • пересмотра сотрудниками органов опеки своего решения в результате обнаружения неблагоприятных условий для ребёнка, созданных его приёмными родителями.

Помните, что если родители решают взять на воспитание (попечительство) ребёнка-инвалида или детей, которые часто болеют или имеют нарушение в развитии – они обязаны заранее подготовить место проживания под потребности приёмного ребёнка!

Также, напоминаем, что с точки зрения буквы закона – опека следует всегда исключительно интересам самого ребёнка! А, потому, в случае, если ему уже исполнилось 10 лет – стороны не могут подписать договор без его согласия.

Помните, что если родители решают взять на воспитание попечительство ребёнка-инвалида или детей, которые часто болеют или имеют нарушение в развитии они обязаны заранее подготовить место проживания под потребности приёмного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
статья15.65 КБ

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами.

Приемная семья: понятие, порядок образования. Договор о передаче ребенка в приемную семью

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор заключается между ООП и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в ПС передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусм. указанным договором.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен пред. условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье ООП, а также основания и последствия прекращения такого договора. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, пред. ПС в зависимости от количества принятых на воспитание детей, уст. законами субъектов РФ.

Договор м.б. расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии ув. причин (болезни, изменений семейного или имущ. положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отн. Между детьми и др.), а также по инициативе ООП в случае возникновения в ПС неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка родителям или усыновления.

Приемными родителями м.б. соверш. лица обоего пола, за искл. лиц, признанных судом недеесп. или ограниченно деесп.; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осущ. обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители.

Приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна.

На воспитание в ПС передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в восп., лечебном учр-и, учр-и соц. защиты населения или др. Предвар. выбор ребенка для передачи в ПС осущ. лицами, желающими принять ребенка в семью, по согл. с ООП. Разъединение братьев и сестер не допускается, за искл. случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в ПС осущ. с учетом его мнения. Ребенок, дост. возраста 10 лет, м.б. передан в ПС только с его согласия.

Ребенок, переданный в ПС, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и др. соц. выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования ж.п.; при отсутствии ж.п. имеет право на предоставление ему ж.п. в соотв. С жилищным зак-вом.

На содержание каждого ребенка ПС ежемесячно выплачиваются денежные средства. ООП обязан оказывать ПС необх. помощь, способствовать созданию норм. условий жизни и воспитания ребенка, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей.

Акты гражданского состояния.

Акты гражданского состояния– это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина. Акты гражданского состояния, совершенные в религиозной форме до образования или восстановления органов ЗАГС, приравниваются к актам, совершенным в органах ЗАГС, и не требуют последующей государственной регистрации. Акты гражданского состояния подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах ЗАГС, образованных органами власти субъекта РФ. Акты гражданского состояния граждан РФ, проживающих за границей, регулируются консульскими учреждениями Российской Федерации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния необходима,во-первых, для охраны личных и имущественных прав граждан, во-вторых, в государственных интересах – ведение учета данных для изучения динамики народонаселения.

Государственная регистрацияактов гражданского состояния осуществляетсяпосредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство– документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельства изготавливаются типографским способом на гербовой бумаге и являются документами строгой отчетности, каждый такой бланк имеет серию и номер.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ или в суд.

Изменения или исправленияв записи актов гражданского состояния вносятся органом ЗАГС по заявлению заинтересованных лиц, на основании решения суда, на основании решений административных органов, на основании составления других записей актов гражданского состояния. При наличии спора между заинтересованными сторонами исправления или изменения вносятся только на основании решения суда.

При утрате свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом ЗАГС повторное свидетельство на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органах ЗАГС. Сама утраченная запись акта гражданского состояния может быть восстановлена только на основании решения суда.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 228 ;

лица обоего пола, за искл.

Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью в Российской Федерации

Банников И.А., аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.

Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения – договор о создании приемной семьи. В этой связи весьма сложным представляется вопрос о том, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства. Семейный кодекс РФ не дает на него прямого ответа.

В юридической литературе на сегодняшний день сложилось четыре точки зрения по данной проблеме. Сторонники первой утверждают идею о трудовом характере исследуемого договора, вторые полагают, что он является семейно-правовым, третьи считают его разновидностью гражданско-правовых договоров и, наконец, четвертые говорят о смешанной правовой природе договора о передаче ребенка в приемную семью.

Использование в ст. 152 СК РФ таких терминов, как “труд”, “размер оплаты труда”, наводит на мысль о том, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения.

Позицию о трудовой природе отношений приемных родителей и органа опеки и попечительства поддерживает Г.С. Скачкова . По ее мнению, воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

См.: Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 – 28.

Обращение к подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы организации приемной семьи, не вносит на этот счет никакой определенности. Так, письмо Минобразования России и Минтруда России “О порядке оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью” называет такие отношения договорными, в основе которых лежит договор возмездного оказания услуг, но при этом в самом названии документа речь идет о трудовых отношениях.

Письмо Минобразования России и Министерства труда и социального развития РФ от 9 июля 2001 г. N 846/28-5 “О порядке оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью” // Вестник образования. 2002. N 16.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – соглашение, по которому “работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка”. Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Кроме того, в соответствии с законодательством трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы невозможно, поскольку Семейный кодекс РФ и Положение о приемной семье не предъявляют к ним такого рода требований.

Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим работником. Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю помимо иных документов также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не предусмотрен.

Таким образом, эти особенности правового статуса приемных родителей позволяют сделать вывод о том, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми.

Сторонники семейно-правовой природы рассматриваемого договора указывают на то, что договор о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых договоров , поскольку исследуемый договор имеет свои особенности в силу своей специфики и целей. Поэтому источники, регулирующие правовое положение приемной семьи, не содержат отсылок к ГК РФ, в отличие от норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов.

См.: Фетюхин М.И., Кочеткова С.Ю., Фетюхин Ю.М. Приемная семья как форма опеки и попечительства. Волгоград, 2000. С. 5.

Более того, обязательственный характер данных правоотношений и возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, по мнению С.Ю. Чашковой, все же не позволяют относить их к гражданско-правовым отношениям .

См.: Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2004. С. 152.

Трудно согласиться с выводом С.Ю. Чашковой о том, что возмездный характер отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, объясняется тем, что государство перекладывает на приемную семью свою обязанность заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей. Представляется, что одним из основных критериев разграничения опеки (попечительства) и приемной семьи является возможность получения приемными родителями встречного удовлетворения в виде вознаграждения. Так, опекуны (попечители) берут на себя заботу о ребенке, как правило, из сострадания, любви к ребенку или желания создать семью.

Действительно, правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, имеют неоднородный сложный характер, что, видимо, оказало влияние на позицию П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. Они считают, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет смешанную семейно- и гражданско-правовую природу .

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. М., 2001. С. 339.

Однако, на наш взгляд, правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как гражданско-правовые, а не как семейно-правовые или смешанные. В этой связи позиция Л.Ю. Михеевой относительно природы возникающих в приемной семье правоотношений представляется наиболее обоснованной. Правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, квалифицируются Л.Ю. Михеевой как гражданско-правовые, так как “налицо обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок” .

Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. С. 84.

С учетом того что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен Гражданским кодексом РФ, он является непоименованным договором. Система гражданских договоров постоянно развивается, появляются новые виды и подвиды договоров. Это очевидно связано с непрерывным развитием гражданского оборота .

См.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 68.

Направленность договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью выражается в принятии на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, то есть цель договора заключается в оказании всего комплекса воспитательных и иных тесно связанных с ними услуг. Из этого следует, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью относится к договорам, направленным на оказание услуг. В эту группу входят договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, доверительного управления имуществом.

По нашему мнению, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует отнести к непоименованному виду договора возмездного оказания услуг. Это следует из характерной особенности договоров возмездного оказания услуг, которая заключается в отсутствии результата, отделимого от процесса работы. Соответственно, и предметом договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является не конкретный овеществленный результат, а действия приемных родителей, направленные на воспитание и защиту прав и законных интересов приемных детей.

Данной точки зрения придерживается и Министерство образования и науки РФ, которое в своих разъяснениях по вопросу оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства предлагает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью регулировать по аналогии с договором возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (услугодатель) (в нашем случае – приемные родители или родитель) обязуется по заданию заказчика (здесь – орган опеки и попечительства) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, отдельные из которых материального результата не имеют: в рамках оказания приемными родителями услуги по воспитанию осуществляется представление интересов приемных детей в отношениях с любыми лицами, организация питания, отдыха, обучения приемных детей.

В свете гражданско-правовой квалификации отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, чрезвычайно важным представляется вопрос о вознаграждении приемных родителей: недопустимо применение к гражданско-правовым отношениям положений трудового права о заработной плате. Данное вознаграждение, его размер, порядок выплаты должны зависеть от реальных рыночных цен на данный вид услуг.

Таким образом, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является непоименованным видом договора возмездного оказания услуг. Кроме того, его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный.

В юридической литературе на сегодняшний день сложилось четыре точки зрения по данной проблеме.

Отличительные особенности от опекунства

Многие граждане нашей страны полагают, что разницы между приемной семьей и опекунством нет. Но так ли это на самом деле? Попробуем с этим разобраться в таблице разницы.

Приемная семьяОпекунство
Требования к приемной семье лояльныеЖесткие условия отбора
Сложный документальный процесс, который требует подписания договораДостаточно только предъявить необходимый пакет документов и все
Гарантированное получение пособияРасплывчатая формулировка в законодательстве о возможности получения пособий
Допускаются свидания попечителя со своими родными и близкимиОрганы опеки и попечительства могут не разрешить свиданий со своими биологическими родственниками

Как видно, как таковой весомой разницы в этих двух формах устройства нет и они мало чем отличаются между собой. По сути, можно сказать, что вопрос заключается только в юридическом документальном оформлении и все.

простые семьи, у которых имеются несовершеннолетние дети и пожилые родители;.

Что такое патронатная семья и как оформить договор?

Время чтения: 6 мин.

Патронатная семья представляет собой правоотношение, при котором ребенок передается на воспитание гражданину, заключившему с органами опеки соответствующий трудовой договор. Патронатным родителем может стать совершеннолетний дееспособный россиянин, готовый защищать права принятых на воспитание детей.

  • 1. Особенности патронатной семьи
  • 1.1. Польза патроната
  • 2. Патронат и приемная семья: отличия
  • 3. Кто становится патронатным воспитателем
  • 4. Как создать патронатную семью

Особенности патронатной семьи.

Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

N 829 О приёмной семье , которым утверждено Положение о приёмной семье.

Добавить комментарий