Первое собрание кредиторов в процедуре банкротства в соответствии с действующим законодательством РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 3 статьи 12 внесены изменения

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки штрафы, пени , проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и или финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

Срок проведения

Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе.

Уведомление участников

Для того чтобы собрание носило правомочный характер, арбитражный управляющий обязан уведомить всех участников такого собрания путем направления специальных писем. Осуществить такое направление можно двумя путями – посредством использования почтовой связи и иными доступными способами. Главным нюансом второго варианта является необходимость получения подтверждения о факте рассылки уведомлений, чтобы использовать такие подтверждения в суде в случае возникновения вопросов у участников, то есть использование различных сервисов сообщений в этом случае является некорректным, так как доказать отправку сообщения бывает очень сложно, а также возникает вопрос спорности официального обращения в ходе такого вида рассылки.

В уведомлении, которое направляется арбитражным управляющим всем без исключения участникам первого собрания кредиторов, должны содержаться следующие сведения:

  • информация о том юридическом лице-должнике, в отношении которого проводится процедура признания финансово несостоятельным;
  • обозначение даты проводимого собрания, а также места, где оно состоится;
  • повестка собрания, а также тот план, которого следует придерживаться при участии в нем;
  • информация о применяемом порядке регистрации участников проводимого собрания;
  • данные о тех правилах, которые установлены относительно изучения и формирования представления о содержании представленных документов, рассматриваемых на собрании.

Также в уведомлении может быть предоставлена информация о том, каким образом участник собрания может получить копию протокола (в случае необходимости) при условии уважительной причины пропуска собрания.

Первое собрание кредиторов может быть признано несостоявшимся не только в случае несоблюдения сроков его созыва, но также и в том случае, если его участники не проголосовали по ключевым вопросам, вынесенным на его повестку. В этом случае все решения будут приняты арбитражным судом на специально назначенном заседании.

неголосующие кредиторы.

Порядок проведения

К субъектам, имеющим право инициировать собрание, относят:

  • арбитражного управляющего;
  • комитет лиц, имеющих право требования;
  • конкурсных кредиторов, права требования которых составляют не менее десяти процентов общей суммы требований реестра.

В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 законодатель детально раскрыл вопрос о том, как проходит собрание кредиторов при банкротстве и каков порядок действий арбитражного управляющего. Очередность действий на протяжении всего процесса включает в себя следующие стадии:

1. Лицо, инициирующее совещание, выносит требование о проведении, в котором определяются главные вопросы, выносимые на рассмотрение.

2. Арбитражный управляющий готовит отчеты об экономическом и финансовом положении. На этом же этапе определяется список участвующих лиц.

3. Уведомление всех о предстоящем заседании. Если порядок уведомления будет нарушен, принятое решение можно признать недействительным.

4. В день проведения арбитражный управляющий регистрирует участвующих лиц, проверяет полномочия. Объясняет порядок голосования. Знакомит с подготовленными материалами о финансовом положении организации.

5. По вопросам повестки дня голосующие кредиторы принимают решение. На этом же этапе осуществляется подсчет голосов и подводятся итоги.

6. Завершающим этапом является оформление протокола. Требования к протоколу установлены в п. 7 ст. 12 ФЗ о банкротстве.

Предельные сроки проведения собрания кредиторов при банкротстве на законодательном уровне не установлены, но в соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ о банкротстве, заседание должно быть произведено не позднее чем через три недели с момента, когда арбитражный управляющий получит уведомление о необходимости проведения.

Завершающим этапом является оформление протокола.

Процедуры банкротства: просто о сложном

Рассказываем о процедурах банкротства, и о том, для чего они могут применяться.

В рамках дела о банкротстве предприятие может проходить ряд процедур, каждая из которых имеет свои цели и особенности:

2. Финансовое оздоровление.

3. Внешнее управление.

4. Конкурсное производство.

5. Мировое соглашение.

По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.

Однако на практике большинство банкротств заканчивается ликвидацией.

Остановимся подробнее на каждой из процедур.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Первое собрание кредиторов: повестка дня

В процедуре банкротства гражданина, ФинУправляющий уклоняется от проведения собрания кредиторов по собственной инициативе. Единственный кредитор (тоже физик) готовит требование о проведении собрания кредиторов. Какой должна быть оптимальная повестка дня?

1. Судом уже введена процедура реализации имущества

2. Количество кредиторов — 1

3 Стоимость зем. участка должника занижена ФУ в 7раз против кадастра!

4. О 2-х автомобилях должника — ни слова!

Ответы юристов ( 4 )

  • 10,0 рейтинг
  • 10071 отзыв эксперт

О том, каким образом проводится первое собрание кредиторов гражданина, указано в

Статья 213.8. Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина

4. Первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия). В дальнейшем собранием кредиторов могут быть определены иные время и место проведения собраний кредиторов.
По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражным судом может быть определено иное место проведения собрания кредиторов или установлен иной способ его проведения.

12. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из этого логичным было бы на первое собрание поставить следующие вопросы:

  • избрание управляющего квалифицированным большинством голосов кредиторов.
  • обозначение стратегии дальнейших действий — какое выбрать направление — конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение или восстановление платежеспособности.
  • учреждение комитета кредиторов — если число кредиторов превышает 50 человек.

1. Судом уже введена процедура реализации имущества

2. Количество кредиторов — 1

3 Стоимость зем. участка должника занижена ФУ в 7раз против кадастра!

4. О 2-х автомобилях должника — ни слова!

Согласно инвентаризационной описи имеется автомобиль Рено Флюинс и указанный земельный участок.

+ ПАО МОСОБЛБАНК пытается включиться в реестр требований кредиторов.

Следовательно, в повестку дня необходимо включить вопросы:

1. Необходимость обжалования оценки земельного участка, принадлежащего должнику, в связи с её заниженной оценкой;

2. Необходимость получения сведений о наличии в собственности должника двух автомобилей, их изъятие и реализация.

Коллега, Вы о чем? ФУ проводит поиск имущества и оценку самостоятельно.

Для обжалования стоимости не нужно собрание. Указанное положение ФУ об описи, порядке, сроках реализации, установлении начальной цены утверждается определением арбитражного суда. В этом смысле кредитор вправе обращайться в арбитражный суд и обжаловать определение арбитражного суда на основании ст. 213.26

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

без проведения собрания. Никакое собрание для обжалования не нужно.

Вообще же, повторю еще раз, ФУ проводит оценку имущества самостоятельно. В случае же автора вопроса речь может идти о несогласии с отчетами ФУ об описи имущества и его оценке,

Статья 213.26. Особенности реализации имущества гражданина

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.
2. Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.
Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включенных в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, с привлечением оценщика и оплатой расходов на проведение данной оценки за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Поэтому в процедуре реализации имущества повестка собрания в Вашем случае может быть:

— об отчетах ФУ по описи имущеста и несогласии с ними;

— об отчете ФУ по оценке имущества, несогласии с ним и привлечении оценщика для оценки имущества(при этом замечу, что оплачивать данную услугу будете Вы, за свой счет).

Вот указанную повестку и ставьте в требовании о проведении СК

Реализации пока не было, поэтому включать в повестку вопрос об отчете по ней смысла нет.

об отчете ФУ по оценке имущества, несогласии с ним и привлечении оценщика для оценки имущества при этом замечу, что оплачивать данную услугу будете Вы, за свой счет.

Первое собрание кредиторов в деле о банкротстве

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов . Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве ).

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например, первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Читайте также:  Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ: действия со стороны заказчика и со стороны участника процедуры

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) . В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов . Позиция третьих – первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов .

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 – 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов .

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными . Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника – унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник – представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным (хотя есть, конечно, и исключения ).

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора – миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено );

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.

  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе .

Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.

Сроки

После того как от кредиторов поступило требование о проведении собрания, управляющий обязан в течение трех недель это собрание организовать (в соответствии с пунктом 3 статьи 14 ФЗ-127).

После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней. Кроме этого управляющий должен в течении этого же срока обновить информацию в реестре.

После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней.

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

Читайте также:  Какие льготы учителям начальных классов в городе и сельской местности в 2020 году

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй – арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами – в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника – унитарного предприятия.

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;.

Уведомление о собрании

Каждому лицу, которое имеет право участвовать в этом заседании, обязательно отправляется уведомление, в котором указано его назначение, точное время и место проведения. Кроме этого, в уведомлении описывают ключевые моменты и регламент мероприятия.

Ознакомиться с делом участники имеют право за пять дней до начала собрания кредиторов.

Уведомления отправляются Почтой России за 14 дней до собрания или же другими способами в течение пяти дней.

Если количество кредиторов превышает 500, то актуальная информация о данном мероприятии публикуют в официальном печатном издании.

Участник, который не получил уведомление вовремя и доказал, что в этом нет его вины, вправе подать заявление об отмене принятых решений без его участия. Следует заметить, что суд при рассмотрении подобного заявления берет в учет процент его требований от всей суммы и последствия, которые были вызваны этим фактом.

Рассылкой уведомительных писем занимается инициатор данного сбора. Как правило, это арбитражный управляющий. Сведения о проведении заседания заносятся в ЕФР данных о несостоятельности лиц за две недели до начала мероприятия.

Рассылкой уведомительных писем занимается инициатор данного сбора.

Статья 12. Собрание кредиторов

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй – арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами – в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника – унитарного предприятия.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Статья 12. Собрание кредиторов

Ст. 12 Закон о банкротстве в последней действующей редакции от 1 октября 2015 года.

Читайте также:  Какие отцы имеют право взыскать с ребенка алименты после совершеннолетия?

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;.

Уведомление о проведении

Прежде чем созвать СК конкурсный управляющий должен уведомить всех участников мероприятия. Управляющий, который занимается организацией сборов, обязан соблюдать следующие правила и сроки данной процедуры:

  • почтовые уведомления о проведении собрания отправляются за 14 дней до мероприятия;
  • если сообщения участникам рассылаются при помощи других средств, срок их оправки не должен быть меньше 5 дней до мероприятия;
  • при большом количестве участников съезда, например, более 500, возможна организация оповещения через публикацию в СМИ.

При нарушении указанных сроков или при отсутствии уведомления у какого-либо участника, проводимое собрание и принятые на нём решения могут быть обжалованы.

Оповещение может быть оформлено в свободной форме, однако в нём должна содержаться следующая информация:

  • сведения о юрлице;
  • место и время съезда;
  • план мероприятия и перечень решаемых вопросов;
  • порядок регистрации членов;
  • правила изучения документов, относящихся к процессу.

Все документы, с которыми участникам необходимо ознакомится перед совещанием, должны быть направлены им заблаговременно в пятидневный срок до начала мероприятия.

Все документы, с которыми участникам необходимо ознакомится перед совещанием, должны быть направлены им заблаговременно в пятидневный срок до начала мероприятия.

Запуск процедуры

Процедура происходит под управлением финансового (арбитражного) управляющего в полном соответствии со статьей 213.8 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). После вступления в законную силу признания гражданина банкротом, управляющий в течение 15 суток обязан уведомить о данном факте всех кредиторов физического лица и о запуске процедуры реструктуризации долгов. В обратном письме кредиторы должны заявить о своих финансовых требованиях к данному гражданину.

Первое собрание кредиторов считается важнейшим в процессе признания несостоятельности. На нем встречаются все лица из списка кредиторов должника, которые совместными усилиями составляют план реструктуризации долгов, а также решают вопрос о снижении процентных ставок по платежам.

Кредиторы имеют исключительные полномочия в процедуре признания лица финансово несостоятельным:

  • они утверждают стратегию реструктуризации кредитов;
  • принимают и предлагают свои изменения в план;
  • имеют право обратиться в судебный орган с целью отмены утвержденных планов;
  • ходатайствовать перед судом о признании гражданина финансово несостоятельным и запуске процедуры реализации имеющегося имущества;
  • согласиться на мировое соглашение на приемлемых условиях.

Собрания по процедуре признания финансовой несостоятельности физического лица проводятся аналогично подобным в делах с организациями. Важным нововведением является возможность кредитора подать заявление о включении в перечень собственных требований к задолжнику даже после окончания установленного финансовым управляющим сроком. Для этого кредитор должен обратиться в суд, который при наличии достаточно веской причины, дает разрешение присоединиться к запущенной процедуре.

В обратном письме кредиторы должны заявить о своих финансовых требованиях к данному гражданину.

О собраниях кредиторов в реализации имущества должника

Закон о банкротстве физ. лиц преследует очень благие и важные цели, при этом только ленивый не ругал авторов данного НПА.

– зачем делать “ежеквартальный” отчет, когда это явная аналогия собраниию кредиторов “раз в три месяца”. На этом изменении пострадали десятки арбитражных управляющих (и не пострадали кредиторы).

– зачем в ст. 213.7 писать о случаях публикаций сообщений на ЕФРСБ, если все равно перечень открыт, каждый понимает его по-разному, уже необходимо публиковать сообщения о требованиях кредиторов в реализации, кто-то публикует сведения о сделках и т.д.

Однако, в части необходимости проведения собраний кредиторов в процедуре реализации имущества гражданина вроде был достигнут консенсус:

– СК необходимо в реструктуризации (ст. 213.8 ФЗоБ);

– СК необходимо для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции СК (общие нормы+213.8);

– СК необходимо, если об этом настаивает лицо, участвующее в деле или суд.

По общему правилу, в реализации собрания кредиторов не нужны на основании следующих доводов:

– процедура является более простой (зп 25 000 рублей единоразово или 30 000 рублей в месяц)

– кредиторы осведомлены о происходящем из ежеквартальных отчетов ФУ.

Однако, в последнее время появляется новая тенденция, которую уже берут на вооружение некоторые арбитражные управляющие – п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ.

В соответствии с п. 6 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», «О проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде».

В соответствии с п. 1 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

В отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого это имущество находится.

2. Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина (то есть в рамках рассмотрения заявления по утверждении порядка продажи и начальной стоимости, предоставленной согласно п. 1 статьи 213.26 в АС)

Росреестр, трактуя изложенные нормы, требует от Арбитражного управляющего следующего поведения:

-найти имущество должника (не всегда это просто: оспариваемые сделки, истребования. );

-в течение месяца с даты описи и оценки(с даты получения в конкурсную массу имущества) ФУ ОБЯЗАН обратиться в суд с заявлением об утверждении положения о порядке продажи имущества (п. 1 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

-финансовый управляющий обязан самостоятельно проводить оценку имущества должника;

-после составления оценки финансовый управляющий должен обратиться в суд в течение месяца с утверждением оценки (в положении о порядке продажи);

-после составления оценки финансовый управляющий обязан провести собрание кредиторов должника:

Так, АУ, видимо, должен действовать следующим образом:

-проводить собрание кредиторов после составления каждой описи имущества должника – без какой – либо цели (так как данное собрание без голосования, к исключительной компетенции СК ни один вопрос из предполагаемых не относится);

-проводить собрание кредиторов после проведения каждой оценки каждого имущества должника (согласно п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ в толковании Росреестра, обязанность отчитываться перед собранием кредиторов имеется у арбитражного управляющего как после проведения описи, так и после проведения оценки) – при этом, никакие голосующие вопросы на собрание кредиторов могут не выноситься;

-проводить собрание кредиторов после реализации имущества должника (п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ) –несмотря на то, что финансовый управляющий итак обязан ежеквартально направлять отчет кредиторам должника.

Естественно, количество изменений в опись равно количеству новых собраний, новые оценки – новые собрания, реализация каждого актива – отдельное собрание (если только все события не существенно близки к одному и тому же сроку).

Таким образом, Росреестр считает, что финансовый управляющий обязан отчитываться перед собранием кредиторов должника о вышеуказанных действиях несмотря на следующие обстоятельства:

-финансовый управляющий обязан ежеквартально направлять отчеты о своей деятельности кредиторам (не это ли является тем самым “отчитаться”);

-на данных собраниях кредиторов кредиторы не будут принимать никакие решения, так как цель собраний – отчет (отчитываться перед собранием);

-утверждение положения о порядке продажи и оценка совершаются посредством вынесения Арбитражным судом соответствующих определений;

-арбитражный управляющий ЗА ВСЮ ПРОЦЕДУРУ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА получает предусмотренное Законодателем вознаграждение в размере 25 000 рублей, тогда как (исходя из логики Росреестра) количество действий в процедуре реализации имущества должника НЕ МЕНЬШЕ, чем в процедуре конкурсного производства (при зарплате в 30 000 рублей в МЕСЯЦ);

-оценка и положение о порядке продажи утверждаются судом, каждый кредитор вправе заявить свои возражения в рамках данного процесса.

Таким образом, по моему мнению, финансовый управляющий не обязан проводить собрание кредиторов должника в рассматриваемом случае.

Статья, нарушение которой вменяется Росреестром, обязывает финансового управляющего ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД СОБРАНИЕМ КРЕДИТОРОВ. Даже данная норма не предусматривает проведение собрания кредиторов, сам отчет направлялся и направляется в соответствии с законом (иного в протоколе не установлено).

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.07.2018 N Ф01-2386/2018 по делу N А82-18453/2015 затрагивается данный вопрос, в ходе рассмотрения коллегия судей установила необходимость направления ежеквартального ОТЧЕТА кредиторам во исполнение п. 6 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Дополнительно, стоит учесть, что подобные дела уже рассматривались судами. Так, Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2017 по делу №А60-9261/2017 отмечено:

Таким образом, Законом о банкротстве определена обязанность проводить собрание кредиторов только в процедуре реструктуризации долгов гражданина, проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом.

К компетенции собрания кредиторов отнесены вопросы, указанные в п. 12 ст. 213.8 закона о банкротстве, которые также не относятся в процедуре реализации имущества гражданина.

Кроме того, компетенции собрание кредиторов определена для процедуры реструктуризации долгов гражданина, для процедуры реализации имущества гражданина такая компетенция не определена.

Вместе с тем, собрание кредиторов может быть установлена обязанность финансового управляющего проводить собрания кредиторов и в процедуре реализации имущества гражданина и может быть установлен срок (промежуток) времени в течение которого собрания кредиторов должны быть проведены. Однако в материалы данного дела, не представлено доказательств того, что собранием кредиторов должника – Минина А.В. была установлена очередность и порядок проведения собрания кредиторов. Соответственно у финансового управляющего такой обязанности не возникло.

Проведение собрание кредиторов ведет к удорожанию процедуры банкротства гражданина (к увеличению текущих расходов), проведение собрание кредиторов не является обязательным в процедуре реализации имущества гражданина, при условии, что:

-собранием кредиторов не установлена очередность и порядок проведения собрания кредиторов;

-финансовым управляющим направляются кредиторам отчеты о своей деятельности.

Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в заявлении направлено заявление о привлечении к административной ответственности Кочетов А.В. именно в связи с не исполнением обязанности по проведению первого собрания кредиторов, суд не рассматривает вопрос о надлежащим или ненадлежащим исполнении управляющим обязанности по направлении кредиторам отчета финансового управляющего. Учитывая также, что представитель Управления в судебном заседании отсутствует и суд лишен возможности поставить указанный вопрос (о надлежащим или ненадлежащим исполнении управляющим обязанности по направлении кредиторам отчета финансового управляющего) на обсуждение.

Также, Постановлением Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 02.12.2016 по делу №А03-19075/2015, отмечено следующее.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом апелляционного суда о том, что Законом о банкротстве на финансового управляющего возложена обязанность по представлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.

Согласно положениям пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Законом; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

В пункте 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения о заключении мирового соглашения; иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из содержания указанных норм, в обязанности финансового управляющего не входит созыв и проведение собрания кредиторов должника – гражданина исключительно в целях представления отчета о своей деятельности; финансовый управляющий созывает и (или) проводит собрание кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции.

Получается, из-за явного несовершенства законодательной техники (законодатель не подумал конкретизировать ряд вопросов, не ясно зачем указал эту статью таким образом (надеюсь, что данная норма трактуется законодателем не как реальная обязанность АУ проводить собрания по каждому изменению в реализации)) процедура реализации имущества становится намного более бюрократичной, не менее затратной, чем конкурсное производство (при совершенно разном подходе к оплате труда финансового и конкурсного управляющих).

В части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ формируется иная практика, свидетельствующая о том, что после описи, после оценки, после реализации есть обязанность проводить собрания кредиторов.

-проводить собрание кредиторов после реализации имущества должника п.

Добавить комментарий